Изменения показателей психомоторной координации у учащихся восьмых классов за период с 2004 по 2020 год
Аннотация
Обоснование. Цифровизация среды обитания человека, включая образовательную среду, актуализирует изучение её влияний на функциональные показатели жизнедеятельности как в плане соматического здоровья, так и в психофизиологических и психологических аспектах. Цель: сравнительный анализ показателей психомоторной координации подростков 14–15 лет (учащиеся 8-х классов) в 2004 и 2020 годах, различающихся по уровню цифровизации образовательной среды.
Материалы и методы. Изучены показатели психомоторики при выполнении двигательных задач на приборе «компьютерный измеритель движений». Всего обследованы 67 подростков в 2004 году
и 31 – в 2020 году, все измерения проведены конце февраля – начале марта. Оценивали показатели скорости, точности и плавности движений, реактивности на стимулы разной модальности и моторной асимметрии. Результаты. Обнаружено, что как у девочек, так и у мальчиков за оцениваемый период существенно возросла скорость выполнения моторной задачи, но с существенной потерей точности и плавности движений (данные показатели в абсолютных величинах изменились в 2–2,5 раза). Одновременно возросла скорость реакции на звуковой, но не на световой стимулы. По показателям асимметрии было обнаружено снижение степени латерализации и приближение всех показателей к обоерукости. Заключение. Инструментальные методы оценки психомоторной координации обнаружили выраженные сдвиги в способности 14–15-летних подростков выполнять руками незнакомые двигательные задачи. Мы связываем это с цифровизацией среды обитания и формированием нового паттерна движений, включающего более быстрое взаимодействие с компьютером.
Скачивания
Литература
2. Длительность использования мобильных электронных устройств как современный фактор риска здоровью детей, подростков и молодежи / И.Б. Ушаков, В.И. Попов, Н.А. Скоблина, С.В. Маркелова // Экология человека. 2021. № 7. С. 43–50. DOI: http://doi.org/1033396/1728-0869-2021-7-43-50
3. Каменская В.Г., Томанов Л.В. Динамика интеллектуальных функций российских дошкольников в период становления интернет-технологий / В.Г. Каменская, // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12, № 3. С. 56–63. DOI: http://doi.org/10.14529/jpps190305
4. Обзор исследований, посвященных изучению взаимосвязи использования цифровых устройств и развития когнитивной сферы у дошкольников / Д.А. Бухаленкова, Е.А. Чичинина, А.В. Чурсина, А.Н. Веракса // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 3. С. 7–25. DOI: http://doi.org/10.15293/2658-6762.1905.04
5. Association Between Sitting, Screen Time, Fitness Domains, and Fundamental Motor Skills in Children Aged 5-16 Years: Cross-Sectional Population Study / L.L. Hardy, D. Ding, L.R. Peralta [et al.] // Journal of Physical Activity and Health. 2018. Vol. 15(12). P. 933–940. DOI: http://doi.org/10.1123/jpah.2017-0620
6. Sedentary behavior and motor competence in children and adolescents: a review / G.D. Santos, P.H. Guerra, S.A. Milani [et al.] // Revista de Saúde Pública. 2021. Vol. 55. P. 57. DOI: http://doi.org/10.11606/s1518-8787.2021055002917
7. A critical evaluation of systematic reviews assessing the effect of chronic physical activity on academic achievement, cognition and the brain in children and adolescents: a systematic review / T.M. Wassenaar, W. Williamson, H. Johansen-Berg [et al.] // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2020. Vol. 17(1). P. 79. DOI: http://doi.org/10.1186/s12966-020-00959-y
8. Physical Activity, Fitness, Cognitive Function, and Academic Achievement in Children: A Systematic Review / J.E. Donnelly, C.H. Hillman, D. Castelli [et al.] // Medicine & Science in Sports & Exercise. 2016. Vol. 48(6). P. 1197–1222. DOI: http://doi.org/10.1249/MSS.0000000000000901
9. Do Physical Fitness and Executive Function Mediate the Relationship between Physical Activity and Academic Achievement? An Examination Using Structural Equation Modelling / A. Muntaner-Mas., E. Mazzoli, G. Abbott [et al.] // Children (Basel). 2022. Vol. 9(6). P. 823. DOI: http://doi.org/10.3390/children9060823
10. Diamond A. Executive functions // Annual Review of Psychology. 2013. Vol. 64. P. 135–168. DOI: http://doi.org/10.1146/annurev-psych-113011-143750
11. Is Sedentary Behavior Associated With Executive Function in Children and Adolescents? A Systematic Review / S. Li, J. Guo, K. Zheng [et al.] // Frontiers in Public Health. 2022. Vol. 10. Art. no. 832845. DOI: http://doi.org/10.3389/fpubh.2022.832845
12. Байгужин П.А., Шибкова Д.З., Айзман Р.И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды // Science for Education Today. 2019, № 5. С. 58–70. DOI: http://doi.org/10.15293/2658-6762.1905.04
13. Motor Skills and Exercise Capacity Are Associated with Objective Measures of Cognitive Functions and Academic Performance in Preadolescent Children / S.S. Geertsen, R. Thomas, M.N. Larsen, I. [et al.] // PLoS One. 2016. Vol. 11, № 8. Art. no. e0161960. DOI: http://doi.org/10.1371/journal.pone.0161960
14. Relationships Between Motor Proficiency and Academic Performance in Mathematics and Reading in School-Aged Children and Adolescents: A Systematic Review / K. Macdonald, N. Milne, R. Orr [et al.] // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2018. Vol. 15, № 8. P. 1603. DOI: http://doi.org/10.3390/ijerph15081603
15. When kinesthetic information is neglected in learning a Novel bimanual rhythmic coordination / Q. Zhu, T. Mirich, S. Huang [et al.] // Attention, Perception, & Psychophysics. 2017. Vol. 79 (6). P. 1830–1840. DOI: http://doi.org/10.3758/s13414-017-1336-3
16. Chiou S.C., Chang E.C.Bimanual Coordination Learning with Different Augmented Feedback Modalities and Information Types // PLoS One. 2016. Vol. 11 (2). Art. no. e0149221. DOI: http://doi.org/10.1371/journal.pone.0149221
17. Точностные и скоростные показатели работы руками у младших школьников с разным уровнем компьютерной нагрузки / Н.Б. Панкова, И.Б. Алчинова, О.И. Ковалева, М.А. Лебедева, Н.Н. Хлебникова, А.Б. Черепов, Л.А. Носкин, М.Ю. Карганов // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 3. С. 142–160. DOI: http://doi.org/10.15293/2658-6762
18. Влияние разных объёмов компьютерной нагрузки на латентные периоды простой сенсомоторной реакции у младших школьников / Н.Б. Панкова, М.А. Лебедева, Л.А. Носкин, Н.Н. Хлебникова, М.Ю. Карганов // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13, № 2. С. 112–122. DOI: http://doi.org/10.14529/jpps200210
19. McManus C. Half a century of handedness research: Myths, truths; fictions, facts; backwards, but mostly forwards // Brain and Neuroscience Advances. 2019. № 3. Art. no. e2398212818820513. DOI: http://doi.org/10.1177/2398212818820513
20. Human Lateralization, Maternal Effects and Neurodevelopmental Disorders / G. Malatesta, D. Marzoli, G. Prete [et al.] // Frontiers in Behavioral Neuroscience. 2021. Vol. 15. Art. no. e668520. DOI: http://doi.org/10.3389/fnbeh.2021.668520
21. O-Connor D.B., Thayer J.F., Vedhara K. Stress and Health: A Review of Psychobiological Processes // Annual Review of Psychology. 2021. Vol. 72. P. 663–688. DOI: http://doi.org/10.1146/annurev-psych-062520-122331
22. The effects of hemispheric dominance, literacy acquisition, and handedness on the development of visuospatial attention: A study in preschoolers and second graders / L. Rinaldi, S. Di Luca, C. Toneatto [et al.] // Journal of Experimental Child Psychology. 2020. Vol. 195. Art. no. e104830. DOI: http://doi.org/10.1016/j.jecp.2020.104830
23. Development of handedness, anatomical and functional brain lateralization / N. Tzourio-Mazoyer, L. Zago, H. Cochet [et al.] // Handbook of Clinical Neurology. 2020. Vol. 173. P. 99–105. DOI: http://doi.org/10.1016/B978-0-444-64150-2.00011-3
24. Влияние компьютерной нагрузки на моторную асимметрию при выполнении двигательных тестов у младших школьников / Н.Б. Панкова, М.А. Лебедева, Л.А. Носкин, Н.Н. Хлебникова, М.Ю. Карганов // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14, № 4. С. 144–155. DOI: http://doi.org/10.14529/jpps210413
25. Use of neuroimaging to measure neurocognitive engagement in health professions education: a scoping review / S. Toy, D.D. Huh, J. Materi [et al.] // Medical Education Online. 2022. Vol. 27(1). P. 2016357. DOI: http://doi.org/10.1080/10872981.2021.2016357
26. Рабаданова А.И., Черкесова Д.У., Ашурбекова М.И. Особенности функциональной асимметрии при формировании интернет-зависимости // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 2, № 3. С. 96–100.
27. Neural Basis and Motor Imagery Intervention Methodology Based on Neuroimaging Studies in Children With Developmental Coordination Disorders: A Review / K. Irie, A. Matsumoto, S. Zhao [et al.] // Frontiers in Human Neuroscience. 2021. Vol. 15. № 620599. DOI: http://doi.org/10.3389/ fnhum.2021.620599
References
-Copyright (c) 2022 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.