Динамика ментальной регуляции психических состояний работников производства в недельном цикле
Аннотация
Обоснование. В статье представлены результаты исследования роли ментальных структур (рефлексии, системы Я, смысложизненных ориентаций и переживаний) в регуляции динамики психических состояний работников в недельном цикле. Теоретическим основанием данной работы выступает концептуальная модель структурно-функциональной организации ментальной регуляции психических состояний человека. Цель исследования – выявить характер динамики ментальной регуляции психических состояний работников производства в недельном цикле. Материалы и методы. В исследовании принял участие 31 работник сферы производства, из которых – 15 мужчин и 16 женщин (средний возраст – 42 года). На первом этапе были выявлены особенности ментальных структур респондентов, далее на протяжении недели осуществлялась диагностика переживаемых ими психических состояний и способов их саморегуляции. Результаты. Установлено, что психические состояния работников производства в течение недельного цикла в достаточной степени стабильны, однако имеются некоторые колебания в интенсивности переживания по синусоидному типу. Включенность ментальных структур в саморегуляцию психических состояний преобладает в конце рабочей недели – в четверг и пятницу, в то время как в понедельник их роль минимальна. Показано, что относительная стабильность динамики психических состояний в течение недельного цикла осуществляется за счет применения работниками различных способов и приемов саморегуляции: активация позитивных образов, врабатывание и отключение / переключение на другую деятельность. Заключение. Динамика ментальной регуляции психических состояний у работников производства в недельном цикле характеризуется увеличением количества взаимосвязей от вторника к пятнице и снижением включенности ментальных структур к концу недели.
Скачивания
Литература
2. Знаков В.В. Динамический подход к исследованию личности и процессуальный анализ в психологии субъекта // Психологический журнал. 2019. T. 40, № 5. C. 27–34. DOI: 10.31857/S020595920006073-6.
3. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.
4. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1984. 176 с.
5. Савельев А.В., Дерябина Г.И., Лернер В.Л. Динамика предсоревновательных психических состояний спортсменов (на примере женской волейбольной команды) // Наука и спорт: современные тенденции. 2019. Т. 7, № 3. С 50–56. DOI: 10.36028/2308-8826-2019-7-3-50-57.
6. Галой Н.Ю. Пандемия спустя год: динамика психического состояния в условиях неопределенности // Вестник университета. 2021. № 12. С. 185–194.
7. Гапонова С.А., Мартынова Н.А. Зависимость динамики психических состояний взрослых учащихся от способов предъявления информации // Психологический журнал. 2003. Т. 24, №6. С. 86–94.
8. Лысенко Ю.Н. Динамика психических состояний курсантов в течение учебного дня // Психологические аспекты инновационной деятельности в образовательной сфере. 2008. № 9. С. 48–55.
9. Динамика школьной вовлеченности и ее взаимосвязь с развитием осознанной саморегуляции у подростков / Т.Г. Фомина, А.М. Потанина, И.Н. Бондаренко, В.И. Моросанова // Экспериментальная психология. 2022. Т. 15, № 4. С. 167–180. DOI: 10.17759/exppsy.2022150411.
10. Handbook of Self-Regulation: Research, Theory, and Applications / Eds. K.D. Vohs, R.F. Baumeister. 3rd ed. New York: Guilford Publications, 2017. 640 р.
11. Integrating Models of Self-Regulation / M. Inzlicht, K.M. Werner, J.L. Briskin, B.W. Roberts // Annual Review of Psychology. 2021. Vol. 72 (1). P. 319–345. DOI: 10.1146/annurev-psych-061020-105721.
12. Roth G., Vansteenkiste M., Ryan R.M. Integrative emotion regulation: Process and development from a self-determination theory perspective // Development and psychopathology. 2019. Vol. 31 (3). P. 945–956. DOI: 10.1017/S0954579419000403.
13. The Relationship between Self-Concept and Negative Emotion: A Moderated Mediation Model / Q. Zhang, L. Miao, L. He, H. Wang // International journal of environmental research and public health. 2022. Vol. 19(16). DOI: 10.3390/ijerph191610377.
14. Arslan E. Investigation of preschool childrens self-concept in terms of emotion regulation skill, behavior and emotional status // Anales de Psicología. 2021. Vol. 37. P. 508–515. DOI: 10.6018/analesps.364771.
15. Does Distanced Self-Talk Facilitate Emotion Regulation Across a Range of Emotionally Intense Experiences? / A. Orvell, B. Vickers, B. Drake et al. // Clinical Psychological Science. 2020. Vol. 9. P. 68–78. DOI: 10.1177/2167702620951539.
16. Thornton M., Rmus М., Tamir D. People learn mental state concepts from mental state dynamics. 2020. 40 p. DOI:10.31234/osf.io/kbcsj.
17. Transition Dynamics Shape Mental State Concepts / M. Thornton, M. Rmus, A.D. Vyas, D. Tamir // Journal of Experimental Psychology: General. 2023. Vol. 10. P. 2804–2829. DOI: 10.1037/xge0001405.
18. Прохоров А.О. Ментальные механизмы регуляции психических состояний // Экспериментальная психология. 2021. Т. 14, № 4. C. 182–204.
19. Прохоров А.О. Ситуационные аспекты ментальной регуляции психических состояний // Теоретическая и экспериментальная психология. 2023. № 4 (16). С. 13–27. DOI: 10.11621/TEP-23-26.
20. Карташева М.И. Роль системы «Я» в структуре ментальной регуляции психических состояний в процессе учебной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 1 (124). С. 162–174. DOI: 10.20323/1813-145X-2022-1-124-162-174.
21. Прохоров А.О., Чернов А.В. Развитие ментальной регуляции психических состояний студентов в процессе обучения // Психологический журнал. 2024. Т. 45, № 3. С. 41–53. DOI: 10.31857/S0205959224030044.
22. Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ 2020» // Вопросы психологии. 2020. № 4. С. 155–167.
23. Прохоров А.О., Чернов А.В. Рефлексивная регуляция психических состояний. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. 191 с.
24. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 421 с.
References
-Copyright (c) 2025 Психология. Психофизиология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.