Выработка новых двигательных программ регуляции равновесия позы у девушек на основе баланс-тренировки
Аннотация
Обоснование. Регуляция позы совершенствуется под влиянием различных тренировочных программ, однако эффекты тренировки на неустойчивых опорах (баланс-тренировки) в развитии статического и динамического равновесия остаются полностью не изученными. Цель: изучить эффект баланс-тренировки на статическое и динамическое равновесие у молодых физически активных девушек. Материалы и методы. До и после десятинедельной баланс-тренировки обследованы две группы девушек: «Баланс» (n = 14) и «Контроль» (n = 14). Группа «Контроль» занималась в рамках дисциплины «физическая культура» университета, группа «Баланс» тренировалась на неустойчивых опорах (3 раза в неделю по 80 минут). Статическое равновесие моноопорной позы определяли в стойке на стабилоплатформе (Стабилан-01. ОКБ «Ритм»), а динамическое равновесие – в стойке на подвижной по сагиттали пресс-папье в условиях открытых и закрытых глаз. Данные обработаны с применением метода двухфакторного дисперсионного анализа. Результаты. В моноопорной стойке на устойчивой платформе в группе «Баланс» выявлено более выраженное, чем в группе «Контроль», снижение скорости колебаний центра давления только в условиях закрытых глаз. В динамической стойке на пресс-папье в группе «Баланс» выявлено более существенное снижение площади колебаний тела как в стойке с открытыми, так и закрытыми глазами, также в стойке с закрытыми глазами снижалась скорость колебаний тела. Заключение. Баланс-тренировка вызывает более существенное совершенствование динамического равновесия и менее заметно влияет на статическое равновесие. Взаимосвязь между развитием статического и динамического равновесия под влиянием баланс-тренировки слабая.
Скачивания
Литература
2. Kümmel J., Kramer A., Giboin L.S., Gruber M. Specificity of Balance Training in Healthy Individuals: A Systematic Review and Meta-Analysis. Sports Medicine. 2016;46(9):1261–1271.
3. Shumway-Cook A. Woollacott M.H. Motor control theory and practical applications. Lipincott, Williams & Wilkins Publ. 2001:165.
4. Granacher U., Muehlbauer T., Gollhofer A., Kressig R.W., Zahner L. An intergenerational approach in the promotion of balance and strength for fall prevention – a mini-review. Gerontology. 2011;57(4):304–315. DOI: http://doi.org/10.1159/000320250
5. Paillard T. Relationship between sport expertise and postural skills. Frontiers in Psychology. 2019;10:1428. DOI: http://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01428
6. Murphy D.F., Connolly D.A.J., Beynnon B.D. Risk factors for lower extremity injury: a review of the literature. British Journal of Sports Medicine. 2003;37:13–29. DOI: http://doi.org/10.1136/bjsm.37.1.13
7. Zech A., Hübscher M., Vogt L., Banzer W., Hänsel F., Pfeifer K. Balance training for neuromuscular control and performance enhancement: a systematic review. Journal of Athletic Training. 2010;45(4):392–403. DOI: http://doi.org/10.4085/1062-6050-45.4.392
8. Paillard T. Methods and strategies for reconditioning motor output and postural balance in frail older subjects prone to falls. Frontiers in Psychology. 2021;12:700723. DOI: http://doi.org/10.3389/fphys.2021.700723
9. Gruber M., Gollhofer A. Impact of sensorimotor training on the rate of force development and neural activation. European Journal of Applied Physiology. 2004;92(1-2):98–105. DOI: http://doi.org/10.1007/s00421-004-1080-y
10. Taube W., Kullmann N., Leukel C., Kurz O., Amtage F., Gollhofer A. Differential reflex adaptations following sensorimotor and strength training in young elite athletes. International Journal of Sports Medicine. 2007;28(12):999–1005. DOI: http://doi.org/10.1055/s-2007-964996.
11. Trecroci A., Cavaggioni L., Lastella M. et al. Effects of traditional balance and slackline training on physical performance and perceived enjoyment in young soccer players. Research in Sports Medicine. 2018;26(4):450–461. DOI: http://doi.org/10.1080/15438627.2018.1492392.
12. Schedler S., Brock K., Fleischhauer F., Kiss R., Muehlbauer T. Effects of balance training on balance performance in youth: Are there age differences? Research Quarterly for Exercise and Sport. 2020;91(3):405–414. DOI: http://doi.org/10.1080/02701367.2019.1676371
13. Giboin L.S., Gruber M., Kramer A. Task-specificity of balance training. Human Movement Science. 2015;44:22–31. DOI: http://doi.org/10.1016/j.humov.2015.08.012.
14. Giboin L.S., Gruber M., Kramer A. Three months of slackline training elicit only task-specific improvements in balance performance. PLoS One. 2018;13(11):e0207542. DOI: http://doi.org/10.1371/journal.pone.0207542.
15. Takakusaki K. Functional Neuroanatomy for Posture and Gait Control. Journal of Movement Disorders. 2017;10(1):1–17. DOI: http://doi.org/10.14802/jmd.16062
16. Schmidt R.A., Lee T.D. Motor Control and Learning: A Behavioral Emphasis. Human Kinetics. 2011:581.
References
-Copyright (c) 2022 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.