Психологические особенности деструктивного переживания ситуации военного конфликта

  • Н. В. Новикова Донецкий государственный педагогический университет (Россия, Донецкая Народная Республика, 284601, г. Горловка, ул. Рудакова, 25) nrv.novikov2010@yandex.ru
  • Ю. Н. Слепко Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, 108/1) https://orcid.org/0000-0001-6768-4652 slepko@inbox.ru
Ключевые слова: переживание, уровни переживания, тип переживания, личность, психологическая структура, военный конфликт

Аннотация

Обоснование. В статье представлены результаты исследования психологических особенностей переживания личностью ситуации военного конфликта. Актуальность исследования обусловлена значительным негативным влиянием экстремальных факторов ситуации военного конфликта на жизнедеятельность человека и общества. Цель: выявить особенности структурной организации индивидуально-психологических характеристик личности, определяющих характер переживания ситуации военного конфликта. Материалы и методы. Исследование проводилось в период 2014–2022 гг. на базе Донецкого государственного педагогического университета (г. Горловка). Выборку составили студенты университета: всего195 человек, в том числе женского пола – 170, мужского – 25 (средний возраст – 22 года). Все испытуемые являются жителями Донецкой Народной Республики и длительное время проживают в экстремальных условиях военного конфликта. Исследование осуществлялось с использованием двух групп методик, позволяющих оценить индивидуально-психологические характеристики личности и особенности переживания ситуации военного конфликта. Статистическая обработка данных осуществлялась с применением программы IBM SPSS Statistics v. 19. Ведущим методом статистической обработки данных был структурный анализ, позволяющий рассчитать значения индексов структурной организации системы индивидуально-психологических характеристик личности: индексы когерентности системы, дивергентности системы, организованности системы. Результаты. Установлено, что деструктивный характер переживания ситуации военного конфликта наиболее отчетливо проявляется на личностном и деятельностном уровнях. Это выражается в значительно более высокой организованности структуры индивидуально-психологических характеристик испытуемых, деструктивно переживающих ситуацию военного конфликта. Последнее проявляется в специфическом сочетании диспозициональных, мотивационных, смысложизненных и самоактуализационных установок личности. Заключение. Специфика переживания ситуации военного конфликта на каждом уровне определяется качественными особенностями организации структуры индивидуально-психологических характеристик личности. Последние существенным образом влияют на характер переживания, обуславливая его конструктивный или деструктивный тип. Полученные результаты целесообразно использовать в процессе консультационной работы, психологическом сопровождении и оказании помощи людям, находящимся в экстремальных условиях военного конфликта.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Н. В. Новикова , Донецкий государственный педагогический университет (Россия, Донецкая Народная Республика, 284601, г. Горловка, ул. Рудакова, 25)

Преподаватель кафедры психологии

Ю. Н. Слепко , Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, 108/1)

Доктор психологических наук, доцент, декан педагогического факультета

Литература

1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Московского ун-та. 1984. 240 с.
2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15б № 1. С. 3–18.
3. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. М.: Эксмо, 2005. 960 с.
4. Психогении в экстремальных условиях / Ю.А. Александровский, О.С. Лобастов, Л.И. Спивак, Б.П. Щукин. М.: Медицина, 1991. 115 с.
5. Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. Xарьков: Гуманитарный Центр, 2007. 276 с.
6. Караяни А.Г., Караяни Ю.М. Психологические последствия войны и социально-психологическая реадаптация участников боевых действий // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2014. Т. 7, № 4. С. 59–66.
7. Acute stress responses after indirect exposure to the MH17 airplane crash / B. Jeronimus, E. Snippe, A. Emerencia, P. de Jonge, E. Bos // British Journal of Psychology. 2019. Vol. 110, iss. 4. P. 790–813. DOI: 10.1111/bjop.12358
8. Mapping the factors behind ongoing war stress in Ukraine-based young civilian adults / M. Palace, O. Zamazii, S. Terbeck et al. // Applied Psychology: Health and Well-Being. 2023. DOI: 10.1111/aphw.12493
9. Blanco A., Blanco R., Díaz, D. Social (dis)order and psychosocial trauma: Look earlier, look outside, and look beyond the persons // American Psychologist. 2016. Vol. 71(3). P. 187–198. DOI: 10.1037/a0040100
10. Рядинская Е.Н. Особенности психологических состояний человека, проживающего в зоне вооруженного конфликта, в контексте трансформаций смысложизненных стратегий в постконфликтный период // Психология и право. 2016. Т. 6, № 4. С. 196–208. DOI: 10.17759/psylaw.2016060418
11. Баранова В.А., Донцов А.И. Коллективные воспоминания и культурная травма разных поколенческих групп // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, № 2. С. 29–46. DOI: 10.17759/sps.2019100204
12. Profiles of adversity and resilience resources: A latent class analysis of two samples / R. Lines, M. Crane, K. Ducker et al. // British Journal of Psychology. 2020. Vol. 111, is. 2. P. 174–199. DOI: 10.1111/bjop.12397
13. Alison L., Alison E. Revenge versus rapport: Interrogation, terrorism, and torture // Ameri-can Psychologist. 2017. Vol. 72(3). P. 266–277. DOI: 10.1037/amp0000064
14. Григорян Л.К., Ефремова М.В. Связь коллективных эмоций вины и стыда с установками к аутгруппам в российском контексте // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13, № 2. С. 61–70. DOI: 10.17759/chp.2017130207.
15. Twenty years later, the cognitive portrait of openness to reconciliation in Rwanda / S. Caparos, S-V. Giroux, E. Rutembesa et al. // British Journal of Psychology. 2018. Vol. 109, is. 2. P. 362–385. DOI: 10.1111/bjop.12275
16. Дьяков С.И. Мотивационно-ценностные конструкты самоорганизации личности в семантическом пространстве образования // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 1. С. 75–91. DOI: 10.15293/2658-6762.2101.05
17. Михайлова С.В., Красник В.С. Субъектно-личностные характеристики офицеров военного вуза как предикторы эмоционального выгорания // Психологический журнал. 2021. Т. 42, № 6. С. 60–69. DOI: 10.31857/S020595920017742-2
18. Слепко Ю.Н., Ледовская Т.В., Цымбалюк А.Э. Анализ данных и интерпретация результатов психологического исследования. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 223 с.
19. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.
20. Фахрутдинова Л.Ф. Структурно-динамическая организация переживания субъекта // Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. 2011. № 5. С. 110–120.
21. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y.: Springer, 1984. 124 p.
22. Магомед-Эминов М.Ш. Феномен экстремальности. М.: Психоаналитическая Ассоци-ация, 2008. 218 с.
23. Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality As-sessment. 1994. Vol. 63, is. 2. P. 265–274. DOI: 10.1207/s15327752jpa6302_6
24. Huppert F.A. Psychological well-being: Evidence regarding its causes and consequences // Applied Psychology: Health and Well-being. 2009. № 1 (2). P. 137–164. DOI: 10.1111/j.1758-0854.2009.01008x
25. Бойко О.В., Новикова Н.В. Индивидуально-психологические особенности переживания личностью ситуации военного конфликта // Вестник Вятского государственного университета. 2019. № 4 (134). С. 94–105. DOI: 10.25730/VSU.7606.19.06

References

-
Опубликован
2024-04-01
Как цитировать
Новикова, Н., & Слепко, Ю. (2024). Психологические особенности деструктивного переживания ситуации военного конфликта. Психология. Психофизиология, 17(1), 26-35. https://doi.org/10.14529/jpps240103
Раздел
Общая психология, психология личности, история психологии