Социальная тревога и психологическая атмосфера в группе как корреляты жизнеспособности студентов различных профилей подготовки

  • К. О. Богомазова Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76) https://orcid.org/0000-0002-1543-3007 bogomazovako@susu.ru
  • О. В. Байгужина Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76) https://orcid.org/0000-0003-4292-321X baiguzhinaov@susu.ru
Ключевые слова: жизнеспособность, студенческая молодежь, социальная тревожность, профили подготовки

Аннотация

Введение. В статье представлены результаты исследования отдельных социально-психологических аспектов жизнеспособности, пока еще мало освещенных в научной периодике. Цель исследования: выявить особенности связей жизнеспособности с проявлениями социальной тревоги и спецификой психологической атмосферы в группах студентов различных профилей подготовки. Материалы и методы исследования. Использованы стандартизированные методики: «Жизнеспособность человека» (Е.А. Рыльской), «Социальная тревожность» (О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев), «Оценка психологической атмосферы в коллективе» (А.Ф. Фидлер). Выборка исследования: студенты выпускного курса педагогического ЮУрГГПУ (n = 69) и спортивного вуза УралГУФК (n = 35), в том числе 27 юношей и 77 девушек. Статистическая обработка проводилась с помощью корреляционного анализа с применением статистического пакета SPSS Statistics v. 17.0.
Результаты. Выявлена относительно низкая вариабельность значений шкал «Общая жизнеспособность» и «Общая оценка социальной тревожности» у студентов спортивного вуза, «Способности адаптации» – у студентов педагогического вуза. Средние значения по интегральной шкале «Общая жизнеспособность» в сравниваемых группах студентов соответствуют уровню «ниже среднего». Значения шкал «Социальная тревога в ситуации наблюдения», «Постситуативные руминации …» и «Сдержанность в выражении эмоций из-за страха отвержения» методики «Социальная тревога» отражают средний уровень значимости причин указанных вариантов тревожности у студентов всех профилей подготовки. Независимо от программы подготовки психологический климат в коллективе студентов характеризуется преобладанием положительных признаков, а в структуре связей жизнеспособности с социально-психологическими характеристиками выявляются отрицательные связи способностей адаптации c тревогой в ситуации «быть в центре внимания» и с тревогой, опосредованной страхом критики. Все остальные связи принципиально разные, что свидетельствует о высокой вариативности корреляционных структур жизнеспособности у студентов разных профилей подготовки. Заключение. Анализ структуры жизнеспособности человека должен учитывать ее связи с социально-психологическими свойствами, что может служить основой для разработки программ развития и поддержания жизнеспособности студенческой молодежи в период обучения в вузе.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

К. О. Богомазова , Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76)

Соискатель кафедры психологии управления и служебной деятельности; заместитель директора по внеучебной и воспитательной работе, Институт спорта, туризма и сервиса

О. В. Байгужина , Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76)

Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, научно-исследовательский центр спортивной науки, Институт спорта, туризма и сервиса

Литература

1. Селезнёва Н.Т., Рубленко Н.В., Тодышева Т.Ю. Жизнеспособность личности: монография. Красноярск: Изд-во Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2015. 308 с.
2. Краснова-Гольева В.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39944.shtml (дата обращения: 14.12.2021)
3. Корытко И.Д. Психологические факторы социальной тревожности студентов // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2021. № 1. С. 13–17. DOI:
https://doi.org/10.17805/trudy.2021.1.2
4. Рыльская Е.А., Мошкина Л.Д. Жизнеспособность в структуре интегральной индивидуальности студентов // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14, № 4. С. 24–36. DOI: https://doi.org/10.14529/jpps210403.
5. Рыльская Е.А. Тест «Жизнеспособность человека»: разработка и психометрические характеристики // Социум и власть. 2016. № 1 (57). С. 25–30.
6. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру). М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. C. 190–191.
7. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Опросник социальной тревоги и социофобии [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2012. № 4 (15). URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_4_15/nomer/nomer19.php (дата обращения: 19.12.2021).
8. Шишлянникова Л.М. Применение корреляционного анализа в психологии // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 98–107.
9. Байгужин П.А. Гигиеническая оценка напряженности умственного труда студентов в ситуации тестирования теоретической подготовленности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2011. № 39 (256). С. 16–18.
10. Режим дня студентов в условиях сочетанного влияния умственных и физических нагрузок / О.А. Макунина, Е.В. Быков, О.И. Коломиец, И.А. Якубовская // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. 2018. № 1(17). С. 50–55.
11. Психофизиологические критерии социальной адаптации студентов-спортсменов / О.А. Макунина, Е.В. Быков, И.Ф. Харина, М.В. Светлакова // Теория и практика физической культуры. 2021. № 11. С. 75–76.
12. Отбор и медико-биологическое сопровождение одаренных обучающихся, реализующих образовательную и спортивную деятельность / Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин, В.В. Эрлих, А.Э. Батуева, Е.С. Сабирьянова // Science for Education Today. 2020. Т. 10, № 5. С. 196–210. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2005.11.
13. Generalization of social anxiety to sporting and athletic situations: Gender, sports involvement, and parental pressure / P.J. Norton, J.A. Burns, D.A. Hope [et al.] // Depression and anxiety. 2000. Vol. 12 (4). P. 193–202. DOI: https://doi.org/10.1002/1520-6394.
14. Мануйлов Г.В., Горелова Г.Г., Ященко Е.Ф. Особенности эмпатии и рефлексии личности на разных этапах учебной деятельности // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13, № 1. С. 5–13. DOI: https://doi.org/10.14529/jpps200101.
15. Герасимова О.Ю., Семченко Л.Н. Тревожные расстройства у студентов медицинского университета // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13, № 4. С. 30–38. DOI: https://doi.org/10.14529/jpps200404.
16. Cognitive mechanisms influence the relationship between social anxiety and depression among college students / J.D. Kraft, D.M. Grant, E.J. White [et al.] // Journal of American college health. 2021. Vol. 69 (3). P. 245–251. DOI: https://doi.org/10.1080/07448481.2019.1661844.
17. Шабанова Т.Л., Тарабакина Л.В. Исследование эмоциональной зрелости у студентов педагогического вуза // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, № 1(22). С. 13. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-13.
18. Байгужин П.А., Байгужина О.В., Прачева А.А. Структура агрессии студенток педагогического вуза // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. № 6. С. 6. DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2014-6-6.
19. Заусенко И.В., Озерова Е.В. Связь тревожности и мотивации к обучению у студентов // Педагогическое образование в России. 2019. № 5. С. 90–96. DOI: https://doi.org/10.26170/po19-05-13
20. Бородина К.М. Социальная тревожность как фактор снижения успеваемости студентов // Региональный вестник. 2019. № 22 (37). С. 7–8.
21. Акопов Г.В., Акопян Л.С., Тимошкин С.И. Особенности эмоционального профиля и содержание социальных страхов студенческой молодежи // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2019. Т. 21, № 69. С. 10–15.

References

1. Selezneva N.T., Rublenko N.V., Todysheva T.Yu. Viability of the individual: a monograph. Krasnoyarsk, Publ. House of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev. 2015:308. (in Russ.).
2. Krasnova-Goleva V.V., Kholmogorova A.B. Social Anxiety and Student Disadaptation. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru = Psychological Science and Education psy-edu.ru. 2011;3(1). (in Russ.). Available at: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39944.shtml (accessed 14.12.2021)
3. Korytko I.D. Psychological factors of social anxiety in students. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta = Scientific works of the Moscow University for the Humanities. 2021;1:13–17. (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.17805/trudy.2021.1.2
4. Rylskaya E.A., Moshkina L.D. Resilience in the Integral Individuality of Students. Psikhologiya. Psikhofiziologiya = Psychology. Psychophysiology. 2021;14(4):24–36. (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.14529/jpps210403
5. Rylskaya E.A. Test “Human system capability”: working out and psychometrical characteristics. Sotsium i vlast = Society and Power. 2016;1(57):25–30. (in Russ.).
6. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuilov G.M. Methodology for assessing the psychological atmosphere in the team (according to A.F. Fidler). Moscow, Publ. house of the Institute of Psycho-therapy. 2002:190–191. (in Russ.).
7. Sagalakova O.A., Truevtsev D.V. Questionnaire of social anxiety and sociophobia. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii: elektronnyy nauchnyy zhurnal = Medical psychology in Russia: electronic scientific journal. 2012;4(15). Available at: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_4_15/nomer/nomer19.php (accessed 19.12.2021). (in Russ.).
8. Shishlyannikova L.M. Application of correlation analysis in psychology. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological science and education. 2009;1:98–107. (in Russ.).
9. Baiguzhin P.A. Hygienic estimation of intensity brainwork of students in the situation of testing of theoretical readiness. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie, zdravookhranenie, fizicheskaya kultura = Bulletin of South Ural State University. Series “Education, Healthcare, Physical Education. 2011;39(256):16–18. (in Russ.).
10. Makunina O.A., Bykov E.V., Kolomiets O.I., Yakubovskaya I.A. The regime of students day in terms of complex influence of mental and physical loads. Nauchno-sportivnyy vestnik Urala i Sibiri = Ural and Siberia bulletin of sports science. 2018;1(17):50–55. (in Russ.).
11. Makunina O.A., Bykov E.V., Kharina I.F., Svetlakova M.V. Social adaptation of sporting students: psycho-physiological health tests and analysis. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury = Theory and practice of physical culture. 2021;11:75–76. (in Russ.).
12. Shibkova D.Z., Baiguzhin P.A., Erlikh V.V., Batueva A.E., Sabiryanova E.S. Selection and biomedical support for gifted children simultaneously involved in education and sports. Sci-ence for Education Today. 2020;10(5):196–210. (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2005.11.
13. Norton P.J., Burns J.A., Hope D.A. et al. Generalization of social anxiety to sporting and athletic situations: Gender, sports involvement, and parental pressure. Depression and anxiety. 2000;12(4):193–202. DOI: https://doi.org/10.1002/1520-6394.
14. Manuilov G.V., Gorelova G.G., Yashchenko E.F. The Features of Empathy and Reflection in a Person at Different Stages of Education. Psikhologiya. Psikhofiziologiya = Psychology. Psychophysiology. 2020;13(1):5–13. (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.14529/jpps200101
15. Gerasimova O.Yu., Semchenko L.N. Anxiety Disorders among Medical Students. Psikhologiya. Psikhofiziologiya = Psychology. Psychophysiology. 2020;13(4):30–38. (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.14529/jpps200404
16. Kraft J.D., Grant D.M., White E.J. et al. Cognitive mechanisms influence the relationship between social anxiety and depression among college students. Journal of American college health. 2021;69(3):245–251. DOI: https://doi.org/10.1080/07448481.2019.1661844.
17. Shabanova T.L., Tarabakina L.V. Study of emotional maturity among students of a pedagogical university. Vestnik Mininskogo universiteta =Bulletin of the Minin University. 2018;6(1):13. (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-13.
18. Baiguzhin P.A., Baiguzhina O.V., Pracheva A.A. The structure of aggression of female students of a pedagogical university. Sovremennye issledovaniya sotsialnykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal) = Modern studies of social problems (electronic scientific journal). 2014;6:6. (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2014-6-6.
19. Zausenko I.V., Ozerova E.V. The relationship of anxiety and motivation to learn from students. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical Education in Russia. 2019;5:90–96. (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.26170/po19-05-13
20. Borodina K.M. Social anxiety as a factor in reducing student performance. Regionalnyy vestnik = Regional Bulletin. 2019;22(37):7–8. (in Russ.).
21. Akopov G.V., Akopyan L.S., Timoshkin S.I. Features of emotional profile and content of social ears of student youth. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk. Sotsialnye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki = Izvestiya of the Samara Russian Acad-emy of Sciences scientific center. Social, humanitarian, medicobiological sciences. 2019;21(69):10–15. (in Russ.).
Опубликован
2022-04-03
Как цитировать
Богомазова, К., & Байгужина, О. (2022). Социальная тревога и психологическая атмосфера в группе как корреляты жизнеспособности студентов различных профилей подготовки. Психология. Психофизиология, 15(1), 5-15. https://doi.org/10.14529/jpps220101
Раздел
Общая психология, психология личности, история психологии

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)