Модель управления психоэмоциональным состоянием спортсмена методом цветокоррекции

  • Т. А. Вековцева Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 76) https://orcid.org/0000-0002-8338-7794 vekovtcevata@susu.ru
  • О. В. Ровинская Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 76) rovinskaiaov@susu.ru
Ключевые слова: психоэмоциональное состояние, цветовосприятие, модель управления, цветокоррекция, спортсмены

Аннотация

Обоснование. В статье анализируются вопросы управления психоэмоциональным состоянием спортсмена, поиска новых механизмов и методик концентрации спортсмена для достижение высоких спортивных результатов. Цель исследования – теоретическая разработка системы управления психоэмоциональным состоянием и исследование влияния цвета на психоэмоциональное состояние спортсмена. Материалы и методы. Проведены теоретический анализ литературных источников по проблеме, систематизация данных и определена дальнейшая траектория эмпирической деятельности. Результат. В ходе исследования выделено четыре этапа управления психоэмоциональным состоянием человека. Первый этап включает психометрические методы, ориентирование на диагностику психических функций и физиологические методы, оценивающие физиологические функции. Второй этап предполагает различные сеансы цветотерапии с музыкой для 3D-очков, основанной на видеопроекциях с абстрактными формами в определенных цветах и мелодиях. Третий этап – это оценка психологического и физического состояния испытуемого после исследования. На четвертом этапе принимается решение о корректирующих сеансах для спортсмена и оценивается эффективность разработанной методики. Заключение. Разработанная система управления психоэмоциональным состоянием спортсмена является теоретической и требует в дальнейшем апробации на практике в разных областях деятельности, в том числе в спорте высоких достижений

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Т. А. Вековцева , Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 76)

Кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой технологии и дизайна, Институт спорта, туризма и сервиса

О. В. Ровинская , Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 76)

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и дизайна, Институт спорта, туризма и сервиса

Литература

1. Спатаева М.Х. Формирование модели управления психоэмоциональным состоянием спортсменов в силовых видах спорта с применением категориальной методологии // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 10(224). С. 418–426. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.10.p418-426.
2. Фоменков М.С. Методика управления психоэмоциональным состоянием спортсмена посредством регулирования работы «детектора ошибок» // Молодой ученый. 2024. № 13 (512). С. 343–349. URL: https://moluch.ru/archive/512/112283/ (дата обращения: 30.08.2024).
3. Акопян А.О., Кулагина Л.А. Оптимизация функционального состояния высококвалифицированных спортсменов-единоборцев на основе управления психоэмоциональным со-стоянием на этапах централизованной подготовки // Вестник спортивной науки. 2010. № 1. С. 4–7.
4. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. М.: Изд-во «Азбука». 2024. 560 с.
5. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модификация восьмицветового теста Люшера: практическое руководство. СПб.; М.: Речь, 2007. 128 с.
6. Федотова В.О. Соотношение фантазии и восприятия в работах Вильгельма Вундта и Якоба Фрошаммера // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 16 (159). Вып. 25. С. 317–325.
7. Сахаров С.П., Сухарченко Г.И., Клименченко И.А. Сравнительная характеристика применения различных цветовых спектров в цветотерапии при комплексной реабилитации детей с дисфункцией вегетативной нервной системы // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9, № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/40PSMN521.pdf (дата обращения: 30.08.2024).
8. Клименченко И.А., Сахаров С.П. Коррекция эмоционально-волевой сферы детей, имеющих расстройство аутистического спектра с помощью цветотерапии // Научное мнение. 2020. № 5. С. 47–57. DOI: 10.25807/PBH.22224378.2020.5.47.57
9. Бектаева А.Э. Цветотерапия: психология цвета // Проблемы современной науки и образования. 2020. № 2 (147). С. 84–92.
10. Буренкова О.А. Влияние цвета на психофизилогическое состояние личности // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 153–154.
11. Кузьмин В.Г. Двухуровневость восприятия и модусы цвета. Контрастность и дополнительность цветов // Философская мысль. 2021. № 10. DOI: 10.25136/2409-8728.2021.10.36358
12. Грибер Ю.А. Человек и цвет: колористика культурного ландшафта // Человек. 2024. Т. 35, № 6. С. 108–123. DOI 10.31857/S0236200724060078.
13. Цыганкова К.Ю., Грибер Ю.А. Визуализация ассоциативных правил в анализе цветовой коммуникации // Общество. Среда. Развитие. 2023. № 3 (68). С. 53–63. DOI: 10.53115/19975996_2023_03_053-063.
14. Тодоровская Л.И. Инновационный подход к формированию сенсорного восприятия у детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающей технологии-цветотерапия // Научные высказывания. 2023. № 5 (29). С. 36–39.
15. Ольшанская С.А., Тишина А.Ю. Цветотерапия: сущность и значение как метода оздоровления в спортивной деятельности // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. 2020. № 1. С. 103–105.
16. Тарабыкина А.А., Витун Е.В. Цвет как фактор, влияющий на эффективность физкультурно-спортивной деятельности // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Т. 4, № 5. С. 40–47.
17. Кобыскан А.С. Место цвета в семиотической системе спорта / А.С. Кобыскан, Е.А. Яковлева // Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 3(437). С. 73–80. DOI: 10.24411/1994-2796-2020-10309.
18. Allen M.S., Greenlees I., Jones M. Personality in sport: comprehensive review // International review of sport and exercise psychology. 2013. Vol. 6, № 1. P. 184–208. DOI: 10.1080/1750984X.2013.769614.
19. Voropayev Y. Colour indexation of value orientations of the personality: results of experimental investigation // Bulletin of the Odessa National University. Psychology. 2015. Vol. 20, № 2–2 (36). P. 27–34.
20. Caivano J. L. Research on color in architecture and environmental design: Brief history, current developments, and possible future // Color Research and Application. 2006. № 31(4). P. 350–363. DOI: 10.1002/col.20224
21. Elliot A.J. A Historically based review of empirical work on color and psychological functioning: content, methods, and recommendations for future research // Review of General Psychology. 2019. № 23(2). P. 177–200. DOI: 10.1037/gpr0000170
22. Pasmanter N., Munakomi S. Physiology, Color Perception // StatPearls. StatPearls Publishing. Treasure Island (FL). 2023. URL: https://europepmc.org/article/nbk/nbk544355 (дата обращения: 30.10.2024)
23. Калькова Н.Н. Влияние гендерного фактора на визуальное восприятие цвета упаковки потребителями на основе алгоритмов нейромаркетинга // Управленец. 2024. Т. 15, № 2. С. 108–123. DOI: 10.29141/2218-5003-2024-15-2-8
24. Мишенькина Е.В. Цветовосприятие и цветопредпочтение как гендерная характеристика // Ярославский педагогический вестник. 2004. № 1-2(38-39). С. 26–30.
25. Управление эмоциональным состоянием / Р.Б. Исмаилова, Д.Б. Нургазы, Г.Н. Рымбекова, Д. Сейтбеков // Вестник науки. 2023. Т. 4, № 3 (60). С. 141–149

References

-
Опубликован
2025-04-01
Как цитировать
Вековцева, Т., & Ровинская, О. (2025). Модель управления психоэмоциональным состоянием спортсмена методом цветокоррекции. Психология. Психофизиология, 18(1), 87-97. https://doi.org/10.14529/jpps250108
Раздел
Психофизиология