Психофизиологические корреляты профессионального здоровья педагогов
Аннотация
Обоснование. Статья посвящена изучению психофизиологического и психического состояния, сердечно-сосудистой системы педагогов, проживающих в дискомфортных условиях Крайнего Севера и испытывающих напряжение функциональных систем организма. Данные помогут поиску путей снижения профессионального риска здоровью и повышению качества жизни специалистов. Цель: исследование психофизиологических и гемодинамических показателей и их взаимосвязи с психологическими характеристиками у педагогов в разные периоды учебного года. Материалы и методы. Обследованы 43 педагога МАОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской» г. Магадана. Средний возраст 44,0 ± 1,8 года. Исследование проводили в конце учебного года и после летнего отпуска в начале следующего учебного года. Применяли стандартизированные психологические методики: индекс общего психологического благополучия (H.J. Dupuy ); диагностика уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко), шкала нервно-психической адаптации (И.Н. Гурвич), методика определения тревожности Спилбергера – Ханина. На АПК «НС-Психотест» («Нейрософт», г. Иваново) определяли основные психофизиологические показатели нейродинамических процессов. Параметры артериального давления и частоты сердечных сокращений измеряли автоматическим тонометром DS-1862 (Япония). Рассчитывали вегетативный индекс Кердо. Статистическую обработку данных проводили с использованием программы Statistica v. 10.0. Результаты. У педагогов после летнего отдыха наблюдается статистически значимое увеличение уровня психологического благополучия, но в пределах средних значений; пороговые значения систолического артериального давления – в пределах оптимального и нормального диапазонов. Диагностировали низкий уровень функционального состояния, выраженную слабость и инертность нервной системы, независимо от периода учебного года. Установлены корреляционные связи психологического благополучия, психофизиологических и гемодинамических показателей с параметрами эмоционального выгорания, тревожности и нервно-психической устойчивости педагогов. Заключение. Для полного восстановления психофизиологических ресурсов педагогов в условиях Севера летнего отдыха не достаточно. Способность педагогов успешно преодолевать профессиональные трудности и эмоциональный стресс во многом зависит от их психологического благополучия, индивидуальных особенностей нервной системы, вегетативной регуляции и состояния сердечно-сосудистой системы
Скачивания
Литература
2. Антипова Е.И., Шибкова Д.З. Психофизиологические и социальные критерии трудового потенциала специалистов по социальной работе // Science for Education Today. 2020. Т. 10, № 1. С. 191–203. DOI: 10.15293/2658-6762.2001.11
3. Job burnout and cognitive functioning / P. Deligkaris, E. Panagopoulou, A.J. Montgomery, E. Masoura // A systematic review. Work and Stress. 2014. Vol. 28(2). P. 107–123. DOI: 10.1080/02678373.2014.909545
4. Toker S., Melamed S. Stress, recovery, sleep, and burnout. The handbook of stress and health: A guide to research and practice / Eds. C.L. Cooper, J.C. Quick. 2017. P. 168–185. DOI: 10.1002/9781118993811.ch10.
5. Бойко В.В. Энергия эмоций. СПб.: Питер, 2004. 474 c.
6. Schaufeli W.B., Leiter M.P., Maslach C. Burnout: 35 years of research and practice // Career Development International. 2009. Vol. 14(3). P. 204–220. DOI: 10.1108/13620430910966406
7. Hillhouse J.J., Adler C.M., Walters D.N. A simple model of stress, burnout and sympto-matology in medical residents: A longitudinal study // Psychology, Health and Medicine. 2000. Vol. 5. P. 63–73. DOI: 10.1080/135485000106016
8. Physiological correlates of burnout among women / G. Grossi, A. Perski, B. Evengård, V. Blomkvist et al. // Journal of psychosomatic research. 2003. Vol. 55(4). P. 309–316. DOI: 10.1016/s0022-3999(02)00633-5
9. Kim H., Ji J., Kao D. Burnout and physical health among social workers: A three-year longitudinal study // Social Work. 2011. Vol. 56(3). P. 258–268. DOI: 10.1093/sw/56.3.258
10. Correlation between burnout syndrome and psychological and psychosomatic symptoms among teachers / J. Bauer, A. Stamm, K. Virnich et al. // International Archives of Occupational and Environmental Health. 2006. Vol. 79. P. 199–204. DOI: 10.1007/s00420-005-0050-y
11. Sonnentag S. Burnout and functioning of the hypothalamus-pituitary-adrenal-axis – there are no simple answers // Scandinavian Journal of Work, Environment and Health. 2006. Vol. 32. P. 333–337. DOI: 10.5271/sjweh.1028
12. Burnout and risk of cardiovascular disease: evidence, possible causal paths, and promising research directions / S. Melamed., A. Shirom , S.Toker, S. Berliner et al. // Psychological Bulletin. 2006. Vol. 132(3). P. 327–353. DOI: 10.1037/0033-2909.132.3.327
13. Is teachers mental health and wellbeing associated with students mental health and well-being? / S. Harding, R. Morris, D. Gunnell et al. // Journal of affective disorders. 2019. Vol. 242. P. 180–187. DOI: 10.1016/j.jad.2018.08.080
14. McEwen B.S. Stress, adaptation, and disease. Allostasis and allostatic load // Annals of the New York Academy of Sciences. 1998. Vol. 840. P. 33–44. DOI: 10.1111/j.1749-6632.1998.tb09546.x
15. Ganster D.C., Rosen C.C. Work stress and employee health: A multidisciplinary review // Journal of Management. 2013. Vol. 39(5). P. 1085–1112. DOI: 10.1177/0149206313475815
16. Bellingrath S., Weigl T., Kudielka B. Chronic work stress and exhaustion is associated with higher allostatic load in female school teachers // Stress. 2009. Vol. 12(1). P. 37–48. DOI: 10.1080/10253890802042041
17. Poulin J., Walter С. Social worker burnout: A longitidinal study // Social Work Research and Abstracts. 1993. Vol. 29 (4). P. 5–11. DOI: 10.1093/swra/29.4.5
18. Organizational stress through the lens of conservation of resources (COR) theory / M. Westman, S.E. Hobfoll, S. Chen et al. / Ed. P.L. Perrewe, D.C. Ganster Exploring Interpersonal Dynamics (Research in Occupational Stress and Well Being. Vol. 4), Emerald Group Publ. Ltd, Leeds. P. 167–220. DOI: 10.1016/S1479-3555(04)04005-3
19. de Bloom J., Geurts S.A., Kompier M.A. Effects of short vacations, vacation activities and experiences on employee health and well-being // Stress and Health. 2012. Vol. 28(4). P. 305–318. DOI: 10.1002/smi.1434
20. Factors Associated with Burnout Syndrome in Primary and Secondary School Teachers in the Republic of Srpska (Bosnia and Herzegovina) / N. Marić, S. Mandić-Rajčević, N. Maksimović, P. Bulat // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17(10). P. 3595. DOI: 10.3390/ijerph17103595
21. Бартош Т.П., Бартош О.П. Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов в разные периоды учебного года // Гигиена и санитария. 2019. Т. 98, № 4. С. 411–417. DOI: 10.18821/0016-9900-2019-98-4-411-417
22. Бартош Т.П., Бартош О.П. Психофизиологическое состояние и свойства личности учителей Магаданской области // Гигиена и санитария. 2010. № 3. С. 42–46.
23. Мантрова И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. Иваново: ООО «Нейрософт». 2007. 216 с.
24. Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации / под. ред. А.Н. Беловой, О.Н. Щепетовой. М.: Антидор, 2002. С. 99.
25. Dupuy H.J. The Psychological general Well-Being (PGWB) Index // Assessment of Quality of Life in clinical trials of cardiovascular therapies / Ed. N. Wenger. New York: Le Jacq. 1990. Vol. 9. P. 170–183.
26. Иванов С.А., Невзорова Е.В., Гулин А.В. Количественная оценка функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы // Вестник Тамбовского университета. Серия «Естественные и технические науки». 2017. Т. 22, вып. 6. С. 1535–1540. DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-6-1535-1540
27. Sabbatical leave: Who gains and how much? / O.B. Davidson, D. Eden, M. Westman et al. // Journal of Applied Psychology. 2010. Vol. 95. P. 953–964. DOI: 10.1037/a0020068
28. Трошихина Е.Г., Манукян В.Р. Тревожность и устойчивые эмоциональные состояния в структуре психоэмоционального благополучия // Вестник СПбГУ. Психология и педагогика. 2017. Т. 7 (3). С. 211–223. DOI: 10.21638/11701/spbu16.2017.302
29. Шибкова Д.З., Ефимова Н.В., Шевцов А.В. Критерии оценки психофизиологической адаптации школьников из разных регионов России к факторам образовательной среды // Психология. Психофизиология. 2024. Т. 17, № 2. С. 100–116. DOI: 10.14529/jpps240209
30. Ушаков А.В., Иванченко В.С., Гагарина А.А. Патогенетические механизмы формирования стойкой артериальной гипертензии при хроническом психоэмоциональном напряжении // Артериальная гипертензия. 2016. Т. 22 (2). C. 128–143. DOI: 10.18705/1607-419X-2016-22-2-128-143
31. Geurts S.A.E., Sonnentag S. Recovery as an exploratory mechanism in the relation be-tween acute stress reactions and chronic health impairment // Scandinavian Journal of Work, Environment and Health. 2006. Vol. 32. P. 482–492. DOI: 10.5271/sjweh.1053
32. Resilient, but for how long? The relationships between temperament, burnout, and mental health in healthcare workers during the Covid-19 pandemic/ J. Gertler, L. Dale, N. Tracy et al. // Frontiers in Psychiatry. 2023. Vol. 14. Art. ID 1163579. DOI: 10.3389/fpsyt.2023.1163579
References
-Copyright (c) 2025 Психология. Психофизиология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.