Адаптация методики диагностики практического интеллекта командира в нестандартных ситуациях

  • Е. И. Колтунов Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, 76) https://orcid.org/0000-0003-4836-7859 koltunovei@susu.ru
  • П. С. Глухов Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, 76) https://orcid.org/0009-0004-5746-7928 glukhovps@susu.ru
Ключевые слова: методика «Неявные знания военных командиров», методика «Практический интеллект командира в нестандартных ситуациях», интеллект, практический интеллект, неявное знание

Аннотация

Обоснование. Работа посвящена актуальной проблеме выбора методов исследования различных аспектов интеллекта в ситуациях, когда наиболее популяризированные стандартизированные тесты интеллекта не отвечают поставленным задачам исследования. Обсуждается необходимость в разработке и адаптации новых методик исследования интеллекта. Цель. Адаптация методики измерения практического интеллекта для военнослужащих «Неявные знания военных командиров» Дж. Хедлунд и последующая стандартизация полученной версии на русскоязычной выборке.
Материалы и методы. Оригинальная методика «Неявные знания военных командиров» Дж. Хедлунд была переведена на русский язык и стандартизирована на русскоязычной выборке учащихся военно-учебного центра. Все статистические расчеты для проверки психометрических норм полученной адаптации выполнялись с помощью IBM SPSS Statistics 23. Результаты. Проведена адаптация русскоязычной версии методики «Практический интеллект командира в нестандартных ситуациях» (ПИК-НС): перевод на русский язык, изменение некорректных пунктов опросника, стандартизация на выборке учащихся военно-учебного центра. Представлены результаты психометрической проверки адаптированного русскоязычного варианта методики. Заключение. Результаты анализа психометрических характеристик адаптированного русскоязычного варианта методики «Практический интеллект командира в нестандартных ситуациях» (ПИК-НС) позволяют заключить, что методика может быть применена для исследования практического интеллекта в нестандартных ситуациях, основанных на неявных знаниях, на отечественных выборках военных командиров младшего звена.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Е. И. Колтунов , Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, 76)

Научный сотрудник лаборатории «Психология и психофизиология стрессоустойчивости и креативности», кафедра «Психология управления и служебной деятельности»

П. С. Глухов , Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, 76)

Старший научный сотрудник лаборатории «Психология и психофизиология стрессоустойчивости и креативности», кафедра «Психология управления и служебной деятельности»

Литература

1. Sternberg R.J. The search for the elusive basic processes underlying human intelligence: historical and contemporary perspectives. Journal of Intelligence. 2022;10(2):28. DOI: 10.3390/jintelligence10020028
2. Sharafitdinov A.XXX, Soyimnazarov N.B., Nishonov M.N. Psychological description of the concept of emotional intelligence. Spectrum Journal of Innovation, Reforms and Development. 2022;7:71–75. Availiable at: https://sjird.journalspark.org/index.php/sjird/article/view/240/238
3. Lea R.G., Davis S.K., Mahoney B et al. Does emotional intelligence buffer the effects of acute stress? A systematic review. Frontiers in Psychology. 2019;10:810. DOI:10.3389/fpsyg.2019.00810
4. Sánchez-Álvarez N., Berrios M.M.P., Extremera N. A meta-analysis of the relationship between emotional intelligence and academic performance in secondary education: a multi-stream comparison. Frontiers in Psychology. 2020;11:1517. DOI:10.3389/fpsyg.2020.01517
5. Guerra-Bustamante J., Barco L., Tosina R.Y., Ramos V.L. Emotional intelligence and psychological well-being in adolescents. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019;16(10):1–12. DOI:10.3390/ijerph16101720.
6. Aydin E. The effect of cultural intelligence and creative thinking on the practical technical capabilities of Trabzon university physical education students. Asian Journal of Education and Training. 2019;5:392–396. DOI: 10.20448/journal.522.2019.52.392.396.
7. Sternberg R.J. A theory of adaptive intelligence and its relation to general intelligence. Journal of Intelligence. 2019;7(4):23. DOI: 10.3390/jintelligence7040023.
8. Sternberg R.J., Li A.S. Social Intelligence: What It Is and Why We Need It More than Ever Before. Social Intelligence and Nonverbal Communication. Ed. by R.J. Sternberg, A. Kostić, Palgrave Macmillan, Cham. 2020:1–20. DOI: 10.1007/978-3-030-34964-6_1
9. Moghadasin M., Dibajnia P. Verbal and practical intelligence in general anxiety, obsessive compulsive and major depression disorders. European Review of Applied Psychology. 2021;71:100630. DOI:10.1016/j.erap.2021.100630.
10. Sternberg R.J., Glaveanu V., Karami S. et al. Meta-intelligence: understanding, control, and interactivity between creative, analytical, practical, and wisdom-based approaches in problem solving. Journal of Intelligence. 2021;9(2):19. DOI: 10.3390/jintelligence9020019
11. Kovacs K., Conway A.R.A. What Is IQ? Life Beyond “General Intelligence”. Current Di-rections in Psychological Science. 2019;28(2):189–194. DOI: 10.1177/0963721419827275
12. Sternberg R.J. Time Bomb: How the Western Conception of Intelligence Is Taking Down Humanity. Intelligence in Context. Ed. by R.J. Sternberg, D.D. Preiss, Palgrave Macmillan, Cham. 2022:393–411 DOI: 10.1007/978-3-030-92798-1_16
13. Sternberg R.J. Toward a triarchic theory of human intelligence. Behavioral and Brain Sciences. 1984;7(2):269–287. DOI: 10.1017/S0140525X00044629
14. Hedlund J., Williams W.M., Horvath J.A. et al. Tacit Knowledge for Military Leaders: Platoon Leader Questionnaire. Alexandria, VA: U.S. Army Research Institute for the Behavioral and Social Sciences. 1999:90. Avaliable at: https://www.researchgate.net/publication/235207229_Tacit_ Knowledge_for_Military_Leaders_Platoon_Leader_Questionnaire
15. Cianciolo A.T., Sternberg R.J. Practical intelligence and tacit knowledge: An ecological view of expertise. The Cambridge handbook of expertise and expert performance. Ed. by K.A. Ericsson, R.R. Hoffman, A. Kozbelt, A.M. Williams. Cambridge University Press. 2018:770–792. DOI: 10.1017/9781316480748.039
16. Gottfredson L. Dissecting practical intelligence theory: Its claims and evidence. Intelligence. 2003;31:343–397. DOI: 10.1016/S0160-2896(02)00085-5.
17. Brody N. Construct validation of the Sternberg Triarchic abilities test: Comment and reanalysis. Intelligence. 2003;31(4):319–329. DOI: 10.1016/S0160-2896(01)00087-3
18. Nisbett R.E., Aronson J., Blair C. et al. Intelligence: New findings and theoretical developments. American Psychologist. 2021;67(2):130–159. DOI: 10.1037/a0026699
19. Hadjimichael D., Tsoukas H. Toward a better understanding of tacit knowledge in organizations: taking stock and moving forward. The Academy of Management Annals. 2019;13:672–703. DOI: 10.5465/annals.2017.0084
20. Philipson S., Kjellström E. When objects are talking: How tacit knowing becomes explicit knowledge. Journal of Small Business Strategy. 2020;30(1):68–82. Avaliable at: https://jsbs.scholasticahq.com/article/26361-when-objects-are-talking-how-tacit-knowing-becomes-explicit-knowledge
21. Hedlund J., Horvath J.A., Snook S. et al. Tacit Knowledge in Military Leadership: Evidence of Construct Validity. Alexandria. VA: U.S. Army Research Institute for the Behavioral and Social Sciences. 1998:116. Avaliable at: https://www.researchgate.net/publication/235125442_Tacit_ Knowledge_in_Military_Leadership_Evidence_of_Construct_Validity

References

-
Опубликован
2024-04-01
Как цитировать
Колтунов, Е., & Глухов, П. (2024). Адаптация методики диагностики практического интеллекта командира в нестандартных ситуациях. Психология. Психофизиология, 17(1), 20-25. https://doi.org/10.14529/jpps240102
Раздел
Общая психология, психология личности, история психологии