ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОСТОВ ПСИХОМОТОРНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 10–16 ЛЕТ (ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)

  • М. В. Семенова Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, 69) writeme.85@mail.ru
  • Д. З. Шибкова Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, 76) http://orcid.org/0000-0002-8583-6821 shibkova2006@mail.ru
Ключевые слова: психомоторные реакции, половозрастные особенности, учащиеся, лонгитюдное исследование, нейропсихическое развитие

Аннотация

Аннотация. Неоднозначность результатов исследований развития психомоторных функций и состояния ЦНС на подростковом этапе онтогенеза указывает на актуальность исследований по данной проблеме. Цель исследования. Выявить половозрастные особенности прироста психомоторных показателей у подростков 10–16 лет в лонгитюдном исследовании. Материалы и методы исследования. Лонгитюдное исследование проводилось ежегодно в октябре в динамике шести лет обучения в соответствии с требованиями биомедицинской этики. Выборка включала подростков только с I и II группой здоровья, составила 45 человек с исходным возрастом 10 лет, из них 20 мальчиков и 25 девочек. Замеры психофизиологических параметров проводились в первую половину дня (с 10 до 12 часов) на аппаратно-программном комплексе «НС-ПсихоТест» («НейроСофт», г. Иваново). Статистическая обработка данных проводилась с помощью программы Microsoft Office Excel. Результаты. Половозрастная динамика различных психомоторных показателей от 10 до 16 лет характеризуется рядом особенностей: неравномерностью приростов у мальчиков и девочек, фазным характером изменений с наличием или отсутствием плато, общей тенденцией к снижению времени зрительно-моторных реакций, увеличением показателей, характеризующих лабильность нервной системы; особенности половых различий показателей простой зрительно-моторной реакции выявлены в возрасте 10 и 13 лет, времени реакции в условиях динамической помехи – в 14 и 16 лет, теппинг-теста – в 13–14 и 16 лет), теста «Красно-черные таблицы» – в 11–12 лет. Заключение. Выявленные особенности половозрастных различий скорости реакции указывают на относительность преимущества того или иного пола в скорости реакции на протяжении онтогенеза. Данные половозрастного развития пространственно-координационных и нейродинамических психомоторных характеристик являются основой системы педагогического воздействия, основанной на принципах индивидуализации процесса обучения, рациональной здоровьесберегающей организации учебного процесса.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

М. В. Семенова , Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, 69)

Кандидат биологических наук, доцент кафедры общей биологии и физиологии

Д. З. Шибкова , Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, 76)

Доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра спортивной науки; Институт спорта, туризма и сервиса

Литература

1. Байгужин П.А., Шибкова Д.З., Айзман Р.И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды // Science for Education Today. 2019. Т. 9., № 5 С. 48–70. (in Russ.). DOI: 10.15293/2658-6762.1905.04
2. Научные основы и технологии обеспечения гигиенической безопасности детей в «цифровой школе» / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, М.И. Степанова и др. // Гигиена и санитария. 2019. Т. 98, № 12. С. 1385–1391. DOI: 10.18821/0016-9900-2019-98-12-1385-1391
3. Оценка адаптации первоклассников к образовательной среде с использованием методов саногенетического мониторинга / Н.Б. Панкова, Е.Б. Романова, О.Л. Кирпанева, М.Ю. Карганов // Наука и школа. 2015. № 3. С. 67–78. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23803574
4. Морфофункциональные и психофизиологические особенности адаптации школьников к учебной деятельности / Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин, М.В. Семенова, А.А. Шибков. Челябинск, 2016. 380 с. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=26847221
5. Новикова И.И., Ерофеев Ю.В., Денисов А.В. Результаты комплексной гигиенической оценки здоровья школьников // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 4 (301). С. 31–35. DOI: 10.35627/2219-5238/2018-301-4-31-35
6. Айзман Р.И. Методологические принципы и методические подходы к организации мониторинга здоровья обучающихся и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций // Вестник педагогических инноваций. 2019. № 1 (53). С. 5–13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37334216
7. Прахин Е.И., Гуров В.А., Пономарева Э.В. Психосоматические особенности детей в медико-педагогическом мониторинге здоровьеформирующей деятельности школ // Гигиена и санитария. 2018. Т. 97. № 7. С. 635–641. DOI: 10.18821/0016-9900-2018-97-7-635-641
8. Дубровинская Н.В. Психофизиологическая характеристика подросткового возраста // Физиология человека. 2015. Т. 41, № 2. С. 113–122. DOI: 10.7868/S013116461502006X
9. Гилева О.Б. Биоэлектрическая активность головного мозга школьников с разной академической успешностью. Сообщение 1. Дети с разной академической успешностью как представители возрастной нормы // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13, № 2. С. 76–85. DOI: 10.14529/jpps200207
10. Зрительно-моторные реакции как индикатор функционального состояния центральной нервной системы / Ю.П. Игнатова, И.И. Макарова, К.Н. Яковлева, А.В. Аксенова // Ульяновский медико-биологический журнал. 2019. № 3. С. 38–51. DOI 10.34014/2227-1848-2019-3-38-51
11. Бартош Т.П., Бартош О.П. Возрастные особенности нейродинамических показателей девочек-подростков аборигенной популяции северо-востока России // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12, № 4. С. 71–82. DOI: 10.14529/jpps190408
12. The n-back test and the attentional network task as measures of child neuropsychological development in epidemiological studies / J. Forns, M. Esnaola, M. López-Vicente et al. // Neuropsychology. 2014. Vol. 28 (4). P. 519–529. DOI: 10.1037/neu0000085.
13. Reaction time norms as measured by ruler drop method in school-going South Asian children: A cross-sectional study / V.P. Aranha, S. Saxena, M. Moitra et al. // Homo. 2017. Vol. 68 (1). Р. 63–68. DOI: 10.1016/j.jchb.2016.12.001
14. Глебов В.В., Даначева М.Н. Психофизиологическая оценка адаптационных процессов учащихся средней школы, проживающих в разных условиях среды столичного мегаполиса. М. РУДН. 2018. 146 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35659330
15. Психофизиологические особенности элитных хоккеистов 15–16 лет / Е.Ф. Сурина-Марышева, В.В. Эрлих, С.А. Кантюков, К.А. Наумова // Человек. Спорт. Медицина. 2019. Т. 19, № 1. С. 36–41. DOI: 10.14529/hsm190105
16. Мыльникова И.В., Ефимова Н.В., Дьякович О.А. Психофизиологические характеристики центральной нервной системы детей сельской местности различных этнических групп Сибири // Экология человека. 2018. № 7. С. 17–23. DOI: 10.33396/1728-0869-2018-7-17–23
17. Влияние разных объемов компьютерной нагрузки на латентные периоды простой сенсомоторной реакции у младших школьников / Н.Б. Панкова, М.А. Лебедева, Л.А. Носкин и др. // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13, № 2. С. 112–122. DOI: 10.14529/jpps200210
18. Grantham J., Henneberg M. Adiposity is associated with improved neuromuscular reaction time // Med Hypotheses. 2014. Vol. 83(5). Р. 593–598. DOI: 10.1016/j.mehy.2014.08.012.
19. Developmental impact of air pollution on brain function / L.G. Costa, T.B. Cole, Kh. Dao et al. // Neurochem Int. 2019. Vol. 131. 104580. DOI: 10.1016/j.neuint.2019.104580
20. Смирнова В.С., Мальцев В.П., Шибкова Д.З. Особенности психофизиологической адаптации младших подростков к условиям учебной деятельности: гендерный аспект // Chronos. 2016. № S. С. 10–13. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=26718409
21. Комплексная оценка нейродинамических и вегетативных показателей у подростков: возрастные, гендерные и типологические особенности / О.Л. Тарасова, Э.М. Казин, А.И. Фёдоров и др. // Физиология человека. 2017. Т. 43, № 1. С. 45–54. DOI: 10.7868/S0131164616060199
22. Четверик О.Н., Тарасова О.Л., Казин Э.М. Особенности психофизиологической адаптации пятиклассников к различным режимам учебного процесса // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12, № 2. С. 89–97. DOI: 10.14529/jpps190208
23. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Надеждин Д.С. Возрастно-половые особенности психофизиологического развития школьников // Российский педиатрический журнал. 2016. Т. 19, № 6. С. 367–373. DOI: 10.18821/1560-9561-2016-19(6)-367-373
24. Комплексное лонгитудинальное исследование особенностей физического и психофизиологического развития учащихся на этапах детского, подросткового и юношеского периодов онтогенеза / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Т.В. Душенина, А.Р. Галеев // Физиология человека. 2003. Т. 29, № 1. С. 70–76. https://elibrary.ru/ item.asp?id=17306786
25. Сонькин В.Д. На пути к физиологической теории онтогенеза человека // Новые исследования. 2009. № 2. С. 13–14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23419831

References

.
Опубликован
2021-03-30
Как цитировать
Семенова, М., & Шибкова, Д. (2021). ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОСТОВ ПСИХОМОТОРНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 10–16 ЛЕТ (ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ). Психология. Психофизиология, 14(1), 119-127. https://doi.org/10.14529/jpps210112
Раздел
Психофизиология

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)