Взаимосвязи личностных характеристик и результативности испытуемых в индивидуальном и соревновательном контекстах когнитивной деятельности

  • О. И. Ермакова Федеральный исследовательский центр оригинальных и перспективных биомедицинских и фармацевтических технологий (Россия, 125315, г. Москва, ул. Балтийская, д. 8) https://orcid.org/0000-0003-4860-6151 ermakova_oi@academpharm.ru
  • Е. П. Муртазина Федеральный исследовательский центр оригинальных и перспективных биомедицинских и фармацевтических технологий (Россия, 125315, г. Москва, ул. Балтийская, д. 8) https://orcid.org/0000-0002-4243-8727 murtazina_ep@academpharm.ru
  • Е. С. Галушка Федеральный исследовательский центр оригинальных и перспективных биомедицинских и фармацевтических технологий (Россия, 125315, г. Москва, ул. Балтийская, д. 8) https://orcid.org/0000-0002-9256-0253 galushka_es@academpharm.ru
  • О. М. Зотова Российский университет медицины (Россия, 127006, г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 4) https://orcid.org/0009-0002-9869-5914 oks_zotova@mail.ru
  • М. А. Марковцева Российский университет медицины (Россия, 127006, г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 4) https://orcid.org/0009-0006-8163-5658 mariamarkovceva51@gmail.com
  • С. С. Перцов 1) Федеральный исследовательский центр оригинальных и перспективных биомедицинских и фармацевтических технологий (Россия, 125315, г. Москва, ул. Балтийская, д. 8); 2) Российский университет медицины (Россия, 127006, г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 4) https://orcid.org/0000-0001-5530-4990 pertsov_ss@academpharm.ru
Ключевые слова: когнитивная деятельность, результативность, тактика, соревнование, психологические характеристики, большая пятерка

Аннотация

Изучение личностных качеств людей, способствующих достижению высокой результативности когнитивной деятельности в разных социальных контекстах, – актуальная проблема психофизиологии. Цель: изучить взаимосвязи психологических характеристик испытуемых с результативностью и тактиками выполнения когнитивного теста в индивидуальном и соревновательном контекстах деятельности в диадах. Материалы и методы. Обследования, одобренные комиссией по биомедицинской этике, проведены на 104 мужчинах-студентах 17–28 лет (средний возраст 19 лет, 7 мес ± 3 мес). Испытуемые проходили психологическое тестирование по методике пятифакторной модели личности. В качестве модели когнитивной деятельности использовался тест «Установление закономерностей», разработанный Б.Л. Покровским (1961 г.). Испытуемые, разделенные перегородками, выполняли задание индивидуально за отдельными мониторами. Затем перегородки убирались, и участники проходили тот же тест, соревнуясь друг с другом в скорости и точности выявления закономерностей. Статистическая обработка методами корреляционного и дисперсионного анализа осуществлялась с использованием программ GraphPad Prism v.8.01 и STATISTICA v.12. Результаты. Показано, что интегральные характеристики когнитивной успешности юношей и в индивидуальном, и в соревновательном контекстах деятельности взаимосвязаны со степенью нейротизма участников. У испытуемых в соревновательном контексте деятельности наблюдалась отрицательная корреляция результативности и уровня доверия к окружающим. Обнаружены различия личностных показателей между группами испытуемых с разными тактиками когнитивной деятельности. Для юношей с тактикой «быстро и ошибочно» характерна высокая самодостаточность, а испытуемые с «медленной» тактикой более самокритичны. Заключение. Выявлены взаимосвязи психологических характеристик индивидов с результативностью и тактиками выполнения когнитивной задачи в разных социальных контекстах деятельности в диадах.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

О. И. Ермакова , Федеральный исследовательский центр оригинальных и перспективных биомедицинских и фармацевтических технологий (Россия, 125315, г. Москва, ул. Балтийская, д. 8)

Лаборант-исследователь

Е. П. Муртазина , Федеральный исследовательский центр оригинальных и перспективных биомедицинских и фармацевтических технологий (Россия, 125315, г. Москва, ул. Балтийская, д. 8)

Кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник

Е. С. Галушка , Федеральный исследовательский центр оригинальных и перспективных биомедицинских и фармацевтических технологий (Россия, 125315, г. Москва, ул. Балтийская, д. 8)

Младший научный сотрудник

О. М. Зотова , Российский университет медицины (Россия, 127006, г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 4)

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры нормальной физиологии

М. А. Марковцева , Российский университет медицины (Россия, 127006, г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 4)

Преподаватель кафедры нормальной физиологии

С. С. Перцов , 1) Федеральный исследовательский центр оригинальных и перспективных биомедицинских и фармацевтических технологий (Россия, 125315, г. Москва, ул. Балтийская, д. 8); 2) Российский университет медицины (Россия, 127006, г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 4)

1) доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, директор НИИ нормальной физиологии имени П.К. Анохина; 2) заведующий кафедрой нормальной физиологии

Литература

1. Louwen C., Reidlinger D., Milne N. Profiling health professionals personality traits, behaviour styles and emotional intelligence: a systematic review // BMC Medical Education. 2023. Vol. 23(1). Art. ID 120. DOI: 10.1186/s12909-023-04003-y.
2. Cunningham W., Acosta P., Muller N. Minds and Behaviors at Work: Boosting Socioemotional Skills for Latin Americas Workforce. Washington, DC: World Bank, 2016. Р. 7.
3. Мишкевич А.М. Об использовании русскоязычной версии «Вопросника Большой Пятерки» (Big Five Inventory) при изучении подростков // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. № 1(25). С. 92–101.
4. Turan Z., Yılmaz R. M. Do Personality Traits Influence Nomophobia? An Investigation of the Big Five Personality Traits and Nomophobia Levels in University Students // Psycho-Educational Research Reviews. 2024. Vol. 13(1). P. 46–59. DOI: 10.52963/PERR_Biruni_V13.N1.03
5. Волкова Е.Н. Личностные особенности учителя XXI века: анализ эмпирических исследований проблемы // Образование и наука. 2022. № 24(3). С. 126–157. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-3-126-157
6. Взаимосвязь индивидуально-личностных качеств и динамики функциональных состояний участников морской арктической экспедиции / М.А. Тункина, Я.А. Корнеева, Н.Н. Симонова, А.А. Трофимова // Acta Biomedica Scientifica. 2022. № 5(1). С. 228–241. DOI: 10.29413/ABS.2022-7.5-1.24
7. Витко Ю.С., Калугин А.Ю., Щебетенко С.А. Многообразие структур черт личности // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2022. № 1 (6). С. 183–193.
8. Батурина Н.В., Вяткина В.В. Влияние особенностей личности на готовность к жизненным переменам // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 2 (204). С. 477–484. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.
9. Katz-Navon T., Delegach M., Haim E. Contagious charisma: the flow of charisma from leader to followers and the role of followers self-monitoring // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14. Art. ID 1239974. DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1239974.
10. Zhang J., Yin K., Li S. Leader extraversion and team performance: A moderated mediation model // PLoS One. 2022. Vol. 17(12). Art. e0278769. DOI: 10.1371/journal.pone.0278769.
11. Mammadov S. Big Five personality traits and academic performance: A meta-analysis // Journal of personality. 2022. Vol. 90(2). P. 222–255. DOI: 10.1111/jopy.12663.
12. Adolescents prosocial behavior predicts good grades beyond intelligence and personality traits / М. Gerbino, A. Zuffiano, N. Eisenberg et al. // Journal of Personality. 2018. Vol. 86. P. 247–260. DOI: 10.1111/jopy.12309.
13. Culjak Z., Mlacic B. The Big-Five model of personality and the success of high school students in physical education // Croatian Journal of Education. 2014. Vol. 16. P. 471–490.
14. Ackerman P.L., Chamorro-Premuzic T., Furnham A. Trait complexes and academic performance: Old and new ways of examining personality in educational contexts // British Journal of Educational Psychology. 2011. Vol. 81. P. 27–40. DOI: 10.1348/000709910X522564.
15. Логунова Е.В. Диагностика познавательного развития. Оренбург, 2021. 97 с.
16. Сравнительный анализ особенностей когнитивной деятельности людей в индивидуальном и соревновательном контекстах / О.И. Ермакова, Е.П. Муртазина, Е.С. Галушка, О.М. Зотова, С.С. Перцов // Современные вопросы биомедицины. 2024. Т. 8, № 2. С. 65–83. DOI: 10.24412/2588-0500-2024_08_02_
17. Смолева Е.О. Социальный стресс и стратегии его преодоления: анализ концепций и моделей // Социальное пространство. 2020. Т. 6, № 3. DOI: 10.15838/sa.2020.3.25.3.
18. Василенко Е.А. Проблема сущности и функций социального стресса в психологии // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 3. С. 299–319. DOI: 10.25588/CSPU.2019.27.22.020
19. Neuroticism facets and mortality risk in adulthood: A systematic review and narrative synthesis / M. Butler, N. Turiano, L. Buckley et al. // Journal of Psychosomatic Research. 2023. Vol. 175. Art. ID: 111500. DOI: 10.1016/j.jpsychores.2023.111500.
20. Князева С.А. Индивидуально-психологические особенности людей, склонных к депрессивным состояниям // Вестник науки. 2022. № 11(56). С. 173–182.
21. Nguyen N. T., Allen L. C., Fraccastoro K. Personality predicts academic performance: Exploring the moderating role of gender // Journal of Higher Education Policy and Management. 2005. Vol. 27. P. 105–116. DOI: 10.1080/13600800500046313
22. Neuroticism/negative emotionality is associated with increased reactivity to uncertain threat in the bed nucleus of the stria terminalis, not the amygdala / S.E. Grogans, J. Hur, M.G. Barstead et al. // bioRxiv. 2024. DOI: 10.1101/2023.02.09.527767.
23. Multivariate genetic analysis of personality and cognitive traits reveals abundant pleiotropy / G. Hindley, A. Shadrin, D. van der Meer et al. // Nat Hum Behav. 2023. Vol. 7, № 9. DOI: 10.1038/s41562-023-01630-9
24. Macovei C.M., Bumbuc S., Martinescu-Badalan F. The role of personality traits in mediating the relation between fear of negative evaluation and social interaction anxiety // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14. Art. ID 1268052. DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1268052.
25. Акулов В.А. Исследование эмоциональной устойчивости старшеклассников // Скиф. 2021. № 10 (62). С. 54–59.
26. Jefferies P., Ungar M. Social anxiety in young people: A prevalence study in seven countries // PLoS One. 2020. Vol. 15(9). Art. ID e0239133. DOI: 10.1371/journal.pone.0239133.
27. Bleckmann E., Wieczorek L.L., Wagner J. The Role of Agreeableness, Neuroticism, and Relationship-Specific Features in Self- and Other-Perceptions of Conflict Frequency in Adolescent Relationships with Parents and Peers // Journal of Youth and Adolescence. 2024. DOI: 10.1007/s10964-024-01951-6.
28. Тупиков Е.К. Социализация молодых болельщиков под воздействием института профессионального спорта (на примере г. Ростова-на-Дону) // Caucasian Science Bridge. 2023. Т. 6, № 4(22). С. 85–93. DOI: 10.18522/2658-5820.2023.4.8.
29. Mercadante E. J., Heine S. J., Aquino K. Leadership in the eye of the beholder: Follower self-esteem is associated with divergent perceptions of leadership ability for dominant and prestigious leaders // Journal of Personality. 2023. Vol. 91(5). P. 1253–1270. DOI: 10.1111/jopy.12799

References

-
Опубликован
2024-12-30
Как цитировать
Ермакова, О., Муртазина, Е., Галушка, Е., Зотова, О., Марковцева, М., & Перцов, С. (2024). Взаимосвязи личностных характеристик и результативности испытуемых в индивидуальном и соревновательном контекстах когнитивной деятельности. Психология. Психофизиология, 17(4), 124-135. https://doi.org/10.14529/jpps240411
Раздел
Психофизиология

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)