Динамика показателей психофизиологического состояния детей с расстройствами аутистического спектра в процессе комплексной реабилитации
Аннотация
Введение. Отсутствие специфических методов реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра актуализирует необходимость разработки и реализации программ реабилитации. Цель: оценить эффективность включения адаптивного скалолазания в комплексную реабилитацию детей с расстройствами аутистического спектра. Материалы и методы. На основе добровольного письменного согласия родителей обследовано 10 детей в возрасте 7–9 лет, имеющих диагноз «расстройства аутистического спектра». Формирующей частью исследования являлась реализация в течение трех месяцев реабилитационной программы, включающей общий массаж, физиотерапию, сеансы сенсорной интеграции и занятия с элементами скалолазания. Психодиагностическое обследование проводили по методике многофакторного исследования личности Кеттелла (детский вариант). Уровень невербальной коммуникации (контакт глаз) детей с расстройством аутистического спектра оценивали на основе методики Е.С. Гайдукевича, степень дезадаптивного поведения – на основе методики А.В. Хаустова с соавторами, координации – с помощью специального упражнения «метание мяча на точность (в корзину)». Уровень значимости различий определяли при помощи непараметрического W-критерия Вилкоксона. Основные результаты. Реализация программы реабилитации с включением скалолазания оказывает положительное влияние на показатели психологического статуса и оптимизацию психофизиологического состояния наблюдаемых детей. Информативными показателями с позиции оценки эффективности программы являются уровень эмоциональной устойчивости и коммуникативные качества, отражающие особенности межличностного взаимодействия («замкнутость – общительность», «робость – смелость»). Заключение. Результаты исследования демонстрируют положительный эффект предлагаемой программы реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра. Использование специфических форм двигательной активности является эффективным перспективным направлением в реабилитации и оптимизации психофизиологического состояния детей с РАС.
Скачивания
Литература
2. Begel D., Burton R.W. Sport Psychiatry: Theory And Practice. Book News, Inc. 1999.
3. Landers D.M. The Influence of Exercise on Mental Health // Research Digest. Series 2. 1997. № 1. URL: https://www.webharvest.gov/peth04/20041015212357/http://www.fitness.gov/mentalhealth.htm
(дата обращения 15.10.2022)
4. Volkmar F.R., Klin A. Aspergers disorder and higher functioning autism: Same or different? // International Review of Research in Mental Retardation. 2000. Vol. 23. P. 83–110. DOI: https://doi.org/10.1016/S0074-7750(00)80007-5.
5. Gillberg C. The field of child and adolescent psychiatry // European Child and Adolescent Psychiatry. 2004. Vol. 13, Suppl 3. P. 1–2. DOI: https://doi.org/10.1007/s00787-004-3001-3
6. Prevalence and Characteristics of Autism Spectrum Disorder Among Children Aged 8 Years – Autism and Developmental Disabilities Monitoring Network 11 Sites, United States 2018 / M.J. Maenner, K.A. Shaw, A.V. Bakian et al. // MMWR Surveillance Summaries. 2021. Vol. 70 (11).
P. 1–16. DOI: https://doi.org/10.15585/mmwr.ss7011a1.
7. Хаустов А.В., Красносельская Е.Л., Хаустова И.М. Дети с расстройствами аутистического спектра. Протокол педагогического обследования // Практика управления дошкольным образовательным учреждением. 2014. № 1. С. 32–50. URL: https://goo.su/cmN6Mz (дата обращения 15.10.2022)
References
-Copyright (c) 2023 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.