Результативность выполнения сенсомоторных тренингов в индивидуальном и соревновательном контекстах деятельности испытуемыми в диадах
Аннотация
Изучение психофизиологических и социальных факторов, определяющих успешность деятельности человека, является актуальной проблемой современной нейросоциобиологии, ввиду высоких требований, предъявляемых рядом профессий к качествам кандидатов. Цель исследования – проведение сравнительного анализа результативности выполнения сенсомоторного теста у одних и тех же испытуемых в индивидуальном и соревновательном контекстах деятельности. Материалы и методы. Исследование проведено на 65 парах добровольцев мужского пола, рекрутированных среди студентов ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова (г. Москва). В качестве модели сенсомоторной деятельности использовался тренинг «Столбики» программно-аппаратного комплекса «БОС-Кинезис» (ООО «Нейротех», Таганрог, РФ) с биологической обратной связью от мышц сгибателей кисти ведущей руки испытуемых. Исследование включало два этапа: индивидуальное обучение (испытуемые были разделены перегородкой в ходе выполнения задания), этап соревнования (участники исследования выполняли тренинг за одним монитором, соревнуясь между собой). Математико-статистическая обработка осуществлялась с использованием программных пакетов GraphPad Prism v.6.01 и STATISTICA v.12. Результаты. Показано, что характер влияния соревновательного контекста на эффективность сенсомоторной деятельности в диадах во многом зависит от уровня исходной индивидуальной результативности субъектов. Рост показателей успешности в условиях соревнования преимущественно наблюдался у индивидов с исходно более низкими результатами выполнения задания, а у значительного числа ранее высокоэффективных испытуемых происходило ее снижение. Заключение. Выявлены индивидуально-типологические особенности изменения результативности выполнения сенсомоторного задания в условиях соревнования относительно индивидуальной деятельности одними и теми же участниками мужского пола.
Скачивания
Литература
2. Krishnan-Barman S., Forbes P.A.G., Hamilton A.F.C. How can the study of action kinematics inform our understanding of human social interaction? // Neuropsychologia. 2017. Vol. 105. P. 101–110.
3. Humans depart from optimal computational models of interactive decision-making during competition under partial information / S. Steixner-Kumar, T. Rusch, P. Doshi et al. // Scientific Reports. 2022. Vol. 12. Art ID 289. DOI:10.1038/s41598-021-04272-x
4. Getting along to get ahead: The role of social context in tournament promotion and reward systems /G.C. Banks, C.E. Whelpley, E.R. Crawford et al. // PLoS One. 2021. Vol. 16 (9). Art ID e0257389. DOI: 10.1371/journal.pone.0257389
5. Dindar M., Ren L., Järvenoja H. An experimental study on the effects of gamified cooperation and competition on English vocabulary learning // British Journal of Educational Technology. 2020;52. DOI:10.1111/bjet.12977
6. Ciobanu N.R., Barth K., Florescu M.C.Cooperation vs. Competition. Approaches on the inclusion of children with SEN // Különleges Bánásmód – Interdiszciplináris folyóirat. 2021. Vol. 7. P. 25–33. DOI: 10.18458/KB.2021.1.25
7. Triplett N. The Dynamogenic Factors in Pacemaking and Competition // American Journal of Psychology. 1898. Vol. 9 (4). P. 507–533. DOI: 10.2307/1412188
8. Zajonc R.B., Heingartner A., Herman E.M. Social enhancement and impairment of performance in the cockroach // Journal of Personality and Social Psychology. 1969. Vol. 13 (2). P. 83–92. DOI: 10.1037/h0028063
9. Nijstad B.A., Stroebe W., Lodewijkx H.F.M. The illusion of group productivity: a reduction of failures explanation // European Journal of Social Psychology. 2006. Vol. 36 (1). P. 31–48. DOI: 10.1002/ejsp.295
10. The impact of co-acting competitors on shooting performance in elite biathletes / A. Heinrich, H. Koehler, F. Müller et al. // Journal of sports sciences. 2022. Vol. 40. P. 1–9. DOI: 10.1080/02640414.2022.2127514
11. Spillover effects of competition outcome on future risky cooperation / Y. Li, Z.Liu, Y.Wang et al. // Scientific Reports. 2023. Vol. 13. DOI: 10.1038/s41598-023-32523-6
12. Still want to help? Interpersonal coordinations effects on helping behaviour after a 24 hour delay / L. Cross, J. Michael, L. Wilsdon et al. // ActaPsychologica. 2020. Vol. 206. Art. ID 103062. DOI: 10.1016/j.actpsy.2020.103062
13. Kaefer A., Chiviacowsky S. Cooperation enhances motor learning // Human Movement Science. 2022. Vol. 85. Art. ID 102978. DOI: 10.1016/j.humov.2022.102978
14. Müller F., Cañal-Bruland R. Interindividual differences in incentive sensitivity moderate motivational effects of competition and cooperation on motor performance // PloS one. 2020. Vol. 15. Art ID e0237607. DOI:10.1371/journal.pone.0237607
15. Sex differences on the response to others gains and losses under cooperation and competition / H. Yang, Q.Duan, M. Peng// International Journal of Psychophysiology. 2022. Vol. 182. P. 211–219. DOI: 10.1016/j.ijpsycho.2022.10.012
16. Klehe U.C., Anderson N., Hoefnagels E. Social Facilitation and Inhibition During Maximum Versus Typical Performance Situations // Tetrahedron Letters. 2007. Vol. 20. DOI: 10.1080/08959280701333040
17. Sackett P.R., Zedeck S., Fogli L. Relations between measures of typical and maximum job performance // Journal of Applied Psychology. 1988. Vol. 73. P. 482–486.DOI: 10.1037/0021-9010.73.3.482
18. Some cognitive and neuropsychological aspects of social inhibition and facilitation / G.F. Wagstaff, J. Wheatcroft, J.C. Cole et al. // European Journal of Cognitive Psychology. 2008. Vol. 20 (4). P. 828–846. DOI: 10.1080/09541440701469749
19. Cooperative and Competitive Contextual Effects on Social Cognitive and Empathic Neural Responses / M. Lee, H.S. Ahn, S.K. Kwon, S. Kim // Frontiers in Human Neuroscience. 2018. Vol. 12. Art ID: 218. DOI: 10.3389/fnhum.2018.00218
20. Меськова Е.С., Муртазина Е.П., Гинзбург-Шик Ю.А. Межличностная координация: системные аспекты и социально-психофизиологические факторы (обзор) // Психология. Психофизиология. 2022. Т. 15, № 3. С. 91–102. DOI: 10.14529/jpps220309
21. Wahn B., König P., Kingstone A. Interpersonal coordination in joint multiple object tracking // Journal of Experimental Psychology. Human Perception and Performance. 2021. Vol. 47 (9). P. 1166–1181. DOI: 10.1037/xhp0000935
22. Котовская С.В. Психофизиологические факторы профессиональной жизнеспособности специалистов экстремального профиля с позиции эмергентно-синергетического подхода / С.В. Котовская// Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13, № 1. С. 79–87. DOI: 10.14529/jpps200109
23. Показатели функциональной латеральной организации у студентов-юношей медицинского вуза с различным уровнем физической подготовленности / И.М. Мазикин, М.М. Лапкин, М.В. Акулина, П.А. Кулагин // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2022. Т. 30, № 3. С. 367–374. DOI: 10.17816/PAVLOVJ96768
24. Wongvorachan T. The Impact of Classroom Competition and Cooperation to Student Academic Performance. 2023. DOI:10.31234/osf.io/7vugd.
25. Ouyang X., Liu Z., Gui C. The interactive effects of intragroup cooperation and competition: toward a perspective of paradox // Management Decision. 2023. Vol. 61. DOI:10.1108/MD-11-2021-1462
References
-Copyright (c) 2024 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.