Психологическая структура конфликтной компетентности

  • А. В. Прудникова Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (Россия, 150000, Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1) https://orcid.org/0000-0003-3932-8698 sandra893@mail.ru
Ключевые слова: теория деятельности, поведение, конфликтная компетентность, психологическая структура, системогенетический подход

Аннотация

Обоснование. Проблема конфликтного взаимодействия существует давно, на данный момент времени не оспаривается факт неизбежности вступления в конфликт, вместе с тем встает вопрос о рациональном, конструктивном взаимодействии в конфликте, возможности быть эффективным при взаимодействии с оппонентом, представлять умения и способности сохранять продуктивность на всех стадиях конфликта, в том числе и кульминационной. Цель исследования – определить психологическую структуру конфликтной компетентности. Материалы и методы. Для понимания феномена конфликтной компетентности детально рассмотрены и представлены теория деятельности, разработанная С.Л. Рубинштейном, а также теория системогенеза деятельности, автором которой является В.Д. Шадриков. Исследование проводилось на учащихся подросткового возраста 6–10-х классов. Конфликтная компетентность в подростковом возрасте имеет важное значение, поскольку в данный период присутствует устойчивая потребность в общении и проявлении дружбы, установлении эмоциональных контактов, формировании коммуникативных структур, также в этот период в силу психологических особенностей часто возникают конфликты и конфликтные ситуации. Представленные критерии позволили включить подростков в выборочную совокупность для проверки теоретической модели психологической структуры конфликтной компетентности. Результаты. С опорой на ранее проведенное исследование, теоретический анализ возможных компонентов и блоков конфликтной компетентности было организовано и проведено эмпирическое исследование конфликтной компетентности, результаты которого подтвердили теоретическую модель, представляющую конфликтную компетентность целостным образованием. Заключение. Все выделенные в процессе теоретического анализа конфликтной компетентности компоненты вошли в психологическую структуру. Выделенные компоненты образуют сильные и умеренные взаимосвязи, обеспечивая структурную целостность конфликтной компетентности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторе

А. В. Прудникова , Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (Россия, 150000, Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1)

Старший преподаватель кафедры педагогической психологии

Литература

1. Воробьева И.А., Костерев Р.А. Цифровая коммуникация в структуре цифрового общества // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 6-4 (120). С. 128–134. DOI: 10.23670/IRJ.2022.120.6.160
2. Добринская Д.Е. Что такое цифровое общество? // Социология науки и технологий. 2021. Т. 12, № 2. С. 112–129. DOI: 10.24412/2079-0910-2021-2-112-129
3. Beck U. The Metamorphosis of the World How Climate Change is, Transforming Our Concept of the World. Cambridge, Malden: Polity, 2016. 240 p.
4. Pershina R., Soppe B., Thune T.M. Bridging analog and digital expertise: Cross-domain collaboration and boundary-spanning tools in the creation of digital innovation // Research Policy. 2019. Vol 48, iss. 9. Art ID 103819. DOI: 10.1016/j.respol.2019.103819
5. Tanaka K. What hinders digital communication? Evidence from foreign firms in Japan // Japan and the World Economy. 2023. Vol. 66. Art ID 101190. DOI: 10.1016/j.japwor.2023.101190
6. Разуваева Т.Н. Интернет-коммуникации подростков: психологический аспект // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 340–344.
7. Есипова М.Е. Ценностное отношение к Другому в конфликте как системообразующий фактор конфликтной компетентности // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 6. С. 96–102.
8. Игнатенко М.С., Майорова Т.Е. Профессиональные деформации и конфликтная компетентность педагогов общеобразовательных учреждений // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2009. Вып. 3. С. 305–309.
9. Петровская Л.А. Общение – компетентность – тренинг: избранные труды. М.: Смысл. 2007. 387 с.
10. Леонов Н.И., Казарина Н.Г. Понятие и структура конфликтной компетентности: специфика возрастного этапа // Вестник Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова. 2014. № 1 (61). С. 155–157.
11. Khasan B.I., Privalikhina T.I. Competence in conflict resolution through educational practice // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2008. Vol. 1, iss. 1. P. 54–61.
12. Скутина Т.В. Условия развития децентрации в подростковом возрасте // Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарные науки. 2006. № 11. С. 78–83
13. Лукина А.С. Многомерная модель структуры конфликтной компетентности руководителя на субсистемном уровне ее организации // Вестник Тверского государственного университета. Серия: педагогика и психология. 2019. № 3 (48). С. 227–233.
14. Лисовская Н.Б., Харчук А.Д. Динамика структуры конфликтной компетентности военнослужащих в процессе учебно-тренинговых мероприятий // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia Offline Letters): электронный научный журнал. 2014. Art ID 2141. URL: http://www.emissia.org/offline/2014/2141.htm (дата обращения: 29.08.2023)
15. Stahl P., Donmez B., Jamieson G.A. Eye glances towards conflict-relevant cues: the roles of anticipatory competence and driver experience // Accident Analysis and Prevention. 2019. Vol. 132. Art ID 105255. DOI: 10.1016/j.aap.2019.07.031
16. Polat S., Metin M.A. The Relationship Between the Teachers Intercultural Competence Levels and the Strategy of Solving Conflicts // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 46. P. 1961–1968. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.05.411
17. Kataoka K. “We just dont get it right!” – Multimodal competence for resolving spatial conflict in wayfinding discourse // Language and Communication. 2013. Vol. 33, iss. 4 (Part A). P. 404–419. DOI: 10.1016/j.langcom.2013.03.001
18. Ting-Toomey S., Kurogi A. Facework competence in intercultural conflict: an updated face-negotiation theory // International Journal of Intercultural Relations. 1998. Vol. 22, iss. 1. P. 187–225. DOI: 10.1016/S0147-1767(98)00004-2
19. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Изд-во «Наука». 1982. 185 с.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. М.: Педагогика. 1989. 488 с.
21. Нижегородцева Н.В., Карпова Е.В., Ансимова Н.П. Проблемы системогенеза учебной деятельности. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009. 420 с.
22. Нижегородцева Н.В., Прудникова А.В. Теоретическая модель психологической структуры конфликтной компетентности // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 5 (128). С. 152–160. DOI: 10.20323/1813-145X-2022-5-128-152-160

References

-
Опубликован
2023-12-31
Как цитировать
Прудникова, А. (2023). Психологическая структура конфликтной компетентности. Психология. Психофизиология, 16(4), 72-80. https://doi.org/10.14529/jpps230406
Раздел
Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред