Критерии оценки психофизиологической адаптации школьников из разных регионов России к факторам образовательной среды

  • Д. З. Шибкова Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, 76) https://orcid.org/0000-0002-8583-6821 shibkova2006@mail.ru
  • Н. В. Ефимова Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, 69) https://orcid.org/0000-0001-6970-0003 efimovanv2@cspu.ru
  • А. В. Шевцов Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта (Россия, 190121, Санкт-Петербург, ул. Декабристов, 35) https://orcid.org/0000-0002-9878-3378 sportmedi@mail.ru
Ключевые слова: психофизиологическая адаптация, критерии оценки параметров, адаптивные изменения, регион проживания, обучающиеся

Аннотация

Обоснование. В исследовании психофизиологического развития обучающихся важным является мониторинг параметров, определяющих успешность адаптивных процессов к учебной деятельности на разных этапах онтогенеза. Для объективности оценки воздействий факторов образовательной среды на процессы адаптации необходимо учитывать экологические условия регионов проживания обучающихся. Цель: анализ показателей психофизиологических параметров организма обучающихся на разных этапах адаптации к образовательному процессу с учетом региона их проживания и выявление наиболее информативных критериев для оценки направленности адаптивных изменений. Теоретические основы. Исследование представляет собой теоретический анализ научной литературы по психофизиологической характеристике организма обучающихся в условиях воздействия сочетанных факторов образовательной среды и региона проживания. Использованы методы сравнения концептуальных подходов к оценке психофизиологического статуса обучающихся и обобщения результатов отдельных авторов по критериям психофизиологической адаптации к учебной деятельности лиц, проживающих в различных условиях. Результаты. Проанализированная информация по психофизиологической адаптации школьников, представленная в источниках, не позволяет в полном объеме провести обобщение результатов исследований как по возрастно-половым критериям, так и в зависимости от региона проживания. Систематизировать данные авторов проблематично по ряду причин, в частности, в связи с использованием различных диагностических методик (опросников, корректурных проб, компьютерных игр), различного инструментария (с диапазонами нормативов), с различной численностью выборки из разных регионов, многообразием оценочных критериев и их интерпретации. Заключение. Актуальными направлениями исследований психофизиологической адаптации школьников являются: поиск критериев адаптации/дезадаптации обучающихся; выявление возрастно-половых особенностей психофизиологического развития и состояния школьников с учетом индивидуально-типологических, региональных и этнических особенностей детей; поиск предикторов академической успеваемости/неуспеваемости обучающихся. Перспективным направлением исследований являются фундаментальные аспекты изучения механизмов психофизиологического развития человека в современных социальных и экологических условиях жизнедеятельности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Д. З. Шибкова , Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, 76)

Доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра спортивной науки, Институт спорта, туризма и сервиса

Н. В. Ефимова , Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, 69)

Доктор биологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей биологии и физиологии

А. В. Шевцов , Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта (Россия, 190121, Санкт-Петербург, ул. Декабристов, 35)

Доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры физической реабилитации

Литература

1. Морфофункциональные и психофизиологические особенности адаптации школьников к учебной деятельности / Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин, М.В. Семенова, А.А. Шибков. Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. 2016. 380 с.
2. Диагностика и биоуправление психофизиологическими функциями детей и подростков / Н.П. Сетко, А.Г. Сетко, Е.В. Булычева, Е.Б. Бейлина. Оренбург. 2017. 220 с.
3. Типологическая вариабельность психофизиологических особенностей младших школьников как прогностическая основа для формирования успешности в спортивной и оздоровительной деятельности / В.В. Колпаков, Е.А. Томилова, Н.Ю. Стрижак и др. // Человек. Спорт. Медицина. 2019. Т. 19, № S2. С. 7–17. DOI: 10.14529/hsm19s201
4. Гилева О.Б. Биоэлектрическая активность головного мозга школьников с разной академической успешностью. Сообщение 2. Взаимосвязь успешности учебной деятельности и паттернов биоэлектрической активности коры головного мозга // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13, № 3. С. 80–92. DOI: 10.14529/jpps200309
5. Examining reaction time variability on the stop-signal task in the ABCD study / J. Epstein, S. Karalunas, L. Tamm et al. // Journal of the International Neuropsychological Society. 2023. Vol. 29(5). P. 492–502. DOI: 10.1017/S1355617722000431
6. Гилева О.Б. Индивидуальные и возрастные различия времени зрительно-моторной реакции у школьников 7–16 лет г. Екатеринбурга // Экология человека. 2011. № 4. С. 43–49.
7. Оценка адаптации первоклассников к образовательной среде с использованием методов саногенетического мониторинга / Н.Б. Панкова, Е.Б. Романова, О.Л. Кирпанёва, М.Ю. Карганов // Наука и школа. 2015. № 3. С. 67–78.
8. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Надеждин Д.С. Возрастно-половые особенности психофизиологического развития школьников // Российский педиатрический журнал. 2016. № 6. С. 367–373. DOI: 10.18821/1560-9561-2016-19-6-367-373
9. Бартош Т.П., Бартош О.П. Возрастные особенности нейродинамических показателей девочек-подростков аборигенной популяции Северо-Востока России // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12, № 4. С. 71–82. DOI: 10.14529/jpps190408
10. Оценка психофизиологического потенциала в процессе адаптации к учебной деятельности / Н.А. Литвинова, В.И. Иванов, М.Г. Березина, В.В. Глебов // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14, № 2. С. 108–122. DOI: 10.14529/jpps210211
11. Анализ морфофункциональных и психофизиологических характеристик школьников 9–10 лет, занимающихся спортом в условиях ХМАО-Югры / А.А. Говорухина, Л.Н. Гондарева, В.П. Мальцев и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 5(207). С. 538–544. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p538-544
12. Глебов В.В., Шевцов В.В., Ефремова Д.Н. Многофакторная модель индивидуального и популяционного здоровья человека // Российский кардиологический журнал. 2023. Т. 28, № S5. С. 47–48.
13. Байгужин П.А., Шибкова Д.З., Айзман Р.И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды // Science for Education Today. 2019. Т. 9, № 5. С. 48–70. DOI: 10.15293/2658- 6762.1905.04
14. Современные подходы к количественной оценке уровня физического, психического и социального здоровья детей и подростков / Н.П. Сетко, А.Г. Сетко, Е.В. Булычева и др.; под ред. проф. Н.П. Сетко. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016. 256 с.
15. Использование сложной сенсомоторной реакции для прогноза успеваемости в школе / В.Л. Ефимова, Е.И. Николаева, О.А. Дружинин, И.С. Мазурова // Психология и психотехника. 2023. № 1. С. 1–11. DOI: 10.7256/2454-0722.2023.1.39631
16. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2022612301 Российская Федерация. Определение нейрофизиологических типов обучающихся в условиях массовых исследований / Н.А. Белоусова, Ю.В. Корчемкина, В.П. Мальцев. № 2022611282; заявл. 01.02.2022; опубл. 10.02.2022, Бюл. № 2.
17. Нейродинамические предикторы точности двигательной реакции / О.В. Байгужина, М.В. Шапошникова, О.А. Комиссарова, О.Б. Никольская // Человек. Спорт. Медицина. 2021. Т. 20, № S2. С. 26–30. DOI: 10.14529/hsm20s204.
18. Transactional longitudinal relations between accuracy and reaction time on a measure of cognitive flexibility at 5, 6, and 7 years of age / É. Dumont, N. Castellanos-Ryan, S. Parent et al. // Developmental science. 2022. Vol. 25. № 5. e13254. DOI: 10.1111/desc.13254
19. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 624 с.
20. Сахьянова С.В. Сенсорная интеграция в раннем возрасте. Иркутск: ГАУ ЦППМиСП, 2020. 46 с.
21. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. СПб.: ТЦ «Сфера», 2004. 592 с.
22. Тарасова С.Ю. Донозологический контроль психофизиологической дезадаптации на первой ступени обучения // Социальные аспекты здоровья населения. 2011. № 3. С. 1–16.
23. Дубровина И.В. Практическая психология образования в Психологическом институте // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 42–53.
24. Канжин А.В. Сенсомоторные реакции в изучении психофизиологических процессов и состояний // Наука XXI века: вопросы, гипотезы, ответы. 2015. № 4 (13). С. 85–89.
25. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Тармаева И.Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования // Гигиена и санитария. 2016. Т. 95, № 12. С. 1183–1188. DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-12-1183-1188
26. Глебов В.В., Даначева М.Н. Психофизиологическая оценка адаптационных процессов учащихся средней школы, проживающих в разных условиях среды столичного мегаполиса. М.: РУДН, 2018. 146 с.
27. Глебов В.В. Вариабельность сердечного ритма в диагностике вегетативного статуса детей с проблемами школьной дезадаптации // Российский кардиологический журнал. – 2019. Т. 24, № S2. С. 6–7.
28. Зрительно-моторные реакции как индикатор функционального состояния центральной нервной системы / Ю.П. Игнатова, И.И. Макарова, К.И. Яковлева, А.В. Аксенова // Ульяновский медико-биологический журнал. 2019. № 3. С. 38–51. DOI: 10.34014/2227-1848-2019-3-38-51
29. Glebov V.V., Arakelov G.G. Level of Schoolboys Psychophysiological Adaptation Process in Metropolis Megapolis // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 146, P. 226–232. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.08.119
30. Влияние сезона проведения исследований на возрастную динамику показателей психомоторики у школьников / Н.Б. Панкова, И.Б. Алчинова, О.И. Ковалева и др. // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 2. DOI 10.17513/spno.32535
31. Особенности реакции вегетативной нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем при выполнении когнитивной нагрузки у младших школьников с разным уровнем личностной тревожности и нейротизма / О.Н. Адамовская, С.Б. Догадкина, И.В. Ермакова и др. // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 1. С. 151–173. DOI: 10.15293/2658-6762.2101.19
32. Варич Л.А., Сорокина Ю.В. Особенности психофизиологической адаптации учащихся младшего школьного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 2. С. 117–122. DOI: 10.21603/2078-8975-2017-2-117-122
33. Психофизиологическое и вегетативное обеспечение процесса адаптации к условиям образовательного процесса детей 6–8 лет с признаками дефицита внимания / Н.П. Кривошеина, А.И. Федоров, Н.Н. Кошко и др. // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 5(33). С. 34–48. DOI: 10.15293/2226-3365.1605.03
34. Особенности психофизиологического развития и адаптации детей с учетом гендерных особенностей на этапе подготовки к школе и начала обучения / Н.П. Кривошеина, А.И. Федоров, Э.М. Казин и др. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 2. С. 151–157. DOI: 10.21603/2078-8975-2017-2-151-157)
35. Психофизиологическая характеристика первоклассников в период адаптации к обучению в школе / В.В. Горбунова, Д.И. Анисимова, М.А. Булычева, О.В. Сивкова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 5-1. 629–635.
36. Семенова М.В., Шибкова Д.З. Половозрастные особенности приростов психомоторных показателей у обучающихся 10–16 лет (лонгитюдное исследование) // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14, № 1. С. 119–127. DOI: 10.14529/jpps210112.
37. Звягина Н.В., Морозова Л.В. Возрастные особенности умственной работоспособности и внимания у детей и подростков города Архангельска // Новые исследования. 2011. № 1(26). С. 66–76.
38. Литовченко О.Г., Ишбулатова М.С. Хронофизиологические характеристики детей младшего школьного возраста – уроженцев Среднего Приобья // Гигиена и санитария. 2016. Т. 95, № 7. С. 648–651. DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-7-648-651
39. Мороз М.П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека. Рекомендации по допуску к работе. СПб.: ИМАТОН, 2017. 63 с.
40. Гилева О.Б. Время реакции как психофизиологический предиктор академической успешности школьников // Журнал медико-биологических исследований. 2013. № 3. С. 14–23.
41. Мантрова И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. Изд-во: ООО «Нейрософт», Иваново, 2007. 216 с.

References

-
Опубликован
2024-07-01
Как цитировать
Шибкова, Д., Ефимова, Н., & Шевцов, А. (2024). Критерии оценки психофизиологической адаптации школьников из разных регионов России к факторам образовательной среды. Психология. Психофизиология, 17(2), 100-116. https://doi.org/10.14529/jpps240209
Раздел
Психофизиология