ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК РЕСУРС ТВОРЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА

  • Д. А. Дятлов Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76) https://orcid.org/0000-0002-5285-9111 dmitrii.dyatlov@mail.ru
  • Ю. А. Дмитриева Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76) https://orcid.org/0000-0002-0331-4684 dmitrieva.julia.86@mail.ru
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, компоненты эмоционального интеллекта, социально-ролевая идентичность, криэйтор, лидерство, экспериментальная ситуация

Аннотация

Аннотация. Современные подходы к лидерству можно условно поделить на две группы: рассмотрение лидерства в ситуациях стабильности и нестабильности. Отличительными особенностями лидерства в ситуациях нестабильности являются рассмотрение его как в сочетании со специфичными свойствами эмоционального интеллекта, необходимыми для поддержки и управления участниками групп, так и в сочетании с наличием творческой социальной идентичности. Большинство исследований изучают лишь связь лидерства и эмоционального интеллекта, но недостаточно уделяют внимание социальной идентичности лидера. Цель. Выявить различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта в группах лидеров и группах участников в зависимости от наличия или отсутствия идентичности с ролью криэйтора. Материалы и методы. Была создана экспериментальная ситуация, моделирующая неопределенность оценивания в соревновательной учебной деятельности. Для выявления лидеров в группе использовался метод социометрии Я.Л. Морено. Для определения социально-ролевой идентичности применялась методика РОССТЛ В.Г. Грязевой-Добшинской с соавторами. Для определения эмоционального интеллекта у лидеров и участников группы использовался опросник Д.В. Люсина. Для сравнения групп использовался U-критерий Манна – Уитни. Результаты. Лидеры, в социально-ролевой идентичности которых присутствует роль криэйтора, способны лучше понимать и управлять эмоциями своих последователей, чем лидеры, в социально-ролевой идентичности которых отсутствует роль криэйтора. Участники групп, не имеющие роли криэйтора в социально-ролевой идентичности, способны лучше управлять своими и чужими эмоциями, чем участники групп, имеющие роль криэйтора в социально-ролевой идентичности. Заключение. Определена специфика эмоционального интеллекта в группах лидеров и группах участников с разным уровнем идентификации с ролью криэйтора в социально-ролевой идентичности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Д. А. Дятлов , Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76)

Аспирант, кафедра «Психология управления и служебной деятельности»

Ю. А. Дмитриева , Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76)

Кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология управления и служебной деятельности»; старший научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии стрессоустойчивости и креативности

Литература

1. Mhatre K.H., Riggio R.E. Charismatic and Transformational Leadership: Past, Present, and Future // The Oxford Handbook of Leadership and Organizations / Ed. D.V. Day. 2014. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199755615.013.012
2. Грязева-Добшинская В.Г. Инновационное лидерство: моделирование тенденций активности менеджеров предприятия // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. – 2010. – № 17 (193). – С. 9–17. https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=15181870
3. Грязева-Добшинская В.Г., Дмитриева Ю.А., Маркина Н.В. Трансформационное лидерство и стратегические управленческие установки менеджеров // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 3. С. 111–133. DOI 10.18384/2224-0209-2018-3-915.
4. A meta-analytic review of authentic and transformational leadership: A test for redundancy / G. Banks, K. McCauley, W. Gardner, C. Guler // Leadership Quarterly. 2016. Vol. 27. P. 634–652. DOI: 10.1016/j.leaqua.2016.02.006
5. Tajfel H., Turner J.C. An Integrative theory of intergroup conflict / W.G. Austin, S. Worchel (Eds.), The social psychology of intergroup relations. Monterey, CA: Brooks/Cole. 1979. P. 33–47.
6. Hogg M.A., Abrams D., Brewer M.B. Social identity: The role of self in group processes and intergroup relations // Group Pro-cesses & Intergroup Relations. – 2017. Vol. 20 (5). – P. 570–581. DOI: 10.1177/1368430217690909
7. Advancing the Social Identity Theory of Leadership: A Meta-Analytic Review of Leader Group Prototypicality / N.K. Steffens, K.A. Munt, D. van Knippenberg et al. 2020. DOI: 10.31234/osf.io/b94qs
8. Белинская Е.П. Современные исследования идентичности: от структурной определенности к процессуальности и незавершенности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8, № 1. С. 6–15. DOI 10.21638/11701/spbu16.2018.101.
9. Leadership and followership identity processes: A multilevel review / O. Epitropaki, R. Kark, C. Mainemelis, R.G. Lord // The Leadership Quarterly. 2017. Vol. 28 (1). – P. 104–129. DOI: 10.1016/j.leaqua.2016.10.003
10. Harms P.D., Credé M. Emotional Intelligence and Transformational and Transactional Leadership: A Meta-Analysis // Journal of Leadership & Organizational Studies. 2010. Vol. 17 (1). P. 5–17. DOI: 10.1177/1548051809350894
11. Sosik J.J., Megarian L.E. Understanding leader emotional intelligence and performance: The role of self-other agreement on transformational leadership perceptions // Group & Organization Management. 1999. Vol. 24. 367–390. DOI: 10.1177/1059601199243006
12. Ларина А.Т. Эмоциональный интеллект // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. № 3 (16). С. 275–278. https://elibrary.ru/item.asp?id=27192531
13. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29–36. https://elibrary.ru/item.asp?id=2007976
14. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3–22. https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=26114976
15. Методика диагностики отношения социальных субъектов к творческой личности / В.Г. Грязева-Добшинская, Н.Ю. Бакунчик, В.А. Глухова, А.С. Мальцева // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2008. № 33 (133). С. 33–45. https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 12948766
16. Koh D., Lee K., Joshi K. Transformational leadership and creativity: A meta‐analytic review and identification of an integrated model // Journal of Organizational Behavior. 2019. Vol. 40 (6). P. 625–650. DOI: 10.1002/job.2355
17. Baba M.M., Makhdoomi U.M., Siddiqi M.A. Emotional Intelligence and Trans-formational Leadership among Academic Leaders in Institutions of Higher Learning // Global Business Review. 2021. Vol. 22 (4). P. 1070–1096. DOI: 10.1177/0972150918822421
18. Chao M., Humphrey R., Qian Sh. Emotional intelligence and authentic leadership: a meta-analysis // Leadership & Organization Development Journal. 2018. Vol. 39. P. 679–690.
19. Edelman P., van Knippenberg D. Emotional intelligence, management of subordinates emotions, and leadership effectiveness // Leadership & Organization Development Journal. 2018. Vol. 39 (5). P. 592–607. DOI: 10.1108/LODJ-04-2018-0154

References

1. Mhatre K.H., Riggio R.E. Charismatic and Transformational Leadership: Past, Present, and Future. The Oxford Handbook of Leadership and Organizations. Ed. D.V. Day. 2014. (in Russ.). DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199755615.013.012
2. Gryazeva-Dobshinskaya V.G. Innovative leadership: modeling of managers activity tendencies of the enterprise. Vestnik YuUrGU. Seriya: Psikhologiya = Bulletin of the South Ural State University. Series: Psychology. 2010; 17 (193): 9–17. (in Russ.). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15181870
3. Gryazeva-Dobshinskaya V.G., Dmitrieva Yu.A., Markina N.V. Transformational leadership and managers strategic management settings. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta = Bulletin of the Moscow State Region University. 2018; 3: 111–133. (in Russ.). DOI 10.18384/2224-0209-2018-3-915.
4. Banks G., McCauley K., Gardner W., Guler C. A meta-analytic review of authentic and transformational leadership: A test for redundancy. Leadership Quarterly. 2016; 27: 634–652. DOI: 10.1016/j.leaqua.2016.02.006
5. Tajfel H., Turner J.C. An Integrative theory of intergroup conflict. W.G. Austin, S. Worchel (Eds.). The social psychology of intergroup relations. Monterey, CA: Brooks/Cole. 1979: 33–47.
6. Hogg M.A., Abrams D., Brewer M.B. Social identity: The role of self in group processes and intergroup relations. Group Processes & Intergroup Relations. 2017; 20 (5): 570–581. DOI: 10.1177/1368430217690909
7. Steffens N.K., Munt K.A., van Knippenberg D. et al. Advancing the Social Identity Theory of Leadership: A Meta-Analytic Review of Leader Group Prototypicality. 2020. DOI: 10.31234/osf.io/b94qs
8. Belinskaya E.P. Modern identity studies: from structural certainty to procedural incompleteness. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psikhologiya i pedagogika = Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology. 2018; 8 (1): 6–15. DOI: 10.21638/11701/spbu16.2018.101
9. Epitropaki O., Kark R., Mainemelis C., Lord R.G. Leadership and followership identity processes:
A multilevel review. The Leadership Quarterly. 2017; 28 (1): 104–129. DOI: 10.1016/j.leaqua.2016.10.003
10. Harms P.D., Credé M. Emotional intelligence and transformational and transactional leadership: A meta-analysis. Journal of Leadership & Organizational Studies. 2010; 17 (1): 5–17. DOI: 10.1177/1548051809350894
11. Sosik J.J., Megerian L.E. Understanding leader emotional intelligence and performance: The role of self-other agreement on transformational leadership perceptions. Group & Organization Management. 1999; 24 (3): 367–390. DOI: 10.1177/1059601199243006
12. Larina A.T. Emotional intellect. Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya = Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2016; 3 (16): 275–278. https://elibrary.ru/item.asp?id=27192531
13. Lyusin D.V. Modern ideas about emotional intelligence // Social Intelligence. Theory, measurement, research / ed. D.V. Lyusin, D.V. Ushakov. M.: Institute of Psychology of the Rus-sian Academy of Sciences. 2004: 29–36. (in Russ.). https://elibrary.ru/item.asp?id=2007976
14. Lyusin D.V. A new technique for measuring emotional intelligence: the EMIN questionnaire. Psikhologicheskaya diagnostika = Psychological diagnostics. 2006; 4: 3–22. (in Russ.). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26114976
15. Gryazeva-Dobshinskaya V.G., Bakunchik N.Yu., Glukhova V.A., Maltseva A.S. Method of diagnostic of social subjects relations to creative person. Vestnik YuUrGU. Seriya: Psikhologiya = Bulletin of the South Ural State University. Series: Psychology. 2008; 33 (133): 33–45. (in Russ.). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12948766
Опубликован
2021-10-01
Как цитировать
Дятлов, Д., & Дмитриева, Ю. (2021). ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК РЕСУРС ТВОРЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА. Психология. Психофизиология, 14(3), 19-28. https://doi.org/10.14529/jpps210302
Раздел
Общая психология, психология личности, история психологии