Особенности эмоционального интеллекта и психического состояния у участников молодежного форума с различным уровнем социальной тревоги
Аннотация
Обоснование. Среди факторов результативности молодежных мероприятий не только стоимость, доступность и безопасность, но и особенности целевой аудитории, определяющей эмоциональный фон мероприятия и активность коммуникации. Цель: выявить особенности эмоционального интеллекта и психического состояния у участников молодежного форума с различным уровнем социальной тревоги. Материалы и методы. Проведена психодиагностика 72 участников (59 женщин и 13 мужчин) окружного форума «Студтуризм УФО-2024» (возраст 33,1 ± 10,2 года). Использованы опросник социальной тревоги и социофобии, краткая версия опросника ЭмИн, методика «Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности». Значения шкалы «Социальная тревога в ситуации «быть в центре внимания, под наблюдением» являлись основанием дифференциации респондентов на группы (средний, повышенный, высокий уровень выраженности социальной тревоги). Определялись критерии Шапиро – Уилка, Краскелла –Уоллиса, Манна – Уитни. Применен корреляционный анализ по Спирмену. Результаты. Межличностный ЭмИн у лиц со средним уровнем социальной тревоги детерминируется отрицательными взаимосвязями с параметрами постситуативной руминации, эмоционального тонуса, интереса и избегания контакта. В группе лиц с повышенным уровнем социальной тревоги эмоциональный интеллект характеризуется как межличностным («Управление чужими эмоциями»), так и внутриличностным его компонентом («Понимание своих эмоций»), связанным преимущественно с социальной тревогой, вызванной избеганием непосредственного контакта с коммуникантами. В группе лиц с высоким уровнем социальной тревоги выявлены взаимосвязи социальной тревоги с обоими компонентами эмоционального интеллекта (внутри- и межличностного). Сдерживание эмоций и постситуативные руминации связаны с внутриличностным эмоциональным интеллектом. Ведущим видом является тревога, возникающая при проявлении инициативы, повлекшая страх критики в свой адрес и потерю субъективного контроля. Последнюю отягчают (усугубляют) положительные взаимосвязи с параметрами, характеризующими оперативное психическое состояние: интересом, эмоциональным тонусом, комфортностью. Заключение. Актуализируется направление исследований по разработке и внедрению технологии профилактики и снижения социальной тревоги на неклинических выборках обследуемых лиц с высоким уровнем проявления профессионального интереса.
Скачивания
Литература
2. Little C. Undergraduate research as a student engagement springboard: Exploring the longer-term reported benefits of participation in a research conference // Educational Research. 2020. Vol. 62(2). P. 229–245. DOI: 10.1080/00131881.2020.1747360
3. Pull C.B. Current status of knowledge on public-speaking anxiety // Current Opinion in Psychiatry. 2012. Vol. 25(1). P. 32–38. DOI: 10.1097/YCO.0b013e32834e06dc
4. Владыкина И.К. Страх публичных выступлений: социально-психологический анализ // Политическая психология: хрестоматия. М.: ООО Изд-во «Аспект Пресс». 2018. С. 428–439.
5. Mills S. Gender and Performance Anxiety at Academic Conferences. Ed. J. Baxter. Speaking Out. Palgrave Macmillan. London. 2006. DOI: 10.1057/9780230522435_4
6. Вырская О.Б. Проявление страха публичных выступлений в зависимости от самооценки и самовосприятия личности // Бизнес и общество. 2023. № 1(37). URL: http://busines-society.ru/2023/1-37/22_vyrskaja.pdf (дата обращения: 15.16.2024)
7. Lamprou E., Koupriza G., Vatakis A. The perception and passage of time during public speaking // Acta Psychologica. 2024. Vol. 246. Art. 104268. DOI: 10.1016/j.actpsy.2024.104268
8. Матюхин И.В. Исследование типов и причин реагирования людей, выступающих публично // Современное образование. 2015. № 4. С. 92–113. DOI: 10.7256/2409-8736.2015.4.16308
9. Behavioral assessment of public-speaking anxiety using a modified version of the Social Performance Rating Scale / G.C. Harb, W. Eng, T. Zaider, R.G. Heimberg // Behaviour Research and Therapy. 2003. Vol. 41, iss. 11. P. 1373–1380. DOI: 10.1016/S0005-7967(03)00158-X
10. The Effect of Previous Exposure on Virtual Reality Induced Public Speaking Anxiety: A Physiological and Behavioral Study / M. Girondini, M. Stefanova, M. Pillan, A. Gallace // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2023. Vol. 26(2). P. 127–133. DOI: 10.1089/cyber.2022.0121
11. Tejwani V., Ha D., Isada C. Observations: Public Speaking Anxiety in Graduate Medical Education – A Matter of Interpersonal and Communication Skills? // Journal of Graduate Medical Education. 2016. Vol. 8(1). Art. 111. DOI: 10.4300/JGME-D-15-00500.1
12. Public speaking anxiety decreases within repeated virtual reality training sessions / M. Takac, J. Collett, K.J. Blom et al. // PLoS One. 2019. Vol. 14(5). Art. e0216288. DOI: 10.1371/journal.pone.0216288
13. The causal role of negative imagery in social anxiety: A test in confident public speakers / C.R. Hirsch, A. Mathews, D.M. Clark et al. // Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry. 2006. Vol. 37, iss. 2. P. 159–170. DOI: 10.1016/j.jbtep.2005.03.003
14. Зейгарник Б.В. Опосредствование и саморегуляция в норме и патологии // Вестник Московского университета. Серия «Психология». 1981. № 2. С. 9–15.
15. Clark D.M., Wells A. A cognitive model of social phobia // Social phobia: Diagnosis, assessment, and treatment / Eds. R.G. Heimberg, M. Liebowitz, D. Hope, F. Schneier. New York. Guilford Press. 1995. P. 69–93
16. Higher anxiety rating does not mean poor speech performance: dissociation of the neural mechanisms of anticipation and delivery of public speaking / S.G. Kuai, Q. Liang, Y.Y. He, H.N. Wu // Brain Imaging and Behavior. 2021. Vol. 15(4). P. 1934–1943. DOI: 10.1007/s11682-020-00387-3
17. Краснова В.В., Холмогорова А.Б. Cоциальная тревожность и ее связь с эмоциональной дезадаптацией, уровнем стресса и качеством интерперсональных отношений у студентов // Вопросы психологии. 2011. № 3. С. 49–58.
18. Social anxiety, emotional intelligence, and interpersonal adjustment / L.J. Summerfeldt, P.H. Kloosterman, M.M. Antony, J.D.A. Parker // Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment. 2006. Vol. 28. P. 57–68
19. Neural correlates of social interaction anxiety and their relation to emotional intelligence: A resting-state fMRI study / S. Xue, F. Kong, Y. Song, J. Liu // Neuroscience Letters. 2024. Vol. 818. Art. 137475. DOI: 10.1016/j.neulet.2023.137475
20. Social anxiety and social cognition: The influence of sex / S.R. Sutterby, J.S. Bedwell, J.S. Passler et al. // Psychiatry Research. 2012. Vol. 197, iss. 3. P. 242–245. DOI: 10.1016/j.psychres.2012.02.014
21. Gan S.K., Zeng Y., Wang Z. Social anxiety mediates workplace incivility and work engagement // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14. Art. 1320703. DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1320703
22. How are social stressors at work related to well-being and health? A systematic review and meta-analysis / C. Gerhardt, N.K. Semmer, S. Sauter et al. // BMC Public Health. 2021. Vol. 21. Art. 890. DOI: 10.1186/s12889-021-10894-7
23. Лунева П.Д., Абабков В.А. Копинг-поведение при социальных фобиях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Т. 13, № 2. С. 147–163. DOI: 10.21638/spbu16.2023.202
24. Social anxiety modulates emotion processing for social threat words: Evidence from ERP / J. Cao, F. Si, Y. Zhan et al. // Neuroscience Letters. 2023. Vol. 816. Art. 137498. DOI: 10.1016/j.neulet.2023.137498
25. Hofmann S.G. Cognitive factors that maintain social anxiety disorder: A comprehensive model and its treatment implications. Cognitive Behaviour Therapy. 2007. Vol. 36. P. 193–209. DOI: 10.1080/16506070701421313
26. Farmer A.S., Kashdan T.B. Social anxiety and emotion regulation in daily life: Spillover effects on positive and negative social events // Cognitive Behaviour Therapy. 2012. Vol. 41. P. 152–162. DOI: 10.1080/16506073.2012.666561
27. Горбатков А.А. Динамика эмоций в деятельности: дифференциальный аспект // Психологический журнал. 2007. Т. 28, № 4. С. 101–113.
28. Кравченко Ю.Е. Подавление эмоционального поведения и субъективное переживание // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8, № 1. С. 28–38.
29. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Опросник социальной тревоги и социофобии // Медицинская психология в России. 2012. № 4(15). URL: http://mprj.ru/archiv_global/2012_4_15/ nomer/nomer19.php (дата обращения: 08.05.2024)
30. Панкратова А.А., Корниенко Д.С., Люсин Д.В. Апробация краткой версии опросника Эмин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 19, № 4. С. 822–834. DOI: 10.17323/1813-8918-2022-4-822-834
31. Social anxiety, emotional intelligence, and interpersonal adjustment / L.J. Summerfeldt, P.H. Kloosterman, M.M. Antony, J.D.A. Parker // Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment. 2006. Vol. 28. P. 57–68. DOI: 10.1007/s10862-006-4542-1
32. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.
33. Цуканов С.С., Орнацкая А.Д. Подходы к пониманию интереса в педагогике профессионального образования // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 65-3. С. 101–103. DOI: 10.18411/lj-09-2020-105. 33
34. Нелинейность взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности педагогов / С.А. Минюрова, Е.Ю. Брель, О.В. Кружкова и др. // Педагогическое образование в России. 2023. № 3. С. 199–207
35. Huang L., Pricer L. How video conferencing promotes preferences for self-enhancement products // International Journal of Research in Marketing. 2024. Vol. 41, iss. 1. P. 93–112. DOI: 10.1016/j.ijresmar.2023.09.001
36. Saint S.A., Moscovitch D.A. Effects of mask-wearing on social anxiety: an exploratory review // Anxiety, Stress, Coping. 2021. Vol. 34(5). P. 487–502. DOI: 10.1080/10615806.2021.1929936
37. Choi J.J., Kwak S.S. Who Is This?: Identity and Presence in Robot-Mediated Communication // Cognitive Systems Research. 2017. Vol. 43. P. 174–189. DOI:10.1016/j.cogsys.2016.07.006
38. Gleason B., Greenhow C. Hybrid Education: The Potential of Teaching and Learning with Robot-Mediated Communication // Online Learning. 2017. Vol. 21. P. 159–176. DOI: 10.24059/olj.v21i4.1276
References
-Copyright (c) 2024 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.