Особенности эмоционального интеллекта и саморегуляции поведения у юных киберспортсменов с различным уровнем ассертивности
Аннотация
Обоснование. Повышенные требования к современному подростку предъявляются также и со стороны спортивной деятельности. В киберспорте – это определенное соотношение параметров психофизиологического статуса и навыков социального взаимодействия. Знание особенностей в реализации механизмов ассертивности позволит минимизировать или исключить вероятность негативного игрового и в целом социального опыта юных спортсменов. Цель исследования: выявить особенности проявления эмоционального интеллекта и саморегуляции поведения у юных киберспортсменов с различным уровнем ассертивности. Материалы и методы. Проведена психодиагностика 57 школьников (12,2 ± 1,1 года; стаж занятий киберспортом 2,2 ± 0,8 года). Для оценки личностной и эмоциональной сфер киберспортсменов использованы: тест ассертивности В.П. Шейнова, личностный опросник Айзенка в адаптации А.Г. Шмелёва, тест эмоционального интеллекта Д.В. Люсина – ЭмИн, опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой, методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина. На основании результатов теста на ассертивность подростки были разделены на три группы: условно «агрессивные», «ассертивные» и «неуверенные». Анализ полученных данных проводился с использованием пакета IBM SPSS Statistica v. 23. Определялись критерии Шапиро – Уилка, Краскелла – Уоллиса, Манна – Уитни. Взаимосвязь исследуемых параметров в сравниваемых группах киберспортсменов оценивали, применяя корреляционный анализ по Спирмену. Результаты. Независимо от уровня ассертивности юные киберспортсмены демонстрируют высокие значения по шкалам «Бескомпромиссность» и «Позитивная агрессивность». При межгрупповом сравнении значимые различия получены по шкалам «Обидчивость», «Неуступчивость», «Подозрительность», «Нейротизм», «Моделирование», «Оценивание результатов» и по всем параметрам эмоционального интеллекта. Описаны механизмы реализации ассертивности в сравниваемых группах киберспортсменов. Межличностный эмоциональный интеллект не имеет взаимосвязи с ассертивностью ни в одной из групп сравнения. В группе юных спортсменов с «агрессивным» и ассертивным поведением эмоциональный интеллект реализуется через моделирование; у лиц, составляющих группу «неуверенных», – через планирование. Заключение. Программа начальной подготовки киберспортсменов должна включать позитивные психологические интервенции, способствующие воспитанию «позитивной агрессивности», повышению уровня саморегуляции поведения и эмоционального интеллекта, направленных в целом на реализацию ассертивности.
Скачивания
Литература
2. Esports matrix: Structuring the esports research agenda / E.E. Cranmer, Dai-In D. Han,
M. van Gisbergen, T. Jung // Computers in Human Behavior. 2021. Vol. 117. ID art. 106671. DOI: 10.1016/j.chb.2020.106671
3. Setting the scientific stage for esports psychology: A systematic review / I. Pedraza-Ramirez, L. Musculus, M. Raab, S. Laborde // International Review of Sport and Exercise Psy-chology. 2020. Vol. 13 (1). P. 319–352. DOI: 10.1080/1750984X.2020.1723122
4. Гайдамашко И.В., Бабичев И.В. Модель психологического сопровождения подготов-ки юных спортсменов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2022. № 2(94). С. 203–209. DOI: 10.35750/2071-8284-2022-2-203-209
5. Юров И.А. Психологическая компетентность тренеров // Теория и практика физиче-ской культуры. 2011. № 10. С. 76.
6. Байгужин П.А., Шибкова Д.З. Нестабильные психические состояния у обучающихся-спортсменов // Психология. Психофизиология. 2022. Т. 15, № 2. С. 102–114. DOI: 10.14529/jpps220209
7. Луткова Н.В., Макаров Ю.М. Взаимосвязь уровней агрессивности и состояния эмоци-ональной сферы юных спортсменов-игровиков 13–15 лет // Ученые записки университета
им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 1(167). С. 372–377.
8. Lundqvist C., Asratian A., Dahlström Ö. General lifestyle factors explain young athletes mental health more than perceived coach autonomy support: a cross-sectional study on basketball players and gymnasts aged 10-22 // BMJ Open Sport and Exercise Medicine. 2023. Vol. 9(3). Art. e001648. DOI: 10.1136/bmjsem-2023-001648
9. Wolanin A., Gross M., Hong E. Depression in athletes: prevalence and risk factors // Cur-rent Sports Medicine Reports. 2015. Vol. 14(1). P. 56–60. DOI: 10.1249/JSR.0000000000000123
10. Adolescent Sport Participation and Symptoms of Anxiety and Depression: A Systematic Review and Meta-Analysis / M.J. Panza, S. Graupensperger, J.P. Agans et al. // Journal of Sport and Exercise Psychology. 2020. Vol. 42(3). P. 201–218. DOI: 10.1123/jsep.2019-0235
11. Mental Health in the Young Athlete / M.S. Xanthopoulos, T. Benton, J. Lewis et al. // Cur-rent Psychiatry Reports. 2020. Vol. 22(11). Art. 63. DOI: 10.1007/s11920-020-01185-w.
12. Daley M.M., Reardon C.L. Mental Health in the Youth Athlete // Clinics in Sports Medi-cine. 2024. Vol. 43, iss. 1. P. 107–126. DOI: 10.1016/j.csm.2023.06.003
13. Starting young to protect elite athletes mental health / R. Purcell, J. Henderson, K.A. Tamminen et al. // British Journal of Sports Medicine. 2023. Vol. 57(8). P. 439–440. DOI: 10.1136/bjsports-2022-106352
14. Шейнов В.П. Детерминанты ассертивного поведения // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 3. С. 28−37
15. Воробьева К.И., Шамиева В.А. Ассертивность в структуре личности субъекта адап-тации // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2009. № 4(24). С. 142–149.
16. Алберти Р., Эммонс М. Твое абсолютное право: ассертивность и равенство в вашей жизни и отношениях / пер. с англ. О.А. Цветковой. СПб.: Будущее Земли. 2009. 384 с.
17. Violent video game effects on aggression, empathy, and prosocial behavior in Eastern and Western countries: A meta-analytic review / C.A. Anderson, A. Shibuya, N. Ihori et al. // Psycho-logical Bulletin. 2010. Vol. 136. P. 151–173. DOI: 10.1037/a0018251
18. Ohno S. The Link Between Battle Royale Games and Aggressive Feelings, Addiction, and Sense of Underachievement: Exploring eSports-Related Genres // International Journal of Mental Health and Addiction. 2022. Vol. 20. P. 1873–1881. DOI: 10.1007/s11469-021-00488-0
19. Hughes C.M., Griffin B.J., Worthington E.L. A measure of social behavior in team-based, multiplayer online games: The Sociality in Multiplayer Online Games (SMOG) scale // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 69. P. 386–395. DOI: 10.1016/j.chb.2016.12.043
20. Liu Y, Agur C. “After all, they dont know me” exploring the psychological mechanisms of toxic behavior in online games // Games and Culture. 2023. Vol. 18. P. 598–621. DOI: 10.1177/15554120221115397
21. Genson K.M.O., Aboy D.A.A., Turano C.T. Communication Styles and Interpersonal Communications of Mobile Legends Bang-Bang (MLBB) Players // CMU Journal of Science. 2023. Vol. 27(2). P. 25–32. DOI: 10.52751/AYJD8223
22. Sanz-Matesanz M., Gea-García G.M., Martínez-Aranda L.M. Physical and psychological factors related to players health and performance in esports: A scoping review // Computers in Human Behavior. 2023. Vol. 143. ID art. 107698. DOI: 10.1016/j.chb.2023.107698
23. The Cycle of Toxicity: Exploring Relationships between Personality and Player Roles in Toxic Behavior in Multiplayer Online Battle Arena Games / B. Kordyaka, S. Laato, K. Jahn et al. // Proceedings of the ACM on Human-Computer Interaction. 2023. Vol. 7 CHI PLAY. Art. 397. DOI: 10.1145/3611043
24. Cognitive decline with pupil constriction independent of subjective fatigue during pro-longed esports across player expertise levels / T. Matsui, S. Takahashi, G. Ochi et al. // Computers in Human Behavior. 2024. Vol. 156. ID art. 108219. DOI: 10.1016/j.chb.2024.108219
25. Burnout, resilience, and coping among esports players: A network analysis approach / D.R. Poulus, J. Sargeant, D. Zarate et al. // Computers in Human Behavior. 2024. Vol. 153. ID art. 108139. DOI: 10.1016/j.chb.2024.108139
26. A motivational model explaining performance in video games / R. Hulaj, M.B.T. Nyström, D.E. Sörman et al. // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. P. 1510. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.01510
27. Time on task matters most in video game expertise / S. Röhlcke, C. Bäcklund, D.E. Sör-man, B. Jonsson // PLoS One. 2018. Vol. 13(10). P. 1–13. DOI: 10.1371/journal.pone.0206555
28. The mediating effect of motivations between psychiatric distress and gaming disorder among esport gamers and recreational gamers / F. Bányai, M.D. Griffiths, Z. Demetrovics, O. Király // Comprehensive Psychiatry. 2019. Vol. 94. Art. 152117. DOI: 10.1016/j.comppsych.2019.152117
29. Величковский Б.Б., Титова М.А., Кузнецова А.С. Психологический анализ деятель-ности киберспортсмена и особая роль эмоциональной устойчивости в киберспорте // Позна-ние и переживание. 2020. Т. 1, № 1. С. 72–86. DOI: 10.51217/cogexp_2020_01_01_05
30. Increased cortical thickness in professional on-line gamers / G.J. Hyun, Y.W. Shin, B.N. Kim et al. // Psychiatry Investigation. 2013. Vol. 10(4). P. 388–392. DOI: 10.4306/pi.2013.10.4.388
31. Relationships between Dota 2 expertise and decision-making ability / D.E. Sörman, K.E. Dahl, D. Lindmark et al. // PLoS One. 2022. Vol. 17(3). Art. e0264350. DOI: 10.1371/journal.pone.0264350
32. McLinton S.S., Pascale S.J. Tilt in esports: Understanding the phenomenon in new digital contexts // Computers in Human Behavior Reports. 2024. Vol. 14. Art. 100425. DOI: 10.1016/j.chbr.2024.100425
33. Скалозуб А. Підходи до визначення понять «тильт» та «тильтування» як наукової проблеми в кіберcпорті // Теорія і методика фізичного виховання і спорту. 2023. № 2. P. 70–73. DOI: 10.32652/tmfvs.2023.2.70-73
34. Conceptualization and validation of the TILT questionnaire: relationship with IGD and life satisfaction / I. Bonilla, A. Chamarro, P. Birch et al. // Frontiers in Psychology. 2024. Vol. 15. Art. 1409368. DOI: 10.3389/fpsyg.2024.1409368
35. Mateo-Orcajada A., Abenza-Cano L., Vaquero-Cristóbal R. Analyzing the changes in the psychological profile of professional league of legends players during competition // Computers in Human Behavior. 2022. Vol. 126. P. 1–7. DOI: 10.1016/j.chb.2021.107030
36. Toxic behaviors in online multiplayer games: prevalence, perception, risk factors of vic-timization, and psychological consequences / Á. Zsila, R. Shabahang, M.S. Aruguete, G. Orosz // Aggressive Behavior. 2022;48:356–64. DOI: 10.1002/ab.22023
37. Guo Z., Cahalane M., Carbonie A. Online gaming with a purpose: exploring positive per-sonal development achieved through esports play // Behaviour and Information Technology. 2022. Vol. 43(1). P. 72–94. DOI: 10.1080/0144929X.2022.2154266.
38. A qualitative analysis of the perceived determinants of success in elite esports athletes / D. Poulus, T.J. Coulter, M.G. Trotter, R. Polman // Journal of Sports Sciences. 2022. Vol. 40. P. 742–753. DOI: 10.1080/02640414.2021.2015916
39. The influence of an esports-adapted coping effectiveness training (E-CET) on resilience, mental health, and subjective performance among elite league of Legends players: A pilot study / D.R. Poulus, K.JM. Bennett, C. Swann et al. // Psychology of Sport and Exercise. 2023. Vol. 69. Art. 102510. DOI: 10.1016/j.psychsport.2023.102510
40. Relationship between resilience and coping strategies in competitive sport / X. Secades, O. Molinero, A. Salguero et al. // Perceptual and Motor Skills. 2016. Vol. 122. P. 336–349. DOI: 10.1177/0031512516631056
41. Баринова Е.Н. Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет // Образование и воспитание. 2023. № 1 (42). С. 41–45.
42. Соколовская И.Э., Скоблецкая Е.В. Психологические особенности поведения в кон-фликтных ситуациях подростков с разным уровнем ассертивности // Энигма. 2021. № 33. С. 132–138.
43. Андреева И.Н., Мырадова А.О. Рефлексивный эмоциональный интеллект у студен-тов с различным уровнем ассертивности // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2020. № 1(39). С. 278–288.
44. Реан А.А., Ставцев А.А. Позитивные психологические интервенции как профилакти-ка школьного неблагополучия, агрессии и буллинга // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 37–59. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-3-37-59.
45. Kaye L.K., Bryce J. Putting the «fun factor» into gaming: The influence of social contexts on experiences of playing videogames // International Journal of Internet Science. 2012. Vol. 7(1). P. 23–37.
46. Hong H.J., Wilkinson G., Rocha C.M. The relationship between basic needs satisfaction, self-determined motivation, and burnout in Korean esports players // Journal of Gambling Studies. 2023. Vol. 39(1). P. 323–338. DOI: 10.1007/s10899-022-10132-8
47. Allahyari B., Jenaabadi H. The Role of Assertiveness and Self-Assertion in Female High School Students Emotional Self-Regulation // Creative Education. 2015. Vol. 6. P. 1616–1622. DOI: 10.4236/ce.2015.614163
48. An updated systematic review of interventions to increase awareness of mental health and well-being in athletes, coaches, officials and parents / G. Breslin, S. Shannon, M. Cummings, G. Leavey // Systematic Reviews. 2022. Vol. 11(1). Art. 99. DOI: 10.1186/s13643-022-01932-5
References
-Copyright (c) 2024 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.