Проблемное использование информационно-коммуникационных сетей в контексте интернет-зависимого поведения среди подростков: предварительные результаты

  • А. М. Лановая Национальный научный центр наркологии – филиал Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава России (Россия, г. Москва, 119002, Малый Могильцевский переулок, д. 3) https://orcid.org/0000-0002-4255-7953 alesya.lan@gmail.com
  • Е. В. Фадеева 1) Национальный научный центр наркологии – филиал Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава России (Россия, г. Москва, 119002, Малый Могильцевский переулок, д. 3); 2) Московский государственный психолого-педагогический университет (Россия, г. Москва, 127051, Сретенка 29) https://orcid.org/0000-0001-5411-9611 nscnfadeeva@mail.ru
Ключевые слова: проблемное использование информационно-коммуникационных сетей, интернет-зависимое поведение, подростки, поведенческие зависимости

Аннотация

Обоснование: Потребность изучения распространенности, феноменологии, клинических проявлений и психологических предикторов проблемного использования информационно-коммуникационных сетей является актуальным направлением современных научных исследований, которые объясняются прогрессивным ростом цифровизации и ее возможными негативными последствиями для психического здоровья. Цель: изучение проблемного использования информационно-коммуникационных сетей в контексте интернет-зависимого поведения среди учащихся подросткового возраста. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 633 учащихся (358 юношей и 275 девушек) Московской области в возрасте 15–17 лет. Анализировались результаты опросника проблемного использования социальных сетей, шкалы оценки частоты и продолжительности использования информационно-коммуникационных сетей, шкалы интернет-зависимости. Результаты. У большинства учащихся (83,4 %) была выявлена склонность к проблемному использованию информационно-коммуникационных сетей, у 6,3 % – минимальный риск и у 5,7 % – проблемное использование. Проблемное использование информационно-коммуни­кационных сетей обследованных подростков характеризовалось: проведением времени в социальных сетях от скуки – у 95,1 %; необходимостью регуляции эмоционального состояния – у 87,7 %; трудностями контроля времени при их использовании – у 72,0 % учащихся. Длительное использование информационно-коммуникационных сетей (6 и более часов) значимо чаще встречалось у подростков с проблемным использованием социальных сетей как в учебные, так и в выходные дни. Результаты диагностики интернет-зависимого поведения были сопоставимы с выраженностью проблемного использования информационно-коммуникационных сетей: у 72,4 % была выявлена склонность к интернет-зависимости, у 17,3 % – минимальный риск развития интернет-зависимости, а у 9,5 % – интернет-зависимость. Интернет-зависимое поведение обследованных подростков характеризовалось: трудностями контроля – у 70,3 %, беспокойством при невозможности получить доступ к Интернету – у 64,6 %, чувством дискомфорта в случае пребывая вне сети – у 59,7 %. Заключение. Различная выраженность проблемного использования информационно-коммуникационных сетей и интернет-зависимости указывает на необходимость разработки дифференцированных подходов к профилактике указанных видов поведенческих аддикций.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

А. М. Лановая , Национальный научный центр наркологии – филиал Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава России (Россия, г. Москва, 119002, Малый Могильцевский переулок, д. 3)

Научный сотрудник отдела организации профилактической помощи в наркологии

Е. В. Фадеева , 1) Национальный научный центр наркологии – филиал Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава России (Россия, г. Москва, 119002, Малый Могильцевский переулок, д. 3); 2) Московский государственный психолого-педагогический университет (Россия, г. Москва, 127051, Сретенка 29)

1) кандидат психологических наук, заведующий отделом организации профилактической помощи в наркологии; 2) доцент кафедры клинической и судебной психологии

Литература

1. The relationship between addictive use of social media and video games and symptoms of psychiatric disorders: A large-scale cross-sectional study / C.S. Andreassen, J. Billieux, M.D. Griffiths et al. // Psychology of Addictive Behaviors. 2016. Vol. 30. №. 2. P. 252–262. DOI: https://doi.org/10.1037/adb0000160
2. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции: вопросы типологии, диагностики и классификации // Вопросы наркологии. 2020. № 4 (187). С. 7–23. DOI: https://doi.org/ 10.47877/0234-0623_2020_4_7
3. Колмогорцева А.А., Рыльская Е.А. Индивидуально-психологические особенности личности с интернет-зависимостью // Психология. Психофизиология. 2021. № 1 (14). С. 14–22. DOI: https://doi.org/10.14529/jpps210102
4. Adolescents intense and problematic social media use and their well-being in 29 countries / M. Boer, R.J.J.M. van den Eijnden, M. Boniel-Nissim et al. // Journal of Adolescent Health. 2020. Vol. 66, № 6. P. S89-S99. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2020.02.014.
5. Клинико-психопатологические особенности лиц с интернет-зависимостью: опыт пи-лотного исследования / А.Ю. Егоров, С.В. Гречаный, Н.А. Чупрова и др. // Журнал невроло-гии и психиатрии им. C.C. Корсакова. 2020. Т. 120, № 3. С. 13–18. DOI: https://doi.org/10.17116/jnevro202012003113.
6. Sun Y., Zhang Y. A review of theories and models applied in studies of social media addiction and implications for future research // Addictive behaviors. 2021. Vol. 114. P. 106699. DOI: https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2020.106699
7. Wang C., Lee M. K. O. Why we cannot resist our smartphones: investigating compulsive use of mobile SNS from a Stimulus-Response-Reinforcement perspective // Journal of the Association for Information Systems. 2020. Vol. 21, № 1. P. 175200. DOI: https://doi.org/10.17705/1jais.00596
8. Social media use intensity, social media use problems, and mental health among adolescents:
Investigating directionality and mediating processes / M. Boer, G.W.J.M. Stevens, C. Finkenauer,
M.E. de Looze, R.J.J.M. van den Eijnden // Computers in Human Behavior. 2021. Vol. 116. P. 106645. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106645.
9. Припорова Е.А., Агадуллина Е.Р. Социальные мотивы использования социальных сетей: анализ групп пользователей // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, № 4. С. 96–111. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2019100407.
10. Uses and gratifications of problematic social media use among university students: A simultaneous examination of the Big Five of personality traits, social media platforms, and social media use motives / K. Kircaburun, S. Alhabash, Ş.B. Tosuntaş et al. // International Journal of Mental Health and Addiction. 2020. Vol. 18. №. 3. P. 525–547. DOI: https://doi.org/10.1007/s11469-018-9940-6.
11. Social norms and e-motions in problematic social media use among adolescents / C. Marino, G. Gini, F. Angelini, A. Vieno, M.M. Spada // Addictive Behaviors Reports. 2020. Vol. 11. P. 100250. DOI: https://doi.org/10.1016/j.abrep.2020.100250
12. Stockdale L.A., Coyne S.M. Bored and online: Reasons for using social media, problematic social networking site use, and behavioral outcomes across the transition from adolescence to emerging adulthood // Journal of Adolescence. 2020. Vol. 79. P. 173–183. DOI: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2020.01.010
13. Фролова К.А. Влияние социальных сетей на самооценку личности // Бюллетень медицинской науки. 2020. № 1 (17). С. 53–54.
14. Sheldon P., Antony M.G., Sykes B. Predictors of problematic social media use: personality and life-position indicators // Psychological Reports. 2021. Vol. 124. № 3. P. 1110–1133. DOI: https://doi.org/10.1177/0033294120934706.
15. Холмогорова А.Б., Герасимова А.А. Психологические факторы проблемного использования Интернета у девушек подросткового и юношеского возраста // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 138–155. DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2019270309.
16. Arrivillaga C., Rey L., Extremera N. A mediated path from emotional intelligence to problematic social media use in adolescents: The serial mediation of perceived stress and depressive symptoms // Addictive Behaviors. 2022. Vol. 124. P. 107095. DOI: https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2021.107095.
17. Boursier V., Gioia F., Griffiths M. D. Do selfie-expectancies and social appearance anxiety predict adolescents problematic social media use? // Computers in Human Behavior. 2020. Vol. 110. P. 106395. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106395.
18. Keles B., McCrae N., Grealish A. A systematic review: the influence of social media on depression, anxiety and psychological distress in adolescents // International Journal of Adolescence and Youth. 2020. Vol. 25. № 1. P. 79–93. DOI: https://doi.org/10.1080/02673843.2019.1590851.
19. Social media and distraction: An experience sampling study among adolescents / T. Siebers, I. Beyens, J.L. Pouwels, P.M. Valkenburg // Media Psychology. 2022. Vol. 25. № 3. P. 343–366. DOI: https://doi.org/10.1080/15213269.2021.1959350.
20. Explaining the link between technostress and technology addiction for social networking sites: A study of distraction as a coping behavior / Tarafdar M., C. Maier, S. Laumer, T. Weitzel // Information systems journal. 2020. Vol. 30. № 1. P. 96–124. DOI: https://doi.org/10.1111/isj.12253.
21. Du J., Kerkhof P., van Koningsbruggen G.M. The reciprocal relationships between social media self-control failure, mindfulness and wellbeing: A longitudinal study // PloS one. 2021. Vol. 16. № 8. Art. no. e0255648. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0255648.
22. Fear of missing out (FoMO) among social media users: a systematic literature review, synthesis and framework for future research / A. Tandon, A. Dhir, I. Almugren, G.N. AlNemer, M. Mäntymäki // Internet Research. 2021. Vol. 31. № 3. P. 782–821. DOI: https://doi.org/10.1108/INTR-11-2019-0455.
23. Scott H., Biello S.M., Woods H.C. Identifying drivers for bedtime social media use despite sleep costs: the adolescent perspective // Sleep Health. 2019. Vol. 5. № 6. P. 539–545. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sleh.2019.07.006.
24. Investigating mediated effects of fear of COVID-19 and COVID-19 misunderstanding in the association between problematic social media use, psychological distress, and insomnia / C.Y. Lin, A. Broström, M.D. Griffiths, A.H. Pakpour // Internet interventions. 2020. Vol. 21. P. 100345. DOI: https://doi.org/10.1016/j.invent.2020.100345.
25. Internet use during COVID-19 lockdown among young people in low-and middle-income countries: Role of psychological wellbeing / B. Fernandes, B. Uzun, C. Aydin et al. // Addictive Behaviors Reports. 2021. Vol. 14. P. 100379. DOI: https://doi.org/10.1016/j.abrep.2021.100379.
26. How adolescents use social media to cope with feelings of loneliness and anxiety during COVID-19 lockdown / V. Cauberghe, I. Vanwesenbeeck, S. De Jans, L. Hudders, K. Ponnet // Cyberpsychology, behavior and social networking. 2021. Vol. 24. № 4. P. 250–257. DOI: https://doi.org/10.1089/cyber.2020.0478.
27. Factorial validity of the Problematic Facebook Use Scale for adolescents and young adults /
C. Marino, A. Vieno, G. Altoè, M.M. Spada // Journal of Behavioral Addictions. 2017. Vol. 6. № 1. P. 5–10. DOI: https://doi.org/10.1556/2006.6.2017.004.
28. Разработка русскоязычной версии опросника проблемного использования социальных сетей / Н.А. Сирота, Д.В. Московченко, В.М. Ялтонский, А.В. Ялтонская // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26, № 3. С. 33–55. DOI: https://doi.org/ 10.13140/RG.2.2.34034.56001.
29. Development of a Chinese Internet addiction scale and its psychometric study / S.H. Chen, L.J. Weng, Y.J. Su, H.M. Wu, P.F. Yang // Chinese Journal of Psychology. 2003. Vol. 45, № 3. P. 279–294. DOI: https://doi.org/10.1037/t44491-000.
30. Трусова А.В., Шумская Д.С., Кибитов А.О. Психометрические свойства и валидизация русскоязычной версии Шкалы интернет-зависимости CIAS в выборке молодых взрослых // Вопросы наркологии. 2021. № 7 (202). С. 34–54. DOI: https://doi.org/10.47877/0234-0623_2021_07_34.
31. Nagata J.M. New Findings From the Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) Survey: Social Media, Social Determinants, and Mental Health. The Journal of adolescent health. 2020. Vol. 66(6S). P. S1–S2. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2020.03.024
32. Developing and implementing a national quality assurance policy and control policy in school-based prevention of risk behaviors: a case study / M. Miovský, T. Černíková, E. Nováková,
R. Gabrhelík // Journal of Substance Use. 2022. P. 1–10. DOI: https://doi.org/10.1080/ 14659891.2022.2082336
33. Использование социальных сетей и компьютерных интернет-игр в период пандемии COVID-19 студентами в Ярославской области / А.М. Лановая, Е.Ю. Шакун, Е.В. Фадеева и др. // Вопросы наркологии. 2021. T. 199, № 4. С. 73–91. DOI: https://doi.org/10.47877/0234-0623_2021_04_73.

References

-
Опубликован
2022-12-29
Как цитировать
Лановая, А., & Фадеева, Е. (2022). Проблемное использование информационно-коммуникационных сетей в контексте интернет-зависимого поведения среди подростков: предварительные результаты. Психология. Психофизиология, 15(4), 59-71. https://doi.org/10.14529/jpps220406
Раздел
Медицинская (клиническая) психология

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)