Влияние COVID-19 на некоторые психофизиологические показатели студентов медицинского вуза
Аннотация
Обоснование. В настоящее время представлено достаточно данных о негативном влиянии новой коронавирусной инфекции на физическое, психическое и социальное благополучие человека. Наряду с вегетативными расстройствами после перенесенной коронавирусной инфекции наиболее актуальными являются изменения со стороны центральной нервной системы и компонентов психической жизни человека. Цель: изучить влияние COVID-19 на некоторые психофизиологические характеристики студентов медицинского вуза. Материалы и методы: Исследование проводили среди студентов мужского пола. Первую группу составили лица, перенесшие новую коронавирусную инфекцию (n = 50), а вторую (контрольную) – те, кто не болел (n = 50). Исследовали показатели тревожности, самочувствия, активности, настроения, внимания, кратковременной зрительной и слуховой памяти, зрительно-моторную реакцию. Анкетный опрос включал оценку тяжести и длительности протекания COVID-19. Для статистического анализа использовали программу Statistica v. 6.1. Результаты. Среди лиц, перенесших COVID-19, значимо больше респондентов с высоким уровнем личностной тревожности. Изменение соотношения показателей самочувствия, активности и настроения свидетельствует о росте утомления у обследуемых данной группы. На начальную стадию развития утомления указывает и более низкая работоспособность теста «Оценка внимания». У студентов первой группы объём кратковременной слуховой памяти по результатам исследования был значимо ниже в сравнении с теми, кто не болел. Значимых различий в уровне активации ЦНС по методике «Простая зрительно-моторная реакция» в обследуемых группах не обнаружено. Оценка состояния сенсомоторных реакций в ответ на световой индикатор разного цвета показал различия в стабильности ответных реакций. Заключение. Значимые различия по некоторым психофизиологическим показателям у студентов второго курса медицинского университета, перенесших COVID-19, в сравнении с контрольной группой позволяют подтвердить представления о том, что коронавирусная инфекция влияет на когнитивные функции. В частности, у студентов это может найти отражение в успешности их учебной деятельности.
Скачивания
Литература
2. Распространённость когнитивных и вегетативных расстройств нервной системы среди студентов, перенёсших COVID-19 / А.И. Пелин, Н.Н. Мухаметова, А.Р. Фахрутдинова, А.А. Бадрутдинова // Modern Science. 2022. № 3-2. С. 232–236.
3. The broader societal impacts of COVID-19 and the growing importance of capturing these in health economic analyses / L. Schnitzler, L.M.M. Janssen, S.M.A.A. Evers et al. // International Journal of Technology Assessment in Health Care. 2021. № 37. e43. DOI: http://doi.org/10.1017/S0266462321000155
4. Влияние COVID-19 на психологическое состояние людей / А.Т. Шакирова, А.А. Койбагарова, М.К. Осмоналиев и др. // Евразийский Союз Ученых. 2020. № 10-3(79). С. 50–53.
5. Prevalence, psychological responses and associated correlates of depression, anxiety and stress in a global population, during the coronavirus disease (COVID-19) pandemic / S.M.A. Shah, D. Mohammad, M.F.H. Qureshi et al. // Community Mental Health Journal. 2021. Vol. 57, № 1. Р. 101–110. DOI: http://doi.org/10.1007/s10597-020-00728-y
6. Fawaz M., Samaha A. E-learning: Depression, anxiety, and stress symptomatology among Lebanese university students during COVID-19 quarantine // Nursing Forum. 2021. Vol. 56, № 1. Р. 52–57. DOI: http://doi.org/10.1111/nuf.12521
7. Kusumoto Y., Higo R., Ohno K. Differences in college students occupational dysfunction and mental health considering trait and state anxiety during the COVID-19 pandemic // Peer J. 2022. № 10. e13443. DOI: http://doi.org/10.7717/peerj.13443
8. Predictors of academic performance during the COVID-19 outbreak: impact of distance education on mental health, social cognition and memory abilities in an Italian university student sample / L. Giusti, S. Mammarella, A. Salza et al. // BMC Psychology. 2021. Vol. 9, № 1. Р. 142. DOI: http://doi.org/10.1186/s40359-021-00649-9
9. Гелястанов И.Х. COVID-19: параллель между когнитивными способностями у студентов // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2021. Т. 98, № 3-2. С. 59–60. DOI: http://doi.org/10.17116/kurort20219803221
10. Cognitive Impairment in Non-critical, Mild-to-Moderate COVID-19 Survivors / A.M. Henneghan, K.A. Lewis, E. Gill, S.R. Kesler // Frontiers in Psychology. 2022. № 13. Р. 770459. DOI: http://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.770459
11. 1-year outcomes in hospital survivors with COVID-19: a longitudinal cohort study / L. Huang, Q. Yao, X. Gu, et al. // Lancet. 2021. Vol. 398, № 10302. Р. 747–758. DOI: http://doi.org/10.1016/S0140-6736(21)01755-4
12. Assessment of Cognitive Function in Patients After COVID-19 Infection / J.H. Becker, J.J. Lin, M. Doernberg et al. // JAMA Network Open. 2021 Vol. 4, № 10. e2130645. DOI: http://doi.org/ 10.1001/jamanetworkopen.2021.30645
13. Cognitive decline among individuals with history of mild symptomatic SARS-CoV-2 infection: A longitudinal prospective study nested to a population cohort / O.H. Del Brutto, S. Wu, R.M. Mera // European Journal of Neurology. 2021. Vol. 28, № 10. Р. 3245–3253. DOI: http://doi.org/ 10.1111/ene.14775
14. Cognitive profile following COVID-19 infection: Clinical predictors leading to neuropsychological impairment / M. Almeria, J.C. Cejudo, J. Sotoca et al. // Brain, Behavior, and Immunity – Health. 2020. № 9. Р. 100163. DOI: http://doi.org/10.1016/j.bbih.2020.100163
15. Кабыш С.С., Карпенкова А.Д., Прокопенко С.В. Когнитивные нарушения и COVID-19 // Сибирское медицинское обозрение. 2022. № 2(134). С. 40–48. DOI: http://doi.org/10.20333/25000136-2022-2-40-48
16. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика взрослых / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара Бахрах-М, 2009. 704 с.
17. Изучение личностной ситуативной тревожности студентов 1 курса факультета физической культуры и спорта в период самоизоляции / Е.В. Игнатьева, Т.А. Козлова, К.В. Белоусова, А.В. Лабазова // Глобальный научный потенциал. 2021. № 6 (123). С. 94–98.
18. Петрова Е.А., Назаренко В.В. Выраженность ситуативной и личностной тревожности у студентов вуза с ОВЗ и инвалидностью в период пандемии // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Т. 29, № 2 (112). С. 48–61. DOI: http://doi.org/10.17759/cpp.2021290203
19. Быховец Ю.В., Коган-Лернер Л.Б. Пандемия COVID-19 как многофакторная психотравмирующая ситуация // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Т. 5, № 2 (18). С. 291–308. DOI: http://doi.org/10.38098/ipran.sep.2020.18.2.010
20. Тарасевич Е.В. Психоэмоциональные последствия коронавирусной инфекции // Рецепт. 2022. Т. 25, № 1. С. 76–84. DOI: http://doi.org/10.34883/PI.2022.25.1.006
21. Frequent neurocognitive deficits after recovery from mild COVID-19 / M.S. Woo, J. Malsy, J. Pöttgen et al. // Brain Communications. 2020. Vol. 2, № 2. Art. ID fcaa205. DOI: http://doi.org/ 10.1093/braincomms/fcaa205
22. Николаева Е.Н., Колосова О.Н. Оценка когнитивных функций и психоэмоционального состояния студентов в условиях Севера // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Медицинские науки. 2021. № 4 (25). С. 22–28. DOI: http://doi.org/10.25587/СВФУ.2021.25.4.003
23. Post-acute sequelae of COVID-19: Evidence of mood & cognitive impairment / S.J. Lamontagne, M.F. Winters, D.A. Pizzagalli et al. // Brain, Behavior, and Immunity – Health. 2021. № 17.
Art. ID 100347. DOI: http://doi.org/10.1016/j.bbih.2021.100347
24. Miners S., Kehoe P.G., Love S. Cognitive impact of COVID-19: looking beyond the short term // Alzheimers Research and Therapy. 2020. Vol. 12, № 1. Р. 170. DOI: http://doi.org/10.1186/s13195-020-00744-w
References
-Copyright (c) 2023 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.