Гендерные различия проблемного использования информационно-коммуникационных сетей

  • А. М. Лановая Национальный научный центр наркологии – филиал Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава России (Россия, г. Москва, 119002, Малый Могильцевский переулок, д. 3) https://orcid.org/0000-0002-4255-7953 alesya.lan@gmail.com
  • Е. В. Фадеева 1) Национальный научный центр наркологии – филиал Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава России (Россия, г. Москва, 119002, Малый Могильцевский переулок, д. 3); 2) Московский государственный психолого-педагогический университет (Россия, г. Москва, 127051, ул. Сретенка, д. 29); 3) Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева Минздрава России (Россия, г. Санкт-Петербург, 192019, ул. Бехтерева, д. 3) https://orcid.org/0000-0001-5411-9611 nscnfadeeva@mail.ru
Ключевые слова: проблемное использование информационно-коммуникационных сетей, гендерные различия, социальные сети, подростки, поведенческие зависимости

Аннотация

Обоснование. В силу стремительно меняющихся условий и развития цифровой среды крайне важной остается задача, направленная на выявление общих психологических особенностей, приводящих к проблемному использованию информационно-коммуникационных сетей, и гендерно-специфических различий, позволяющих определить особые факторы уязвимости к формированию данного типа аддиктивного поведения. Цель: выявление гендерных различий проблемного использования информационно-коммуникационных сетей среди учащихся подросткового возраста.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 633 учащихся (M = 15,5, SD = 0,68) Московской области: 358 (56,6 %) юношей и 275 (43,4 %) девушек. Методы психологической диагностики: опросник проблемного использования социальных сетей, специально разработанная для целей исследования шкала оценки продолжительности использования информационно-коммуникационных сетей, шкала нарушений при использовании социальных сетей. Результаты. Среди обучающихся подростков в возрасте 15–17 лет по бóльшему количеству показателей наиболее уязвимыми к проблемному использованию информационно-коммуникационных сетей были девушки. Для девушек в большей степени были свойственны сложности контролирования своего времени в социальных сетях. Для девушек было более характерно длительное времяпрепровождение в социальных сетях в периоды эмоционального спада. Более длительное использование информационно-коммуника­ционных сетей было связано с бóльшей подверженностью к онлайн-общению среди юношей. Неудачные попытки сократить времяпрепровождение в социальных сетях, конфликты в семье из-за их использования также были более свойственны ответам женской половины участников исследования. Заключение. При разработке профилактических программ должны учитываться такие факторы риска в отношении формирования проблемного использования информационно-коммуникационных сетей, как трудности эмоциональной саморегуляции, трудности контроля и когнитивная поглощенность социальными сетями, специфичные для девушек, и предпочтение онлайн-общения, характерное для юношей.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

А. М. Лановая , Национальный научный центр наркологии – филиал Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава России (Россия, г. Москва, 119002, Малый Могильцевский переулок, д. 3)

Научный сотрудник отдела организации профилактической помощи в наркологии

Е. В. Фадеева , 1) Национальный научный центр наркологии – филиал Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава России (Россия, г. Москва, 119002, Малый Могильцевский переулок, д. 3); 2) Московский государственный психолого-педагогический университет (Россия, г. Москва, 127051, ул. Сретенка, д. 29); 3) Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева Минздрава России (Россия, г. Санкт-Петербург, 192019, ул. Бехтерева, д. 3)

1) кандидат психологических наук, заведующий отделом организации профилактической помощи в наркологии; 2) доцент кафедры клинической и судебной психологии факультета «Юридическая психология»; 3) Младший научный сотрудник отделения терапии стационарных пациентов с аддиктивными расстройствами

Литература

1. Шубин С.Б. Психологические особенности цифровой активности подростков на примере социальных сетей: обзор иностранных исследований // Педагогика и психология образования. 2020. №3. С. 173–191. DOI: https://doi.org/10.31862/2500-297X-2020-3-173-191
2. Разработка русскоязычной версии опросника проблемного использования социальных сетей / Н.А. Сирота, Д.В. Московченко, В.М. Ялтонский, А.В. Ялтонская // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26, № 3. С. 33–55. DOI: https://doi.org/10.13140/ RG.2.2.34034.56001.
3. The Social Media Disorder Scale / R.J.J.M. van den Eijnden, J.S. Lemmens, P.M. Valkenburg // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 61. P. 478–487. DOI: https://doi.org/10.1016/ j.chb.2016.03.038.
4. Интернет-активность и проблемное использование интернета в юношеском возрасте / В.Н. Колесников, Ю.И. Мельник, Л.И. Теплова // Национальный психологический журнал. 2019. № 1 (33). С. 34–46. DOI: https://doi.org/10.11б21/пр].2019.0104
5. Розанов В.А., Рахимкулова А.С. Психологическое благополучие пользователей социальных сетей – проблема или возможность раннего выявления негативных тенденций? // Медицинская психология в России. 2016. № 1 (36). URL: http://mprj.ru (дата обращения: 01.08.2022).
6. The relevance of emotion regulation, procrastination, and perceived stress for problematic social media use in a representative sample of children and adolescents / L. Wartberg, R. Thomasius, K. Paschke // Computers in Human Behavior. 2021. Vol. 121. Art. ID 106788. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2021.106788.
7. Huang C. A meta-analysis of the problematic social media use and mental health // The International journal of social psychiatry. 2022. Vol. 68. №. 1. P. 12–33. DOI: https://doi.org/ 10.1177/0020764020978434.
8. Mediated roles of generalized trust and perceived social support in the effects of problematic social media use on mental health: A cross-sectional study / C.-Y. Lin, P. Namdar, M.D. Griffiths, A.H. Pakpour // Health Expectations. 2021. Vol.24. P. 165–173. DOI: https://doi.org/ 10.1111/hex.13169.
9. Social Media Usage and Development of Psychiatric Disorders in Childhood and Adolescence: A Review / I. Cataldo, B. Lepri, M.J.Y. Neoh, G. Esposito // Frontiers in Psychiatry. 2021. Vol. 11.
Art. ID 508595. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyt.2020.508595.
10. Горелова Г.Г., Иноземцев Д.В. Анализ психологического благополучия на основании параметров поведенческой активности пользователей социальных сетей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. Т. 180, № 2. С. 489–494. DOI: https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p489-494.
11. Meshi D., Ellithorpe M.E. Problematic social media use and social support received in real-life versus on social media: Associations with depression, anxiety and social isolation // Addictive Behaviors. 2021. Vol. 119. Art. ID 106949. DOI: https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2021.106949.
12. Шейнов В.П., Девицын А.С. Разработка надежного и валидного опросника зависимости от социальных сетей // Системная психология и социология. 2021. Т. 38, № 2. С. 41–55. DOI: https://doi.org/10.25688/2223-6872.2021.38.2.04.
13. Шейнов В.П., Девицын А.С. Трехфакторная модель зависимости от социальных сетей // Российский психологический журнал. 2021, Т. 18, № 3, 145–158. DOI: https://doi.org/ 10.21702/rpj.2021.3.1.
14. Гендерные различия индивидуально-психологических характеристик у подростков с различным уровнем проявлений интернет-зависимого поведения / А.В. Трусова, А.Е. Канашов, А.А. Ангеловский и др. // Вопросы наркологии. 2020. Т. 187, № 4. С. 45–62. DOI: https://doi.org/ 10.47877/0234-0623_2020_4_45.
15. Казаринова Е.Ю., Холмогорова А.Б. Предпочитаемый контент в интернете и социальная тревожность как факторы интернет-зависимости у подростков и студенческой молодежи // Психолого-педагогические исследования. 2021. Т. 13, № 2. C. 123–139. DOI: https://doi.org/ 10.17759/psyedu.2021130208.
16. Индивидуально-психологические характеристики мужчин и женщин с интернет-зависимостью / П.А. Понизовский, Е.П. Скурат, А.В. Трусова и др. // Социальная и клиническая психиатрия. 2021. Т. 31, № 2. С. 33–43.
17. Problematic social media use and health among adolescents / L. Paakkari, J. Tynjälä, H. Lahti et al. // International journal of environmental research and public health. 2021. Vol. 18. № 4.
Art. ID 1885. DOI: 10.3390/ijerph18041885.
18. Possible Effects of Social Media Use on Adolescent Health Behaviors and Perceptions / G. Buda, J. Lukoševičiūtė, L. Šalčiūnaitė, K. Šmigelskas // Psychological reports. 2021. Vol. 124. № 3.
P. 1031–1048. DOI: https://doi.org/10.1177/0033294120922481
19. Social Media Addiction and Empathy: Moderating impact of personality traits among high school students / M. Dalvi-Esfahani, A. Niknafs, Z. Alaedini et al. // Telematics and Informatics. 2021. Vol. 57. Art. ID 101516. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tele.2020.101516.
20. Factorial validity of the Problematic Facebook Use Scale for adolescents and young adults /
C. Marino, A. Vieno, G. Altoè, M.M. Spada // Journal of Behavioral Addictions. 2017. Vol. 6. № 1. P. 5–10. DOI: https://doi.org/10.1556/2006.6.2017.004.
21. Лановая А.М., Фадеева Е.В. Проблемное использование информационно-коммуникационных сетей в контексте интернет-зависимого поведения среди подростков: предвари-тельные результаты // Психология. Психофизиология. 2022. Т. 15, № 4. С. 59–71. DOI: 10.14529/jpps220406.
22. Occurence of Internet addiction in a general population sample: A Latent Class Analysis /
H.J. Rumpf, A.A. Vermulst, A. Bischof et al. // European Addiction Research. 2014. Vol. 20. P. 159–166. DOI: https://doi.org/10.1159/00035432.

References

-
Опубликован
2023-04-10
Как цитировать
Лановая, А., & Фадеева, Е. (2023). Гендерные различия проблемного использования информационно-коммуникационных сетей. Психология. Психофизиология, 16(1), 51-62. https://doi.org/10.14529/jpps230105
Раздел
Медицинская (клиническая) психология