Использование цифровых технологий для развития саморегуляции курсантов

  • Н. Я. Большунова Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (Россия, 630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2) https://orcid.org/0000-0001-8826-1499 nat_bolshunova@mail.ru
  • А. В. Андронов Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (Россия, 630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2) https://orcid.org/0000-0002-2730-8553 andronovav@mail.ru
Ключевые слова: саморегуляция, развитие саморегуляции, методика применения цифровых технологий, обратная связь, курсанты

Аннотация

Обоснование. Одним из важных условий эффективного выполнения военнослужащими деятельности, связанной с высокими физическими и психическими нагрузками, является хорошо развитая саморегуляция, которую необходимо сформировать уже на этапе обучения курсантов, что востребует разработки соответствующих методик, опирающихся на современные, в том числе цифровые технологии. Целью исследования является разработка и апробация методики использования цифровых технологий, способствующей развитию саморегуляции у курсантов во время обучения. Материалы и методы. В обследовании принимали участие 60 курсантов (юноши от 17 до 22 лет) первого курса военного института войск национальной гвардии России, среди которых выделены три группы: две экспериментальные (ЭГ-1) и (ЭГ-2) и контрольная (КГ). Однородность групп по исследуемым характеристикам подтверждена при помощи критерия Краскела – Уолиса. В ходе исследования курсанты экспериментальных групп при помощи специально разработанного комплекса компьютерных программ изучали и применяли методику аутотренинга для компенсации последствий специально предусмотренных стрессовых ситуаций (ЭГ-1 и ЭГ-2), в группе ЭГ-1 для развития саморегуляции использовалась также специально разработанная компьютерная программа, посредством которой испытуемые получали обратную информацию о результатах изменения времени реакции, внимания и памяти. Исследование осуществлялось по модели формирующего эксперимента, выявление параметров саморегуляции осуществлялось посредством методики «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой. Для выявления успешности саморегуляции психических процессов во всех группах измерялись параметры времени реакции, продуктивности памяти, внимания. Результаты: в ходе эксперимента выявлены значимые различия (по U-критерию Манна –Уитни) в успешности саморегуляции между всеми группами. Наибольший рост уровня саморегуляции показала группа ЭГ-1, результаты ЭГ-2 также значимо отличаются от контрольной (КГ). Заключение: предложенная методика развития саморегуляции эффективна для обучения курсантов военного вуза. Применение разработанного комплекса компьютерных программ позволяет повысить эффективность обучения за счет предоставления испытуемым обратной связи о результатах саморегуляции на разных ее этапах.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Н. Я. Большунова , Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (Россия, 630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2)

Доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры военной педагогики и психологии

А. В. Андронов , Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (Россия, 630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2)

Cтарший преподаватель кафедры математики и информатики

Литература

1. Теплов Б.М. Ум полководца // Проблемы индивидуальных различий. М.: Прогресс, 1990. 257 с.
2. Индивидуально-психологические особенности саморегуляции курсантов войск национальной гвардии России / Н.Я. Большунова, А.В. Спирин, А.Н. Померлян и др. // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 336–349. DOI: https://doi.org/10.32744/ pse.2020.3.25
3. Большунова Н.Я., Алещенко М.В. Дисциплинированность, ее структура и типология у военнослужащих (курсантов) войск национальной гвардии Российской Федерации // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 5. С. 69–83. DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.1805.08
4. Военная педагогика и психология: монография / А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, Э.П. Утлик, Н.Ф. Феденко / под ред. А.В. Барабанщикова. М.: Воениздат, 1986. 239 с.
5. Zais M.M. Generalship and the Art of Senior Command: Historical and Scientific Perspectives. Fort Leavenworth, KS: School of Advanced Military Studies. 1985. 188 p.
6. Карпов А.В., Пономарева В.В. Психология рефлексивных механизмов управления: монография. М.: Институт психологии РАН, 2000. 218 с.
7. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях: монография. М.: Политиздат, 1989. 303 с.
8. Моросанова В.И. Психология осознанной саморегуляции: от истоков к современным исследованиям // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. Т. 15, № 3. С. 57–83. DOI: https://doi.org/10.24412/2073-0861-2022-3-57-82
9. Осницкий А.К., Бякова Н.В., Истомина С.В. Исследование развития осознанной саморегуляции в период выбора и освоения профессии // Психологические исследования. 2012. № 5(22). DOI: https://doi.org/10.54359/ps.v5i22.787
10. Семянищева П.А., Кузнецова А.С. Саморегуляция функционального состояния у офицеров с высокой и низкой удовлетворенностью работой в условиях длительного военного реформирования // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 87–98.
11. Бузин Е.В. Социально-психологические аспекты взаимопонимания преподавателей и курсантов (на опыте 3-го дивизиона курсантов СВАКУ им. М.В. Фрунзе // Бюллетень передового опыта СВАКУ им. М.В. Фрунзе. 1991. № 74. С. 40–45.
12. Гриффит В. Виртуальный мир рождает реальные болезни. // Финансовые известия. 1996. Вып. 54. № 183. С. 57–73.
13. Карпов А.В. Психология сознания. Метасистемный подход: монография. М.: РАО. 2017. 1088 с.
14. Comparison of behavioral changes and brain activity between adolescents with internet gaming disorder and student pro-gamers / K.H. Kwak, H.C. Hwang, S.M. Kim, D.H. Han // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17(2). ID art. 441. DOI: https://doi.org/ 10.3390/ijerph17020441
15. Violent video games and aggression among young adults: the moderating effects of adverse environmental factors / P.C. Addo, J. Fang, N.B. Kulbo et al. // Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. 2021. Vol. 24(1). P. 17–23. DOI: https://doi.org/10.1089/cyber.2020.0018.
16. Brockmyer J.F. Playing violent video games and desensitization to violence // Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America. 2015. Vol. 24(1). P. 65–77. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.chc.2014.08.001
17. Shimai S., Masuda K., Kishimoto Y. Influences of TV games on physical and psychological development of Japanese kindergarten children. Perceptual and Motor Skills. 1990. Vol. 70(3 Pt 1). P. 771–776.
18. Breen C.G., Haring T.G. Effects of contextual competence on social initiations. Journal of Applied Behavior Analysis. 1991. Vol. 24(2). P. 337–347. DOI: https://doi.org/10.1901/jaba.1991.24-337
19. Margalit М. Promoting classroom adjustment and social skills for students with mental retardation within an experimental and control group design // Exeptionality. 1991. Vol. 2(4). P. 195–204. DOI: https://doi.org/10.1080/09362839109524783
20. Большунова Н.Я. Системная цифровизация образования в современном мире: риски и перспективы развития человека // Развитие человека в современном мире. 2021. № 3. С. 7–16.
21. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука. 1998. 192 с.

References

-
Опубликован
2023-06-30
Как цитировать
Большунова, Н., & Андронов, А. (2023). Использование цифровых технологий для развития саморегуляции курсантов. Психология. Психофизиология, 16(2), 67-77. https://doi.org/10.14529/jpps230207
Раздел
Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред