Толерантность к неопределенности и свойства нервной системы у студентов различных профилей профессиональной подготовки
Аннотация
Введение. Интенсивность воздействия комплекса факторов образовательной среды на фоне изменяющихся социально-культурных факторов жизнедеятельности общества актуализирует оценку уровня проявления толерантности к неопределенности у обучающейся молодежи. Цель: выявить особенности проявления толерантности к неопределенности, а также оценить взаимосвязь ее параметров со свойствами нервной системы у студентов с учетом профильности их профессиональной подготовки. Материалы и методы. Проведена психодиагностика 147 студентов обоего пола (возраст 21,7, SD 1,1), обучающихся по программам юридического, физкультурно-спортивного и педагогического профилей подготовки. Определяли проявление толерантности к неопределенности и основных свойств нервных процессов. Обработка данных проводилась с применением статистического пакета SPSS v. 23. Использовались параметрические методы описания и сравнения значений вариационных рядов исследуемых показателей. Оценку значимости различий между процентными долями сравниваемых выборок определяли с помощью φ-критерия Фишера. С целью оценки структуры взаимосвязей изучаемых показателей применяли корреляционный анализ и корреляционную адаптометрию. Результаты. Независимо от профиля подготовки обследованные студенты предрасположены к неприятию новизны; от 50 до 65 % студентов демонстрируют низкий уровень толерантности к неопределенности. Высокий уровень по шкале «Отношение к сложным задачам» реже проявляют студенты педагогического вуза; по шкале «Отношение к неопределенным ситуациям» – чаще студенты юридического профиля. Низкий уровень по шкале «Предпочтение неопределенности» в два раза чаще встречается у студентов педагогического и юридического профилей подготовки по сравнению со студентами спортивного вуза. Наибольший вес корреляционного графа в системе «Толерантность к неопределенности – Свойства нервной системы» выявлен в группе студентов спортивного профиля, наименьший – в группе студентов педагогического профиля подготовки. Заключение. Исследования психофизиологических конструктов толерантности к неопределенности позволяют оценить и прогнозировать тактику структурно-функциональной трансформации методики обучения студенческой молодежи с учетом профиля их профессиональной подготовки.
Скачивания
Литература
2. Корнилова Т.В. Принцип неопределенности в психологии выбора и риска // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 40. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1111-kornilova40.html (дата доступа 22.12.2021).
3. Гусев А.И. Толерантность к неопределенности как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 300–329.
4. Леонов И.Н. Толерантность к неопределенности как психологический феномен: история становления конструкта // Вестник Удмуртского университета. Философия. Психология. Педагогика. 2014. № 4. С. 43–52.
5. Матушанская А.Г., Алишев Б.С. Толерантность к неопределенности и смежные психологические конструкты когнитивной психологии // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Т. 153, № 5. С. 25–33.
6. Зинченко В.П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция // Вопросы психологии. 2007. № 6. С. 3–20.
7. Махнач А.В. Жизнеспособность человека в условиях неопределенности // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2020. Т. 5, № 4. С. 131–166. DOI: https://doi.org/10.38098/ipran.opwp.2020.17.4.006
8. Лазюк И.В. Исследование толерантности к неопределенности у студентов // Reflexio. 2020. Т. 13, № 1. С. 21–31. DOI: https://doi.org/10.25205/2658-4506-2020-13-1-21-31
9. Быкова Е.А. Психологические особенности студентов – будущих педагогов с различным уровнем инновационной активности // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3(88). С. 271–273. DOI: https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-388-271-273
10. Наумова Д.В. Личностные характеристики молодых людей, толерантных и интолерантных к неопределенности // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2021. № 62. С. 142–156. DOI: https://doi.org/10.15382/sturIV202162.142-156
11. Association between regional white and gray matter volume and ambiguity tolerance: Evidence from voxel-based morphometry / D. Tong, W. Yang, Q. Zhang et al. // Psychophysiology. 2015. Vol. 52(8). P. 983–989. DOI: https://doi.org/10.1111/psyp.12433
12. Павлова Е.В., Чупряева Н.П. Толерантность к неопределенности как предиктор готовности студентов к цифровизации образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/37PSMN320.pdf (дата обращения: 22.12.2021).
13. Евтух Т.В., Харламова Т.М. Особенности толерантности к неопределенности у студентов социально-гуманитарных направлений подготовки // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022. № 1. С. 146–158. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-1-146-158
14. Титова О.И. Толерантность к неопределенности как фактор отношения к деловому взаимодействию в контексте развития общекультурных компетенций студентов вуза // Сибирский психологический журнал. 2018. № 68. С. 131–142. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/68/8
15. Temperament and character profiles of medical students associated with tolerance of ambiguity and perfectionism / J. Leung, C.R. Cloninger, B.A. Hong et al. // PeerJ. 2019. Vol. 7. e7109. DOI: https://doi.org/10.7717/peerj.7109
16. The neural substrate and functional integration of uncertainty in decision making: an information theory approach / J. Goñi, M. Aznárez-Sanado, G. Arrondo et al. // PLoS One. 2011. Vol. 6(3). e17408. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0017408
17. Luo J., Knoblich G. Studying insight problem solving with neuroscientific methods // Methods. 2007. Vol. 42(1). P. 77–86. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ymeth.2006.12.005
18. Осин Е.Н. Факторная структура версии шкалы общей толерантности к неопределённости Д. МакЛейна // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 65–86.
19. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. Ростов н/Д: Феникс, 2002. С. 269–270. (in Russ.).
20. Горбань А.И., Манчук В.Т., Петушкова Е.В. Динамика корреляций между физиологическими параметрами при адаптации и эколого-эволюционный принцип полифакториальности // Проблемы экологического мониторинга и моделирования экосистем. Л.: Гидрометеоиздат, 1987. Т. 10. С. 187–198.
21. Климов В.М., Айзман Н.И. Динамика психофизиологических и социально-психологи¬ческих характеристик студентов вуза разных профилей обучения // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 3(75). С. 93–101. DOI: https://doi.org/10.21603/ 2078-8975-2018-3-93-101
22. Тарабрина Н.Ю. Психофизиологическая оценка здоровья студентов-юристов // Теория и практика физической культуры. 2015. № 1. С. 52–54.
23. Казакевич И.В., Синько Т.В., Пищик В.И. Модель конструкта отношения педагогов различных поколений к неопределенности // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 3. С. 31–47. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.02
24. Байгужин П.А., Макунина О.А., Шибкова Д.З. Нейродинамические маркеры в прогнозе психофизиологической надежности организма у молодежи, реализующей учебную и спортивную деятельность // Ресурсы жизнеспособности и стрессоустойчивости современного человека: психологические, психофизиологические, нейробиологические, педагогические аспекты: коллективная монография (часть 2) / отв. ред. Е.А. Рыльская, В.Э. Цейликман, Е.Г. Щелокова. Челябинск, ООО «Полиграф-Мастер», 2021. С. 4–20.
25. Grube M. Ambiguitätstoleranz und kreative Therapieverfahren bei psychiatrischen Erkrankungen [Tolerance of ambiguity, art therapy and psychiatric illness] // Psychiatr Praha. 2002. Vol. 29 (8).
P: 431–437. (in German). DOI: http://dx.doi.org/10.1055/s-2002-35509
References
1. Baiguzhin P.A. Hygienic estimation of intensity brainwork of students in the situation of testing of theoretical readiness. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie, zdravookhranenie, fizicheskaya kultura = Bulletin of South Ural State University. Series “Education, Healthcare, Physical Education”. 2011;39(256):16–18. (in Russ.).2. Kornilova T.V. The principle of uncertainty in psychology of choice and risk. Psikhologicheskie issledovaniya = Psychological Studies. 2015;8(40) Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/ 2015v8n40/1111-kornilova40.html (accessed: 22.12.2021). (in Russ).
3. Gusev A.I. Tolerantnost k neopredelennosti kak sostavlyayushchaya lichnostnogo potentsiala [Tolerance to uncertainty as a component of personal potential]. Lichnostnyi potentsial: struktura i diagnostika [Personal potential: structure and diagnostics]. Ed. D.A. Leontiev. Moscow. Smysl Publ. 2011:300–329. (in Russ).
4. Leonov I.N. Tolerance for ambiguity as a psychological phenomenon: the history of a construct. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika = Bulletin of Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2014;4:43–52. (in Russ).
5. Malushanskaya A.G., Alishev B.S. Ambiguity tolerance and related concepts of cognitive psychology. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki = Proceedings of Kazan university. Humanities series. 2011;153(5):25–33. (in Russ).
6. Zinchenko V.P. Tolerance to uncertainty: news or psychological tradition. Voprosy psychologii. 2007;6:3–20. (in Russ).
7. Makhnach A.V. Resilience in conditions of uncertainty. Institut psikhologii Rossiiskoi akademii nauk. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda = Institute of psychology Russian Academy of Sciences.Organizational Psychology and Labor Psychology. 2020;5(4):131–166. DOI: https://doi.org/10.38098/ipran.opwp.2020.17.4.006 (in Russ).
8. Lazyuk I.V. Study of Tolerance to Uncertainty in Students. Reflexio. 2020;13(1):21–31. (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.25205/2658-4506-2020-13-1-21-31
9. Bykova E.A. Psychological characteristics of students as future teachers with different levels of innovative activity. Mir nauki, kultury, obrazovaniya = The world of science, culture and education. 2021;№3(88):271–273. (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-388-271-273
10. Naumova D. Personal characteristics of young people who are tolerant and intolerant towards uncertainty. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 4: Pedagogika. Psikhologiya = St. Tikhons University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology. 2021;62:142–156. (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.15382/sturIV202162.142-156
11. Tong D., Yang W., Zhang Q. et al. Association between regional white and gray matter volume and ambiguity tolerance: Evidence from voxel-based morphometry. Psychophysiology. 2015;52(8):983–989. DOI: https://doi.org/10.1111/psyp.12433
12. Pavlova E.V., Chupryaeva N.P. Tolerance to uncertainty as a predictor of students readiness for digitalization of education. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya = World of Science. Pedagogy and psychology. 2020;3(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/37PSMN320.pdf (accessed: 22.12.2021). (in Russ.).
13. Evtukh T.V., Kharlamova T.M. Characteristics of ambiguity tolerance in social sciences and humanities students. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya = Perm university herald. Series “Philosophy. Psychology. Sociology”. 2022;1:146–158. (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-1-146-158
14. Titova O. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal = Siberian Journal of Psychology. Tolerance to uncertainty as a factor of the relation to business interaction in the context of students common cultural competences development. 2018;68:131–142. (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/68/8
15. Leung J., Cloninger C.R., Hong B.A. et al. Temperament and character profiles of medical students associated with tolerance of ambiguity and perfectionism. PeerJ, 2019;7:e7109. DOI: https://doi.org/10.7717/peerj.7109
16. Goñi J., Aznárez-Sanado M., Arrondo G. et al. The neural substrate and functional integration of uncertainty in decision making: an information theory approach. PLoS One. 2011;6(3):e17408. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0017408
17. Luo J., Knoblich G. Studying insight problem solving with neuroscientific methods. Methods. 2007;42(1):77–86. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ymeth.2006.12.005
18. Osin E.N. Factor structure of the version of the scale of general tolerance to uncertainty
by D. McLane. Psikhologicheskaya diagnostika = Psychological diagnostics. 2010;2:65–86. (in Russ.).
19. Shapar V.B., Timchenko A.V., Shvydchenko V.N. Prakticheskaya psikhologiya. Instrumentarii [Practical psychology. Tools]. Rostov-on-Don. Feniks Publ. 2002:269–270. (in Russ.).
20. Gorban A.I., Manchuk V.T., Petushkova E.V. Dynamics of correlations between physiological parameters during adaptation and ecological-evolutionary principle of polyfactoriality. Problemy ekologicheskogo monitoringa i modelirovaniya ekosistem = Problems of ecological monitoring and modeling of ecosystems. Leningrad Hydrometeoizdat Publ. 1987;10:187–198. (in Russ.).
21. Klimov V.M., Aizman N.I. Dynamics of Psycho-Physiological and SocioPsychological Characteristics of University Students of Different Specialties. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University. 2018;(3):93-101. (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-3-93-101
22. Tarabrina N.Yu. Psychophysiological assessment of law students health. Teoriya i praktika fizicheskoi kultury = Theory and Practice of Physical Culture. 2015;1:52–54. (in Russ.).
23. Kazakevich I.V., Sinko T.V., Pishchik V.I. The model of teachers attitude to uncertainty construct: With the main focus on different generations of educators. Science for Education Today. 2022;12(3):31–47. (in Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.02
24. Baiguzhin P.A., Makunina O.A., Shibkova D.Z. Neirodinamicheskie markery v prognoze psikhofiziologicheskoi nadezhnosti organizma u molodezhi, realizuyushchei uchebnuyu i sportivnuyu deyatelnost [Neurodynamic markers in the prognosis of psychophysiological reliability of the organism in young people implementing educational and sports activities]. Resursy zhiznesposobnosti i stressoustoichivosti sovremennogo cheloveka: psikhologicheskie, psikhofiziologicheskie, neirobiologicheskie, pedagogicheskie aspekty [Resources of viability and stress resistance of a modern person: psychological, psychophysiological, neurobiological, pedagogical aspects]. Ed. E.A. Rylskaya, V.E. Tseilikman, E.G. Shchelokova. Chelyabinsk, Poligraf-Master Publ. 2021:4–20. (in Russ.).
25. Grube M. Ambiguitätstoleranz und kreative Therapieverfahren bei psychiatrischen Erkrankungen [Tolerance of ambiguity, art therapy and psychiatric illness]. Psychiatr Praha. 2002;29(8):431–437. (in German). DOI: http://dx.doi.org/10.1055/s-2002-35509
Copyright (c) 2022 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.