ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОСТОВ ПСИХОМОТОРНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 10–16 ЛЕТ (ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
Аннотация
Аннотация. Неоднозначность результатов исследований развития психомоторных функций и состояния ЦНС на подростковом этапе онтогенеза указывает на актуальность исследований по данной проблеме. Цель исследования. Выявить половозрастные особенности прироста психомоторных показателей у подростков 10–16 лет в лонгитюдном исследовании. Материалы и методы исследования. Лонгитюдное исследование проводилось ежегодно в октябре в динамике шести лет обучения в соответствии с требованиями биомедицинской этики. Выборка включала подростков только с I и II группой здоровья, составила 45 человек с исходным возрастом 10 лет, из них 20 мальчиков и 25 девочек. Замеры психофизиологических параметров проводились в первую половину дня (с 10 до 12 часов) на аппаратно-программном комплексе «НС-ПсихоТест» («НейроСофт», г. Иваново). Статистическая обработка данных проводилась с помощью программы Microsoft Office Excel. Результаты. Половозрастная динамика различных психомоторных показателей от 10 до 16 лет характеризуется рядом особенностей: неравномерностью приростов у мальчиков и девочек, фазным характером изменений с наличием или отсутствием плато, общей тенденцией к снижению времени зрительно-моторных реакций, увеличением показателей, характеризующих лабильность нервной системы; особенности половых различий показателей простой зрительно-моторной реакции выявлены в возрасте 10 и 13 лет, времени реакции в условиях динамической помехи – в 14 и 16 лет, теппинг-теста – в 13–14 и 16 лет), теста «Красно-черные таблицы» – в 11–12 лет. Заключение. Выявленные особенности половозрастных различий скорости реакции указывают на относительность преимущества того или иного пола в скорости реакции на протяжении онтогенеза. Данные половозрастного развития пространственно-координационных и нейродинамических психомоторных характеристик являются основой системы педагогического воздействия, основанной на принципах индивидуализации процесса обучения, рациональной здоровьесберегающей организации учебного процесса.
Скачивания
Литература
2. Научные основы и технологии обеспечения гигиенической безопасности детей в «цифровой школе» / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, М.И. Степанова и др. // Гигиена и санитария. 2019. Т. 98, № 12. С. 1385–1391. DOI: 10.18821/0016-9900-2019-98-12-1385-1391
3. Оценка адаптации первоклассников к образовательной среде с использованием методов саногенетического мониторинга / Н.Б. Панкова, Е.Б. Романова, О.Л. Кирпанева, М.Ю. Карганов // Наука и школа. 2015. № 3. С. 67–78. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23803574
4. Морфофункциональные и психофизиологические особенности адаптации школьников к учебной деятельности / Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин, М.В. Семенова, А.А. Шибков. Челябинск, 2016. 380 с. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=26847221
5. Новикова И.И., Ерофеев Ю.В., Денисов А.В. Результаты комплексной гигиенической оценки здоровья школьников // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 4 (301). С. 31–35. DOI: 10.35627/2219-5238/2018-301-4-31-35
6. Айзман Р.И. Методологические принципы и методические подходы к организации мониторинга здоровья обучающихся и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций // Вестник педагогических инноваций. 2019. № 1 (53). С. 5–13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37334216
7. Прахин Е.И., Гуров В.А., Пономарева Э.В. Психосоматические особенности детей в медико-педагогическом мониторинге здоровьеформирующей деятельности школ // Гигиена и санитария. 2018. Т. 97. № 7. С. 635–641. DOI: 10.18821/0016-9900-2018-97-7-635-641
8. Дубровинская Н.В. Психофизиологическая характеристика подросткового возраста // Физиология человека. 2015. Т. 41, № 2. С. 113–122. DOI: 10.7868/S013116461502006X
9. Гилева О.Б. Биоэлектрическая активность головного мозга школьников с разной академической успешностью. Сообщение 1. Дети с разной академической успешностью как представители возрастной нормы // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13, № 2. С. 76–85. DOI: 10.14529/jpps200207
10. Зрительно-моторные реакции как индикатор функционального состояния центральной нервной системы / Ю.П. Игнатова, И.И. Макарова, К.Н. Яковлева, А.В. Аксенова // Ульяновский медико-биологический журнал. 2019. № 3. С. 38–51. DOI 10.34014/2227-1848-2019-3-38-51
11. Бартош Т.П., Бартош О.П. Возрастные особенности нейродинамических показателей девочек-подростков аборигенной популяции северо-востока России // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12, № 4. С. 71–82. DOI: 10.14529/jpps190408
12. The n-back test and the attentional network task as measures of child neuropsychological development in epidemiological studies / J. Forns, M. Esnaola, M. López-Vicente et al. // Neuropsychology. 2014. Vol. 28 (4). P. 519–529. DOI: 10.1037/neu0000085.
13. Reaction time norms as measured by ruler drop method in school-going South Asian children: A cross-sectional study / V.P. Aranha, S. Saxena, M. Moitra et al. // Homo. 2017. Vol. 68 (1). Р. 63–68. DOI: 10.1016/j.jchb.2016.12.001
14. Глебов В.В., Даначева М.Н. Психофизиологическая оценка адаптационных процессов учащихся средней школы, проживающих в разных условиях среды столичного мегаполиса. М. РУДН. 2018. 146 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35659330
15. Психофизиологические особенности элитных хоккеистов 15–16 лет / Е.Ф. Сурина-Марышева, В.В. Эрлих, С.А. Кантюков, К.А. Наумова // Человек. Спорт. Медицина. 2019. Т. 19, № 1. С. 36–41. DOI: 10.14529/hsm190105
16. Мыльникова И.В., Ефимова Н.В., Дьякович О.А. Психофизиологические характеристики центральной нервной системы детей сельской местности различных этнических групп Сибири // Экология человека. 2018. № 7. С. 17–23. DOI: 10.33396/1728-0869-2018-7-17–23
17. Влияние разных объемов компьютерной нагрузки на латентные периоды простой сенсомоторной реакции у младших школьников / Н.Б. Панкова, М.А. Лебедева, Л.А. Носкин и др. // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13, № 2. С. 112–122. DOI: 10.14529/jpps200210
18. Grantham J., Henneberg M. Adiposity is associated with improved neuromuscular reaction time // Med Hypotheses. 2014. Vol. 83(5). Р. 593–598. DOI: 10.1016/j.mehy.2014.08.012.
19. Developmental impact of air pollution on brain function / L.G. Costa, T.B. Cole, Kh. Dao et al. // Neurochem Int. 2019. Vol. 131. 104580. DOI: 10.1016/j.neuint.2019.104580
20. Смирнова В.С., Мальцев В.П., Шибкова Д.З. Особенности психофизиологической адаптации младших подростков к условиям учебной деятельности: гендерный аспект // Chronos. 2016. № S. С. 10–13. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=26718409
21. Комплексная оценка нейродинамических и вегетативных показателей у подростков: возрастные, гендерные и типологические особенности / О.Л. Тарасова, Э.М. Казин, А.И. Фёдоров и др. // Физиология человека. 2017. Т. 43, № 1. С. 45–54. DOI: 10.7868/S0131164616060199
22. Четверик О.Н., Тарасова О.Л., Казин Э.М. Особенности психофизиологической адаптации пятиклассников к различным режимам учебного процесса // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12, № 2. С. 89–97. DOI: 10.14529/jpps190208
23. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Надеждин Д.С. Возрастно-половые особенности психофизиологического развития школьников // Российский педиатрический журнал. 2016. Т. 19, № 6. С. 367–373. DOI: 10.18821/1560-9561-2016-19(6)-367-373
24. Комплексное лонгитудинальное исследование особенностей физического и психофизиологического развития учащихся на этапах детского, подросткового и юношеского периодов онтогенеза / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Т.В. Душенина, А.Р. Галеев // Физиология человека. 2003. Т. 29, № 1. С. 70–76. https://elibrary.ru/ item.asp?id=17306786
25. Сонькин В.Д. На пути к физиологической теории онтогенеза человека // Новые исследования. 2009. № 2. С. 13–14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23419831
References
.Copyright (c) 2021 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.