Субъективное благополучие воспитателей как фактор психологической безопасности образовательной среды детского сада

  • Е. Г. Щукина Забайкальский государственный университет (Россия, 672007, Чита, ул. Бабушкина, 129) https://orcid.org/0000-0002-7449-4790 elena.shykina@yandex.ru
Ключевые слова: субъективное благополучие, воспитатели детского сада, субъективное благополучие воспитателей, психологическая безопасность образовательной среды, психологическая безопасность образовательной среды детского сада

Аннотация

Обоснование. Современные требования к психологической безопасности образовательной среды как к необходимому условию благополучного функционирования всех участников образовательного процесса, а также психологически закономерная необходимость исследований субъективного благополучия педагогов для обеспечения более качественной и более удовлетворяющей педагогической деятельности обусловливают логичность их взаимосвязанного изучения. Цель: изучение факторных отношений между субъективным благополучием воспитателей и показателями психологической безопасности образовательной среды детского сада. Материалы и методы. Для реализации эмпирического аспекта исследования была создана репрезентативная выборка из 452 воспитателей из 21 детского сада двух регионов РФ (Забайкальский край и Иркутская область). Были использованы следующие психодиагностические методики: 1) модифицированная для детских садов методика оценки психологической безопасности образовательной среды И.А. Баевой; 2) методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко; 3) шкала субъективного благополучия  (А. Perrudet-Badoux, G. Mendelssohn и J. Chiche, в адаптации М.В. Соколовой); 4) шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера. Были использованы корреляционный и факторный анализ. Результаты. Обнаружено, что автономия, личностный рост и самопринятие среди показателей субъективного благополучия воспитателей являются главными коррелятами психологической безопасности образовательной среды. Среди параметров психологической безопасности образовательной среды детских садов корреляционным ядром является удовлетворенность образовательной средой – именно она взаимосвязана с большинством показателей субъективного благополучия воспитателей. Индекс психологической безопасности образовательной среды по результатам факторного анализа определяется как субъективным благополучием воспитателей, так и их уровнем удовлетворенности жизнью. Заключение. Доказано, что референтность образовательной среды детского сада и удовлетворенность ею, а также защищенность в образовательной среде определяются общим показателем субъективного благополучия воспитателей и их удовлетворенностью жизнью. Результаты представленного исследования открывают серьезные перспективы для формирующей работы по повышению психологической безопасности образовательной среды детского сада через коррекцию субъективного благополучия воспитателей.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторе

Е. Г. Щукина , Забайкальский государственный университет (Россия, 672007, Чита, ул. Бабушкина, 129)

Старший преподаватель кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики

Литература

1. Warr P. The measurement of well-being and other aspects of mental health // Journal of Occupational Psychology. 1990. Vol. 63(3). P. 193–210. 1990. DOI: 10.1111/j.2044-8325.1990.tb00521.x.
2. Минюрова С.А., Заусенко И.В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 94–101.
3. Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В., Седых Е.П. Профессиональное благополучие педагога как индикатор качества педагогического взаимодействия // Педагогика. 2021. Т. 85, № 7. С. 81–90.
4. Antoniou A.-S., Ploumpi A., Ntalla M. Occupational stress and professional burnout in teachers of primary and secondary education: The role of coping strategies // Psychology. 2013. Vol. 4(3A). P. 349–355. DOI: 10.4236/psych.2013.43A051.
5. Коротаева Е.В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы. М.: Издательская фирма «Сентябрь». 2016. 192 с.
6. Quality of Caregiver-child Interactions in Early Child Care Centers in Bangladesh: Measurement and Training / K.O.W. Helmerhorst, M. Dutta, F. Khanom et al. // Early Education and Development. 2023. Vol. 34, iss. 1. P. 208–227. 2021. DOI: 10.1080/10409289.2021.1988035.
7. Caregiver Training and Classroom Quality in Child Care Centers / M. Burchinal, D. Cryer, M.R. Clifford, C. Howes // Applied Developmental Science. 2002. Vol. 6(1). P. 2–11. DOI: 10.1207/S1532480XADS0601_01.
8. Downer J.T., Kraft-Sayre M.E., Pianta R.C. Ongoing, web-mediated professional development focused on teacher-child interactions: Early childhood educators usage rates and self-reported satisfaction // Early Education and Development. 2009. Vol. 20(2). P. 321–345. DOI: 10.1080/10409280802595425.
9. Баева И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 128. С. 27–39.
10. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002. 270 с.
11. Богомягкова О.Н. Психологическая безопасность личности в условиях инклюзивного образования // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2, № 4. С. 245–250.
12. Богомягкова О.Н. Психологическая безопасность образовательного пространства вуза // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2013. № 1. С. 60–67.
13. Quality Matters in Early Childhood Education and Care: United Kingdom, OECD Publishing. 2012. DOI: 10.1787/9789264176867-en.
14. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 442 с.
15. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2005. 158 с.
16. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 318 с.
17. Мириманова М.С. Модель экспертизы психологической безопасности образовательной среды дошкольного образовательного учреждения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. № 3-3. С. 145–150.
18. Рассказова А.Л. Проблема «субъект-субъектных» и «субъект-объектных» отношений в педагогической деятельности // Вестник экономической интеграции. 2014. № 2(71). С. 153–156.

References

-
Опубликован
2023-12-31
Как цитировать
Щукина, Е. (2023). Субъективное благополучие воспитателей как фактор психологической безопасности образовательной среды детского сада. Психология. Психофизиология, 16(4), 58-71. https://doi.org/10.14529/jpps230405
Раздел
Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред