Изменения показателей психомоторной координации у учащихся восьмых классов за период с 2004 по 2020 год

  • Н. Б. Панкова Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии (Россия, 125315, г. Москва, ул. Балтийская, д. 8) https://orcid.org/0000-0002-3582-817X nbpankova@gmail.com
  • М. Ю. Карганов Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии (Россия, 125315, г. Москва, ул. Балтийская, д. 8) https://orcid.org/0000-0002-5862-8090 mkarganov@mail.ru
Ключевые слова: психомоторная координация, двигательные тесты, скорость движений, точность движений, плавность движений, латентные периоды сенсомоторной реакции, моторная асимметрия, компьютерная нагрузка

Аннотация

Обоснование. Цифровизация среды обитания человека, включая образовательную среду, актуализирует изучение её влияний на функциональные показатели жизнедеятельности как в плане соматического здоровья, так и в психофизиологических и психологических аспектах. Цель: сравнительный анализ показателей психомоторной координации подростков 14–15 лет (учащиеся 8-х классов) в 2004 и 2020 годах, различающихся по уровню цифровизации образовательной среды.
Материалы и методы. Изучены показатели психомоторики при выполнении двигательных задач на приборе «компьютерный измеритель движений». Всего обследованы 67 подростков в 2004 году
и 31 – в 2020 году, все измерения проведены конце февраля – начале марта. Оценивали показатели скорости, точности и плавности движений, реактивности на стимулы разной модальности и моторной асимметрии. Результаты. Обнаружено, что как у девочек, так и у мальчиков за оцениваемый период существенно возросла скорость выполнения моторной задачи, но с существенной потерей точности и плавности движений (данные показатели в абсолютных величинах изменились в 2–2,5 раза). Одновременно возросла скорость реакции на звуковой, но не на световой стимулы. По показателям асимметрии было обнаружено снижение степени латерализации и приближение всех показателей к обоерукости. Заключение. Инструментальные методы оценки психомоторной координации обнаружили выраженные сдвиги в способности 14–15-летних подростков выполнять руками незнакомые двигательные задачи. Мы связываем это с цифровизацией среды обитания и формированием нового паттерна движений, включающего более быстрое взаимодействие с компьютером.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Н. Б. Панкова , Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии (Россия, 125315, г. Москва, ул. Балтийская, д. 8)

Доктор биологических наук, доцент, главный научный сотрудник лаборатории физико-химической и экологической патофизиологии

М. Ю. Карганов , Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии (Россия, 125315, г. Москва, ул. Балтийская, д. 8)

Доктор биологических наук, профессор, и.о. заведующего лабораторией физико-химической и экологической патофизиологии

Литература

1. Влияние технологий цифрового обучения на функциональные и психофизиологические ответы организма: анализ литературы / Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин, А.Д. Герасёв, Р.И. Айзман // Science for Education Today. – 2021. Т. 11, № 3. С. 125–141. DOI: http://doi.org/10.15293/2658-6762.2103.07
2. Длительность использования мобильных электронных устройств как современный фактор риска здоровью детей, подростков и молодежи / И.Б. Ушаков, В.И. Попов, Н.А. Скоблина, С.В. Маркелова // Экология человека. 2021. № 7. С. 43–50. DOI: http://doi.org/1033396/1728-0869-2021-7-43-50
3. Каменская В.Г., Томанов Л.В. Динамика интеллектуальных функций российских дошкольников в период становления интернет-технологий / В.Г. Каменская, // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12, № 3. С. 56–63. DOI: http://doi.org/10.14529/jpps190305
4. Обзор исследований, посвященных изучению взаимосвязи использования цифровых устройств и развития когнитивной сферы у дошкольников / Д.А. Бухаленкова, Е.А. Чичинина, А.В. Чурсина, А.Н. Веракса // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 3. С. 7–25. DOI: http://doi.org/10.15293/2658-6762.1905.04
5. Association Between Sitting, Screen Time, Fitness Domains, and Fundamental Motor Skills in Children Aged 5-16 Years: Cross-Sectional Population Study / L.L. Hardy, D. Ding, L.R. Peralta [et al.] // Journal of Physical Activity and Health. 2018. Vol. 15(12). P. 933–940. DOI: http://doi.org/10.1123/jpah.2017-0620
6. Sedentary behavior and motor competence in children and adolescents: a review / G.D. Santos, P.H. Guerra, S.A. Milani [et al.] // Revista de Saúde Pública. 2021. Vol. 55. P. 57. DOI: http://doi.org/10.11606/s1518-8787.2021055002917
7. A critical evaluation of systematic reviews assessing the effect of chronic physical activity on academic achievement, cognition and the brain in children and adolescents: a systematic review / T.M. Wassenaar, W. Williamson, H. Johansen-Berg [et al.] // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2020. Vol. 17(1). P. 79. DOI: http://doi.org/10.1186/s12966-020-00959-y
8. Physical Activity, Fitness, Cognitive Function, and Academic Achievement in Children: A Systematic Review / J.E. Donnelly, C.H. Hillman, D. Castelli [et al.] // Medicine & Science in Sports & Exercise. 2016. Vol. 48(6). P. 1197–1222. DOI: http://doi.org/10.1249/MSS.0000000000000901
9. Do Physical Fitness and Executive Function Mediate the Relationship between Physical Activity and Academic Achievement? An Examination Using Structural Equation Modelling / A. Muntaner-Mas., E. Mazzoli, G. Abbott [et al.] // Children (Basel). 2022. Vol. 9(6). P. 823. DOI: http://doi.org/10.3390/children9060823
10. Diamond A. Executive functions // Annual Review of Psychology. 2013. Vol. 64. P. 135–168. DOI: http://doi.org/10.1146/annurev-psych-113011-143750
11. Is Sedentary Behavior Associated With Executive Function in Children and Adolescents? A Systematic Review / S. Li, J. Guo, K. Zheng [et al.] // Frontiers in Public Health. 2022. Vol. 10. Art. no. 832845. DOI: http://doi.org/10.3389/fpubh.2022.832845
12. Байгужин П.А., Шибкова Д.З., Айзман Р.И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды // Science for Education Today. 2019, № 5. С. 58–70. DOI: http://doi.org/10.15293/2658-6762.1905.04
13. Motor Skills and Exercise Capacity Are Associated with Objective Measures of Cognitive Functions and Academic Performance in Preadolescent Children / S.S. Geertsen, R. Thomas, M.N. Larsen, I. [et al.] // PLoS One. 2016. Vol. 11, № 8. Art. no. e0161960. DOI: http://doi.org/10.1371/journal.pone.0161960
14. Relationships Between Motor Proficiency and Academic Performance in Mathematics and Reading in School-Aged Children and Adolescents: A Systematic Review / K. Macdonald, N. Milne, R. Orr [et al.] // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2018. Vol. 15, № 8. P. 1603. DOI: http://doi.org/10.3390/ijerph15081603
15. When kinesthetic information is neglected in learning a Novel bimanual rhythmic coordination / Q. Zhu, T. Mirich, S. Huang [et al.] // Attention, Perception, & Psychophysics. 2017. Vol. 79 (6). P. 1830–1840. DOI: http://doi.org/10.3758/s13414-017-1336-3
16. Chiou S.C., Chang E.C.Bimanual Coordination Learning with Different Augmented Feedback Modalities and Information Types // PLoS One. 2016. Vol. 11 (2). Art. no. e0149221. DOI: http://doi.org/10.1371/journal.pone.0149221
17. Точностные и скоростные показатели работы руками у младших школьников с разным уровнем компьютерной нагрузки / Н.Б. Панкова, И.Б. Алчинова, О.И. Ковалева, М.А. Лебедева, Н.Н. Хлебникова, А.Б. Черепов, Л.А. Носкин, М.Ю. Карганов // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 3. С. 142–160. DOI: http://doi.org/10.15293/2658-6762
18. Влияние разных объёмов компьютерной нагрузки на латентные периоды простой сенсомоторной реакции у младших школьников / Н.Б. Панкова, М.А. Лебедева, Л.А. Носкин, Н.Н. Хлебникова, М.Ю. Карганов // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13, № 2. С. 112–122. DOI: http://doi.org/10.14529/jpps200210
19. McManus C. Half a century of handedness research: Myths, truths; fictions, facts; backwards, but mostly forwards // Brain and Neuroscience Advances. 2019. № 3. Art. no. e2398212818820513. DOI: http://doi.org/10.1177/2398212818820513
20. Human Lateralization, Maternal Effects and Neurodevelopmental Disorders / G. Malatesta, D. Marzoli, G. Prete [et al.] // Frontiers in Behavioral Neuroscience. 2021. Vol. 15. Art. no. e668520. DOI: http://doi.org/10.3389/fnbeh.2021.668520
21. O-Connor D.B., Thayer J.F., Vedhara K. Stress and Health: A Review of Psychobiological Processes // Annual Review of Psychology. 2021. Vol. 72. P. 663–688. DOI: http://doi.org/10.1146/annurev-psych-062520-122331
22. The effects of hemispheric dominance, literacy acquisition, and handedness on the development of visuospatial attention: A study in preschoolers and second graders / L. Rinaldi, S. Di Luca, C. Toneatto [et al.] // Journal of Experimental Child Psychology. 2020. Vol. 195. Art. no. e104830. DOI: http://doi.org/10.1016/j.jecp.2020.104830
23. Development of handedness, anatomical and functional brain lateralization / N. Tzourio-Mazoyer, L. Zago, H. Cochet [et al.] // Handbook of Clinical Neurology. 2020. Vol. 173. P. 99–105. DOI: http://doi.org/10.1016/B978-0-444-64150-2.00011-3
24. Влияние компьютерной нагрузки на моторную асимметрию при выполнении двигательных тестов у младших школьников / Н.Б. Панкова, М.А. Лебедева, Л.А. Носкин, Н.Н. Хлебникова, М.Ю. Карганов // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14, № 4. С. 144–155. DOI: http://doi.org/10.14529/jpps210413
25. Use of neuroimaging to measure neurocognitive engagement in health professions education: a scoping review / S. Toy, D.D. Huh, J. Materi [et al.] // Medical Education Online. 2022. Vol. 27(1). P. 2016357. DOI: http://doi.org/10.1080/10872981.2021.2016357
26. Рабаданова А.И., Черкесова Д.У., Ашурбекова М.И. Особенности функциональной асимметрии при формировании интернет-зависимости // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 2, № 3. С. 96–100.
27. Neural Basis and Motor Imagery Intervention Methodology Based on Neuroimaging Studies in Children With Developmental Coordination Disorders: A Review / K. Irie, A. Matsumoto, S. Zhao [et al.] // Frontiers in Human Neuroscience. 2021. Vol. 15. № 620599. DOI: http://doi.org/10.3389/ fnhum.2021.620599

References

-
Опубликован
2022-12-29
Как цитировать
Панкова, Н., & Карганов, М. (2022). Изменения показателей психомоторной координации у учащихся восьмых классов за период с 2004 по 2020 год. Психология. Психофизиология, 15(4), 114-125. https://doi.org/10.14529/jpps220411
Раздел
Психофизиология