Возрастные детерминанты умственной работоспособности одарённых детей

  • А. В. Куц Пензенский государственный университет (Россия, 440026, г. Пенза, ул. Лермонтова, 37) https://orcid.org/0000-0002-2934-1322 kuts_a.v@mail.ru
  • М. А. Лыгина Пензенский государственный университет (Россия, 440026, г. Пенза, ул. Лермонтова, 37) https://orcid.org/ 0000-0001-8267-550 lyginamarinaark@gmail.com
  • О. В. Богатырева Областной социально-реабилитационный центр для детей и молодых инвалидов (Россия, 440061, г. Пенза, пр. Жемчужный, 6) https://orcid.org/0009-0001-5451-2947 p-olga8@bk.ru
Ключевые слова: одарённость, одарённые дети, умственная работоспособность, утомление, учебная деятельность, Губернский лицей

Аннотация

Обоснование. Современная школа предъявляет высокие требования не только к интеллектуальным способностям, но и к таким эмоционально-волевым качествам личности, как выносливость, сопротивляемость, способность к длительному поддержанию умственного напряжения, что обеспечивает умственную работоспособность ребёнка. В особенности это касается категории одарённых детей, поскольку их учебная нагрузка значительно выше, а психологическое здоровье часто отличается в сторону снижения его качества. Актуализируется проблема определения возрастных детерминант умственной работоспособности одарённых детей для эффективной организации учебной деятельности. Цель: выявить в зависимости от возрастных физиологических и психологических особенностей ребёнка оптимальный режим работоспособности для эффективного использования рабочей активности одарённых детей в условиях учебной деятельности. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 150 детей, обучающихся в Губернском лицее для одарённых детей г. Пензы Пензенской области (возрастная структура респондентов: 17–18 лет – 10–11-е классы (50 чел.);
15–16 лет – 8–9-е классы (50 чел.); 13–14 лет – 6–7-е классы (50 чел.); гендерный состав респондентов: муж. – n = 80, жен. – n = 70. Применялся метод интроспекции с использованием дневника самонаблюдения, разработанного авторами исследования. Результаты. Выявлены значительные различия в темпах работоспособности у одарённых детей в зависимости от возраста не только в течение дня, но и на протяжении учебной недели. Заключение. Установленные возрастные детерминанты умственной работоспособности одарённых детей рекомендуется рассматривать как основу распределения умственных и физических нагрузок в процессе обучения в течение недели.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

А. В. Куц , Пензенский государственный университет (Россия, 440026, г. Пенза, ул. Лермонтова, 37)

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии

М. А. Лыгина , Пензенский государственный университет (Россия, 440026, г. Пенза, ул. Лермонтова, 37)

Доктор философских наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии

О. В. Богатырева , Областной социально-реабилитационный центр для детей и молодых инвалидов (Россия, 440061, г. Пенза, пр. Жемчужный, 6)

Кандидат психологических наук, доцент, заведующий отделением психолого-педагогической помощи

Литература

1. Renzulli J.S. Reexamining the Role of Gifted Education and Talent Development for the 21st Century: A Four-Part Theoretical Approach // Gifted Child Quarterly. 2012. Vol. 56(3). P. 150–159. DOI: 10.1177/0016986212444901
2. Lo C.O., Porath M. Paradigm shifts in gifted education: an examination vis-à-vis its historical situatedness and pedagogical sensibilities // Gifted child quarterly. 2017. Vol. 61 (4). P. 343–360.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2019. 720 с.
4. Factor Analysis of a Modified Characteristic of Giftedness Scale / A.J. Schmitt, K. Piselli, R.L. Hoffman, J.B. Schreiber // Contemporary School Psychology. 2021. Vol. 25. P. 589–594. DOI: 10.1007/s40688-019-00268-7 Schmitt A.J., Piselli K., Hoffman R.L., Schreiber J.B. Factor Analysis of a Modified Characteristic of Giftedness Scale. Contemporary School Psychology. 2021;25:589–594. DOI: 10.1007/s40688-019-00268-7
5. Examining the most and least changeable elements of the social representation of giftedness / J. Pérez, L. Aperribai, L. Cortabarría, A. Borges // Sustainability. 2020. Vol. 12(13). P. 5361. DOI: 10.3390/su12135361 Pérez J., Aperribai L., Cortabarría L., Borges, A. Examining the most and least changeable elements of the social representation of giftedness. Sustainability. 2020;12(13):5361. DOI: 10.3390/su12135361
6. Sternberg R.J., Kaufman S.B. Theories and conceptions of giftedness // Handbook of giftedness in children: psychoeducational theory, research, and best practices. Ch. 3. Ed. Pfeiffer S. Cham: Springer. 2018. P. 29– 47. DOI: 10.1007/978-3-319-77004-8_3
7. Методы обучения и развития детей с признаками одаренности: Монография. / В.П. Песков, Н.В. Шигапова, А.И. Кулик и др.; под общ. ред. Н.В. Лалетина. Красноярск: Центр информации. 2012. 252 с.
8. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева и др. М., 2003. URL: https://lib.ipran.ru/upload/papers/paper_20480094.pdf. (дата обращения: 22.07.2023).
9. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / пер. с нем. А.П. Болтунова;
под ред. В.А. Мукова. СПб.: СОЮЗ, 1997. С. 128.
10. Щебланова Е.И., Петрова С.О. Современные зарубежные исследования тревожности интеллектуально одаренных школьников // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10, № 4. С. 97–106. DOI: 10.17759/jmfp.2021100409
11. Dai D.Y. Evolving complexity theory of talent development // Conceptual frameworks for giftedness and talent development: enduring theories and comprehensive models in gifted education.
Eds. T.L. Cross, P. Olszewski-Kubilius. Routledge. 2020. P. 1–27. DOI: 10.4324/9781003233787.
12. Epskamp S., Fried E.I. A tutorial on regularized partial correlation networks // Psychological Methods. 2018. Vol. 23(4). P. 617–634. DOI: 10.1037/met0000167
13. Joukova E.S., Artemenkov S.L., Bogoyavlenskaya D.B. The Formation of Giftedness and Intelligence at School Age // New Ideas in Child and Educational Psychology. 2022. Iss. 1-2. P. 77–90. DOI: 10.11621/nicep.2022.0205
14. Богоявленская Д.Б., Артеменков С.Л., Жукова Е.С. Лонгитюдное исследование становления одаренности // Экспериментальная психология. 2021. Т. 14, № 3. С. 122–137. DOI: 10.17759/exppsy.2021140309
15. Богоявленская Д.Б. Раскрытие понятий творчества и одаренности по этапам развития познания // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18, № 3. С. 159–168.
16. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности и ее роль в выявлении, обучении и развитии одаренных детей // Человек. Искусство. Вселенная. 2019. № 1. С. 259–269.
17. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления: сборник переводов; под общ. ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. С. 433–457.
18. Песков В.П. Опыт психолого-медико-педагогического сопровождения одаренных учащихся лицея // Известия института педагогики и психологии образования. 2018. № 4. С. 62–67.
19. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. 638 с.
20. Worrell F.C., Subotnik R.F., Olszewski-Kubilius P., Dixson D.D. Gifted students // Annual review of psychology. 2019. Vol. 70. P. 551–576.
21. Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека. М.: ИП РАН, 2019. 274 с.
22. Renzulli̇ J. Promoting Social Capital by Expanding the Conception of Giftedness // Talent. 2020. Vol. 10(1). P. 2–20.

References

-
Опубликован
2023-12-31
Как цитировать
Куц, А., Лыгина, М., & Богатырева, О. (2023). Возрастные детерминанты умственной работоспособности одарённых детей. Психология. Психофизиология, 16(4), 81-89. https://doi.org/10.14529/jpps230407
Раздел
Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред