Взаимосвязь мотивов учебной деятельности с жизнеспособностью у студентов – представителей различных профилей профессиональной подготовки

  • К. О. Богомазова Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76) https://orcid.org/0000-0002-1543-3007 bogomazovako@susu.ru
  • О. А. Макунина Уральский государственный университет физической культуры (Россия, 454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 1) https://orcid.org/0000-0002-3448-9428 oamakunina@mail.ru
  • Т. А. Михайлова Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 69) https://orcid.org/ 0000-0003-6416-880 mihailovata@cspu.ru
  • О. Б. Никольская Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 69) https://orcid.org/0000-0002-4681-7695 nikolskayaob@cspu.ru
  • О. А. Комиссарова Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 69) https://orcid.org/0000-0003-4236-5940 komissarovaoa@cspu.ru
Ключевые слова: жизнеспособность, мотивы, учебная деятельность, студенты, профиль обучения, взаимосвязь, корреляционный анализ

Аннотация

Обоснование. Условием формирования жизнеспособности студента является становление его профессиональной компетентности. Цель: выявить особенности взаимосвязи мотивов учебной деятельности с жизнеспособностью у студентов, обучающихся по различным программам профессиональной подготовки. Материалы и методы. В обследовании приняли участие 417 студентов обоего пола (средний возраст 21,0 ± 1,1 года) – представителей старших курсов педагогического, технического, физкультурно-спортивного и юридического профиля подготовки. Определяли уровень жизнеспособности студентов и мотивов учебной деятельности. Корреляционный анализ реализован с применением программы SPSS Statistics v. 23. Результаты. Показано, что уровень мотивации учебной деятельности предопределяется соответствующим уровнем жизнеспособности. Установлено, что чем выше уровень жизнеспособности, тем выше уровень коммуникативных, профессиональных и мотивов творческой реализации. Мотивы престижа и социальные мотивы не имеют связи с показателем жизнеспособности у студентов сравниваемых групп. Выявлены взаимосвязи компонентов жизнеспособности и мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов с различным уровнем жизнеспособности. Показано, что в условиях учебного процесса мотивы выступают как функциональная система с детерминирующими и характеризующими ее структуру компонентами жизнеспособности. Уровень жизнеспособности студентов определяет специфичность системы «учебная мотивация – жизнеспособность». Ключевой, «неспецифической» характеристикой является взаимосвязь мотивов учебной деятельности со шкалой «Осмысленность жизни». Только в группе студентов с низким уровнем жизнеспособности наблюдаются мотивы престижа, социальные мотивы учебной деятельности. Заключение. Профессионально-познавательные мотивы независимо от профиля профессиональной подготовки составляют группу ведущих мотивов учебно-профессиональной деятельности современных студентов вуза. Выраженность взаимосвязей параметров жизнеспособности и мотивов учения у студентов опосредована их профессиональной специализацией и уровнем жизнеспособности. Определены перспективы данного направления исследования.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

К. О. Богомазова , Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76)

Соискатель кафедры психологии управления и служебной деятельности; заместитель директора по внеучебной и воспитательной работе, Институт спорта, туризма и сервиса

О. А. Макунина , Уральский государственный университет физической культуры (Россия, 454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 1)

Кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры физиологии, старший научный сотрудник НИИ олимпийского спорта

Т. А. Михайлова , Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 69)

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Высшая школа физической культуры и спорта

О. Б. Никольская , Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 69)

Старший преподаватель кафедры физического воспитания, Высшая школа физической культуры и спорта

О. А. Комиссарова , Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 69)

Старший преподаватель кафедры физического воспитания, Высшая школа физической культуры и спорта

Литература

1. Шерешкова Е.А., Волгуснова Е.А. Взаимосвязь нервно-психической устойчивости и жизнеспособности студентов – будущих педагогов // Человек и образование. 2020. № 2(63). С. 148–155. DOI 10.54884/S181570410020802-7.
2. Байгужин П.А. Гигиеническая оценка напряженности умственного труда студентов в ситуации тестирования теоретической подготовленности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2011. № 39(256). С. 16–18.
3. Морозюк С.Н., Горбенко И.А., Кузнецова Е.С. Феномен «жизнеспособность» у старших школьников и студентов в условиях современного образования // Вестник Университета Российской академии образования. 2020. № 4. С. 18–27. DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10036.
4. Хроколов В.А., Соколова А.А. Безопасность личности, общества и государства: информационно-психологический аспект // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2018. № 1. С. 27–35.
5. Зеер Э.Ф. Социально-психологические аспекты развития жизнеспособности и формирования жизнестойкости человека // Педагогическое образование в России. 2015. № 8. С. 69–76.
6. Рыльская Е.А. Тест «Жизнеспособность человека»: разработка и психометрические характеристики // Социум и власть. 2016. № 1(57). С. 25–30.
7. Селезнева Н.Т., Рубленко Н.В., Тодышева Т.Ю. Жизнеспособность личности. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2015. 308 с.
8. Байдашева Е.Н. Личностно-профессиональное воспитание студентов в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 1. С. 34–35.
9. Ветохин С.С., Климович И.А. Итоги социологического исследования мотивов учебной и будущей профессиональной деятельности студентов инженерных специальностей // Труды Белорусского государственного технологического университета. Серия 8. Учебно-методическая работа. 2009. № 8. С. 191–192.
10. Губанова А.В., Дмитриева Т.Ю. Мотивы учебной деятельности студентов-физиков // Развитие мышления в процессе обучения физике. 2013. № 1. С. 22–25.
11. Чиркина С.Е. Мотивы учебной деятельности современного студента // Образование и саморазвитие. 2013. № 4(38). С. 83–89.
12. Акименко Г.В. Индивидуально-психологические особенности личности студентов и мотивы учебной деятельности на примере медицинского университета // Дневник науки. 2020.
№ 4(40). С. 17.
13. Седова С.С., Львова Ю.А. Исследование ведущих мотивов учебной деятельности студентов // Научный поиск: личность, образование, культура. 2022. № 4(46). С. 48–52.
14. Афанасенкова Е.Л., Артюкевич А.Н. Мотивы учебной деятельности студентов вуза разных профессиональных направлений в современных условиях образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. № 1(29). С. 140–153.
15. Матвеева С.Л. Особенности мотивов учебной деятельности у студентов государственных и частных вузов // Вестник КИГИТ. 2019. № 1. С. 83–96.
16. Наличаева С.А., Дячук А.К. Жизнеспособность как фактор устойчивости к дезадаптационным проявлениям у молодежи // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2019. Т. 4, № 2. С. 44–91.
17. Бадмаева Н.Ц. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) // Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: моногр. Улан-Удэ, 2004. С. 151–154.
18. Егорова А.Ю., Бобрышов С.В. Система мотивов учебной деятельности как прогностическая система факторов успешности обучения: взгляд сквозь призму унификационного подхода // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 3(78). С. 148–157. DOI: 10.37493/2307-907X.2020.3.17.
19. Богомазова К.О., Байгужина О.В. Социальная тревога и психологическая атмосфера в группе как корреляты жизнеспособности студентов различных профилей подготовки // Психология. Психофизиология. 2022. Т. 15, № 1. С. 5–15. DOI: 10.14529/jpps220101.
20. Управление процессом формирования мотивов учебной деятельности / А.Ш. Муталибов, Н.П.Г. Аталаева, А.А. Абдулкеримова, И.О. Ильясов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2021. Т. 15, № 3. С. 65–69. DOI: 10.31161/1995-0675-2021-15-3-65-69.

References

-
Опубликован
2023-10-02
Как цитировать
Богомазова, К., Макунина, О., Михайлова, Т., Никольская, О., & Комиссарова, О. (2023). Взаимосвязь мотивов учебной деятельности с жизнеспособностью у студентов – представителей различных профилей профессиональной подготовки. Психология. Психофизиология, 16(3), 5-20. https://doi.org/10.14529/jpps230301
Раздел
Общая психология, психология личности, история психологии

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)