Влияние цифровых технологий на когнитивные способности человека (обзор)
Аннотация
Теоретические основы. Цифровые технологии являются неотъемлемой частью развития современного общества. Данная ситуация определяет интерес научного общества к влиянию цифровых технологий на здоровье человека, в частности на его когнитивные функции. Цель. Проанализировать влияние цифровых технологий на когнитивные функции человека по результатам научных исследований, опубликованных в основном за последние пять лет, а также структурировать и упорядочить знания, существующие в данной области. Методы и материалы: системный анализ опубликованных результатов оригинальных исследований, размещенных на платформе PubMed и на информационно-аналитическом портале eLIBRARY.ru. Результаты. Обзор результатов исследований не дал однозначного ответа о положительном или отрицательном влиянии цифровых технологий. Показано развитие таких когнитивных навыков, как внимание, память, скорость обработки информации. Однако положительные результаты, особенно у детей, ограничиваются временем использования цифровых носителей. Результативность использования цифровых технологий отмечена в аспекте тренировки мозга для профилактики возрастных изменений когнитивных функций. В отношении негативных моментов отмечено, что для активных пользователей цифровых технологий характерно образное восприятие материала, присущее клиповому мышлению без глубокого осознания информации, затруднено выделение смысла и понимание аналогий между абстрактными понятиями. Заключение. Основной проблемой остается безмерное пользование информационными ресурсами и низкое качество потребляемой информации. Темпы развития современного общества, исключающие вероятность полного отказа от цифровых технологий, и противоречивость полученных результатов указывают на необходимость продолжения исследований в данной области. Более полные данные позволят выяснить, как избежать негативного влияния цифровых технологий на когнитивные функции человека и как способствовать развитию последних, грамотно используя преимущества цивилизации.
Скачивания
Литература
№ 1. e193869. DOI: http://doi.org/10.1001/jamapediatrics.2019.3869
2. Батенова Ю.В. Интенсификация цифрового опыта дошкольника: когнитивные последствия // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2019. № 4. С. 4–20. DOI: http://doi.org/10.11621/vsp.2019.04.04
3. Водяха С.А., Водяха Ю.Е., Минюрова С.А. Особенности структуры интеллекта младших школьников, обучаемых посредством гаджетов // Педагогическое образование в России. 2019.
№ 7. С. 133–140. DOI: http://doi.org/10.26170/po19-07-18
4. Догуревич О.А., Сугробова Г.А. Влияние работы на ПЭВМ с разными видами информации на психофизиологическое состояние подростков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Естественные науки. 2017. № 4(20). С. 65–73. DOI: http://doi.org/10.21685/2307-9150-2017-4-5
5. Когнитивные функции и личностные особенности школьников в разных образовательных средах / Ю.Н. Гут, М.К. Кабардов, Ю.П. Кошелева, О.А. Москвитина // Перспективы науки
и образования. 2021. № 5(53). С. 323–333. DOI: http://doi.org/10.32744/pse.2021.5.22
6. Луговая В.Ф., Пискунова Е.В., Проект Ю.Л. Анализ характеристик памяти как элемента когнитивной сферы старшеклассников в контексте их субъективной зависимости от цифровых технологий // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2020. № 10. № статьи 2876. URL: http://emissia.org/offline/2020/2876.htm (дата обращения: 12.07.2022)
7. Влияние цифровой среды на умственную работоспособность и мышление учащихся /
Е.С. Богомолова, К.А. Лангуев, Н.В. Котова, Е.В. Лангуева // Наука и школа. 2022. № 1. С. 123–133. DOI: http://doi.org/10.31862/1819-463X-2022-1-123-133
8. Микова Т.Е. Возможности и последствия применения смартфонов в обучающей деятельности // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. Т. 11, № 3(45). С. 53–61. DOI: http://doi.org/10.7442/2071-9620-2019-11-3-53-61
9. Mangen A., Olivier G., Velay J.L. Comparing comprehension of a long text read in print book and on kindle: where in the text and when in the story? // Frontiers in Psychology. 2019. № 10. Art. no. 38. DOI: http://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00038
10. Рабаданова А.И. Определение степени выраженности когнитивных функций у лиц с различным уровнем информационной нагрузки // Вестник психофизиологии. 2019. № 1. С. 133–134.
11. Wu Y.H., Lewis M., Rigaud A.S. Cognitive function and digital device use in older adults attending a memory clinic // Geriatrics & Gerontology International. 2019. № 5. Art. no. 2333721419844886. DOI: http://doi.org/10.1177/2333721419844886
12. Солдатова Г.У., Вишнева А.Е. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27, № 3(105). С. 97–118. DOI: http://doi.org/10.17759/cpp.2019270307
13. Zhou M., Ding X.J. Internet use, depression, and cognitive outcomes among Chinese adolescents // Community psychology. 2021. DOI: http://doi.org/10.1002/jcop.22779
14. Шабунова А.А., Короленко А.В. Вовлеченность детей в цифровое пространство: тенденции гаджетизации и угрозы развитию человеческого потенциала // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2019. Т. 3, № 4. С. 430–443. DOI: http://doi.org/10.35634/2587-9030-2019-3-4-430-443
15. Brain health consequences of digital technologyuse / G.W. Small, J. Lee, А. Kaufman. et al. // Dialogues in Clinical Neuroscience. 2020. Vol. 22. № 2. P. 179–187. DOI: http://doi.org/10.31887/DCNS.2020.22.2/gsmall
16. Сорочинский П.В. Виртуальная реальность как средство развития памяти // Психология когнитивных процессов. 2021. № 10. С. 142–150.
17. Развитие когнитивных навыков с помощью технологий виртуальной реальности / В.А. Аверин, Т.В. Маликова, Д.С. Кириллов, Ф.В. Земских // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2017. Т. 7, № 2. С. 154–168. DOI: http://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2017.204
18. Соболева Е.В. Возможности цифровых ресурсов геймификации для поддержки когнитивного развития личности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 5. С. 159–175. DOI: http://doi.org/10.15293/2226-3365.1805.10
19. Is time spent playing video games associated with mental health, cognitive and social skills in young children? / V. Kovess-Masfety, K. Keyes, A. Hamilton et al. // Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology. 2016. Vol. 51. № 3. Р. 349–357. DOI: http://doi.org/10.1007/s00127-016-1179-6
20. Fabio R.A., Ingrassia M., Massa M. Transient and Long-Term Improvements in Cognitive Processes following Video Games: An Italian Cross-Sectional Study // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 19, № 1. Art. no. 78. DOI: http://doi.org/10.3390/ijerph19010078
21. Action video gaming and the brain: fMRI effects without behavioral effects in visual and verbal cognitive tasks / F. Richlan, J. Schubert, R. Mayer et al. // Brain and Behavior. 2017. Vol. 8. № 1.
Art. no. e00877. DOI: http://doi.org/10.1002/brb3.877
22. The contrasting effects of an action video game on visuo-spatial processing and proactive cognitive control / R. West, E.L. Swing, C.A. Anderson, S. Prot // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17, № 14. Art. no. 5160. DOI: http://doi.org/10.3390/ijerph17145160
23. Clemenson G.D., Stark C.E. Virtual environmental enrichment through video games improves hippocampal-associated memory // Journal of Neuroscience. 2015. Vol. 35, № 49. Р. 16116–16125. DOI: http://doi.org/10.1523/JNEUROSCI.2580-15.2015
24. Active video games in fully immersive virtual reality elicit moderate-to-vigorous physical activity and improve cognitive performance in sedentary college students / C.V. Sousa, J. Hwang, R. Cabrera-Perez R. et al. // Journal of Sport and Health Science. 2022. Vol. 11, № 2. Р. 164–171. DOI: http://doi.org/10.1016/j.jshs.2021.05.002
25. Hwang J., Lu A.S. Narrative and active video game in separate and additive effects of physical activity and cognitive function among young adults // Scientific Reports. 2018. Vol. 8, № 1. Art. no. 11020. DOI: http://doi.org/10.1038/s41598-018-29274-0
26. The effect of active video games on cognitive functioning in clinical and non-clinical populations: A meta-analysis of randomized controlled trials / E. Stanmore, B. Stubbs, D. Vancampfort et al. // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2017. № 78. Р. 34–43. DOI: http://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2017.04.011
27. Impact of an Intervention with wii video games on the autonomy of activities of daily living and psychological-cognitive components in the institutionalized elderly / M. Jahouh, J.J. González-Bernal, J. González-Santos et al. // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. № 4. Art. no. 1570. DOI: http://doi.org/10.3390/ijerph18041570
28. Age-related cognitive effects of videogame playing across the adult life span / P. Wang, X.T. Zhu, H.H. Liu et al. // Games for Health Journal. 2017. Vol. 6, № 4. Р. 237–248. DOI: http://doi.org/10.1089/g4h.2017.0005
29. Влияние технологий цифрового обучения на функциональные и психофизиологические ответы организма: анализ литературы / Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин, А.Д. Герасев, Р.И. Айзман // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 3. С. 125–141. DOI: http://doi.org/10.15293/2658-6762.2103.07.
References
-Copyright (c) 2022 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.