Формирование личностно-эмоциональных особенностей обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений в рамках программы психологического сопровождения

  • Д. В. Каменских Иркутский государственный университет (Россия, 664003 г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1) https://orcid.org/0009-0003-1066-920X dasenok87@mail.ru
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, психологическое сопровождение обучающихся среднего профессионального образования, программа психологического сопровождения, тренинг

Аннотация

Обоснование. Ключевыми чертами современных выпускников средних профессиональных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами являются мобильность, гибкость, коммуникабельность, умение работать в коллективе, самостоятельность и многие другие. Эти навыки становятся необходимыми для успешной адаптации к быстро меняющемуся рынку труда и обществу в целом. Психологическое сопровождение обучающихся приобретает все большее значение, так как направлено на помощь обучающимся в развитии личностных качеств, формировании позитивного самовосприятия, а также на разрешение возможных проблем, связанных с обучением и адаптацией. Цель: исследовать сформированность личностно-эмоциональных особенностей студентов в рамках программы их психологического сопровождения. Материалы и методы. Исследование проводилось на двух группах 175 обучающихся Ангарского автотранспортного техникума. Использованы психодиагностические методики, направленные на оценку личностно-эмоциональных особенностей обучающихся, а именно методика М.Н. Рожкова «Уровень социализированности личности», опросник Г.Н. Казанцевой для изучения общей самооценки респондентов, методика определения уровня тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина и методика изучения эмоциональной напряженности Г.Ш. Габдреевой. Результаты. В  результате реализации программы психологического сопровождения повышается уровень социализированности личности обучающихся, появляется уверенность в себе, умение конструктивно взаимодействовать с окружающими, наблюдается повышение уровня параметров «адаптивность», «автономность», снижение уровня личностной тревожности и эмоциональной напряженности. Заключение. Психологическое сопровождение обучающихся оказывает благоприятное влияние на развитие личностных качеств, в частности, повышает уровень социализированности личности обучающихся, которые демонстрируют адекватную оценку своих возможностей и способностей, умение прислушиваться к мнению окружающих, эмоциональную стабильность и адекватные способы реагирования в разных ситуациях, уверенное поведение.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторе

Д. В. Каменских , Иркутский государственный университет (Россия, 664003 г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1)

Соискатель

Литература

1. Гитман Е.К., Лизунова Л.Р. Теория и практика концентрированного обучения. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2021. 81 с.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство. 1997. 298 с.
3. Овчарова Р.В., Трофимова Н.С. Субъектность личности как фактор социально-психологической адаптации студентов колледжа // Теория и практика общественного развития. 2013. № 3. С. 69–71.
4. Антипов С.А., Полухина И.В., Сафонов С.В. Социально-возрастные особенности обучающихся в учреждениях СПО // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2011. Т. 7, № 9. С. 24–28.
5. Подходы к разработке и реализации профессиональных образовательных программ сокращенных сроков / В.Р. Петренко, С.В. Сафонов, С.А. Антипин и др. // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2011. Т. 7, № 6. С. 4–7.
6. Богомягкова О.Н. Интенсификация образовательной деятельности школьников и студентов в условиях современной России: от психологической безопасности среды к личностной мотивации обучающихся // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2017. № 1. С. 44–50.
7. Кустова Е.И., Казанская В.Г. Особенности личности учащихся среднего профессионального образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016. № 4-1. С. 150–157.
8. Кустова Е.И. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации среднего специального образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2018. № 4. С. 58–66.
9. Прохоров А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 32–44.
10. Zeleeva V.P. Bykova S.S., Varbanova S. Psychological and pedagogical support for students adaptation to learning activity in high science school // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11(3). P. 151–161.

References

-
Опубликован
2024-07-01
Как цитировать
Каменских, Д. (2024). Формирование личностно-эмоциональных особенностей обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений в рамках программы психологического сопровождения. Психология. Психофизиология, 17(2), 54-63. https://doi.org/10.14529/jpps240205
Раздел
Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред