Развитие ценностно-смысловой сферы личности подростков в условиях дополнительного образования
Аннотация
Обоснование. Определение целевых ориентиров воспитания является проблемой, которая не решена ни в современной образовательной системе, ни в семье. Необходимо более систематическое и осознанное развитие ценностных ориентаций и смысловых образований личности подростков, в том числе в условиях дополнительного образования. Цель: выявить различия в ценностно-смысловых образованиях личности подростков, получающих и не получающих дополнительное образование. Материалы и методы. В исследовании принимали участие 150 старших подростков 15–16 лет, посещающих общеобразовательную школу г. Барнаула Алтайского края. 52 школьника не получают дополнительного образования, 98 занимаются в кружках творческой направленности (хореография, изобразительное искусство, музыка). Для диагностики ценностно-смысловых образований личности подростков использовались методики «Ценностные ориентации подростков» В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной, «Система жизненных смыслов» В.Ю. Котлякова. Результаты. В группе школьников, получающих дополнительное образование, преобладают смыслы самореализации и когнитивные смыслы. У подростков есть потребность в реализации всех своих способностей и возможностей, а также в совершенствовании своей личности и отношениях с окружающим миром. Для подростков, не получающих дополнительное образование, семейные отношения играют более значимую роль в их жизни, чем стремление к самореализации. Для них важно заботиться о членах своей семьи, участвовать в судьбе родных и близких. Заключение. Дополнительное образование может выступать условием развития ценностно-смысловой сферы личности старших подростков. Результаты данного исследования позволят выявить наиболее эффективные методы и подходы к организации дополнительного образования, способствующие развитию ценностных ориентаций и смысловых образований личности современных подростков.
Скачивания
Литература
2. Stein H.T., Edwards M.E. Adlerian psychotherapy. Eds. M. Herson, M.H. Sledge // Encyclopedia of Psychotherapy. Academic Press. 2002. P. 23–31. DOI: 10.1016/B0-12-343010-0/00004-0.
3. A personal message from Carl Rogers // Contributions to Client-Centered Therapy and the Person-Centered Approach / N.J. Raskin. Herefordshire, United Kingdom. PCCS Books. Ross-on-the-Wye. 2004. 314 р.
4. Frankl V. Logos, paradox and the search formeaning // Cognition and psychotherapy / Eds. M.J. Mahoney, A. Freeman. NewYork. Plenum. 1985. P. 259–275.
5. The black books: 1913–1932: notebooks of transformation / C.G. Jung; ed. S. Shamdasani; transl. M. Liebscher, J. Peck, S. Shamdasani. Stiftung der Werke von C.G. Jung and W.W. Norton and Company. 2020. Vol. 1. 113 p.
6. Maslou A.H. Motivation and Personality. New-York: Harper and Row. 1989. 472 р.
7. Rokeach M. Beliefs, Attitudes and Values. San-Francisco: Josey-Bass Co. 1972. 214 p.
8. Schwartz S., Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 53, no. 3. P. 550–562. DOI: 10.1037/0022-3514.53.3.550
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. 1975. 304 с.
10. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика. 1973. 423 с.
11. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 414 с.
12. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1981. № 2. С. 46–56.
13. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл. 2000. 18 с.
14. Серый А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика / Науч. ред. М.С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. 272 с.
15. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат. 2000. 204 с.
16. Потанина Л.Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на разных этапах онтогенеза // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. № 4. С. 69–75.
17. Почтарева Е.Ю. Ценностно-смысловая сфера личности: сущность, детерминанты, механизмы развития // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. Вып. 4. С. 563–575. DOI: 10.17072/2078-7898/2017-4-563-575
18. Яницкий М.С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22, № 1. С. 194–206. DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206
19. Антилогова Л.Н. Ценностные ориентации и нравственная активность будущего педагога / Ценностно-смысловые ориентиры деятельности педагога в условиях цифрового общества / Л.Н. Антилогова, Т.Ю. Алексеева, Н.Н. Артамонова и др. Омск: Изд-во ОмГПУ. 2022. 400 с.
20. Анисимова Е.В. Социально-психологическая модель структуры ценностно-смысловых ориентаций личности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9, № 1А. С. 150–163. DOI: 10.34670/AR.2020.45.1.018
21. Ромашова Л.О. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций молодежи // Горизонты гуманитарного знания. 2021. № 3. С. 38–42. DOI: 10.17805/ggz.2021
22. Пискунова В.В. Ценностно-смысловые ориентации субъектов образовательного процесса как ресурс управления медицинским колледжем // Известия Балтийской государственной академии. 2022. № 1. С. 13–17.
23. Андреева К.Э., Николаева А.А. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций подростков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 6 (220). С. 496–501. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p496-501
24. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. Москва. Прогресс. 1970. 685 с.
25. Гуркина А.Л. Основы формирования ценностных ориентаций личности // Молодой учёный. 2016. № 26. С. 648–650.
26. Котляков В.Ю. Методика «Система жизненных смыслов» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2. С.148–153.
27. Гребенникова Н.В. Связь смысла жизни с ценностными ориентациями в юношеском возрасте // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2024. № 2(59). С. 59–64. DOI: 10.37386/2413-4481-2024-2-58-64
28. Смысловые образования личности старшеклассников, проживающих в различных условиях новой российской действительности / Л.С. Колмогорова, О.Г. Холодкова, И.А. Ральникова, М.В. Шамардина // Перспективы науки и образования. 2023. № 6 (66). С. 259–277. DOI: 10.32744/pse.2023.6.15
References
-Copyright (c) 2024 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.