Нервно-психическая устойчивость как критерий эффективности адаптации студентов-юношей к обучению в вузе

  • А. В. Шевцов Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта (Россия, 190121, г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д. 35) https://orcid.org/0000-0002-9878-3378 sportmedi@mail.ru
  • И. П. Зайцева Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (Россия, 150003, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14) https://orcid.org/0000-0001-8361-7409 i.zaytseva@uniyar.ac.ru
  • Д. З. Шибкова Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, 76) https://orcid.org/0000-0002-8583-6821 shibkova2006@mail.ru
Ключевые слова: нервно-психическая устойчивость, критерий эффективности, психическая адаптация, студенты-юноши, обучение в вузе

Аннотация

Обоснование. Обоснование нервно-психической устойчивости студентов-юношей как критерия эффективности адаптации к учебной деятельности актуально в теоретическом аспекте и практической реализации методов повышения адаптационных возможностей обучающейся молодежи. Цель обзора: выявить закономерности проявления нервно-психической устойчивости, общие и специфические подходы к анализу эмпирических данных и рекомендаций по повышению эффективности адаптации к обучению юношей в вузе. Методология. Проведен теоретический анализ источников, представленных в поисковых платформах РИНЦ и PubMed. Теоретический анализ отражает современные аспекты исследования нервно-психической устойчивости студентов-юношей к учебной деятельности. Использовали аксиоматический метод, обобщение и сравнительный методы. Результаты. Установлены общие и специфические подходы к оценке нервно-психической устойчивости у обучающейся молодежи. Проанализированы противоречивые результаты эмпирических исследований нервно-психической устойчивости у студентов-юношей, в том числе на уровне психофизиологических и соматических показателей здоровья в период обучения. Заключение. Представлена авторская точка зрения, согласно которой спортизация рассматривается как метод повышения адаптации студентов-юношей к обучению в вузе, эффективность которой можно оценивать по показателям нервно-психической устойчивости в сочетании с повышением функциональных резервов организма.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

А. В. Шевцов , Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта (Россия, 190121, г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д. 35)

Доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры физической реабилитации

И. П. Зайцева , Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (Россия, 150003, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14)

Доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры физического воспитания

Д. З. Шибкова , Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, 76)

Доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра спортивной науки, Институт спорта, туризма и сервиса

Опубликован
2025-07-01
Как цитировать
Шевцов, А., Зайцева, И., & Шибкова, Д. (2025). Нервно-психическая устойчивость как критерий эффективности адаптации студентов-юношей к обучению в вузе. Психология. Психофизиология, 18(2), 111-122. https://doi.org/10.14529/jpps250210
Раздел
Психофизиология