Психологический потенциал конструкта самодетерминации в исследовании субъекта педагогической деятельности

  • Е. Ю. Почтарева ООО «Академия профессионального образования» (Россия, 620026, г. Екатеринбург, ул. Бажова, 197) https://orcid.org/0000-0002-9259-6336 sshsa@mail.ru
  • Н. Н. Васягина Уральский государственный педагогический университет (Россия, 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26) https://orcid.org/0000-0003-3899-3768 vasyagina_n@mail.ru
Ключевые слова: субъектность, самодетерминация, педагогическая деятельность, концептуальная модель, мотивация, регуляция, развивающие смыслы образования

Аннотация

Обоснование. Гуманистические трансформации актуализируют личностно-ориентированное целеполагание образования, конкретизируя исследовательский интерес в изучении мотивационных характеристик саморегуляции педагога. Идея самодетерминации, обращенная к субъектному началу педагога, в новых условиях образования становится ведущей в аспекте формирования эвристических представлений о педагогической деятельности. Целью исследования является психологический анализ сущности и содержания мотивирующих процессов самодетерминации педагога как субъекта самореализации. Материалы и методы. Методологическое обоснование исследования составляют современные подходы к самодетерминации личности, такие как теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, а также теория личностного потенциала Д.А. Леонтьева, которые определяют научно-психологический взгляд на природу человека как проактивного, свободного и самоопределяющегося субъекта жизнедеятельности. Используются методы проблемно-ориентиро­ванного и сравнительного анализа, теоретико-прикладного синтеза и логико-смыслового обобщения. Результаты. Обосновывается концептуальная модель самодетерминации субъекта педагогической деятельности как многомерной функциональной характеристики педагога. Совокупность структурных элементов самодетерминации определяет психологические особенности мотивационно-ценностной сферы педагога в современном образовательном контексте, обусловленном как возможностью, так и необходимостью осуществления выбора в постоянно возрастающей сложности, многозначности и неопределенности образовательной среды. Подчеркивается социализирующее значение удовлетворения базовых психологических потребностей в автономии, компетентности и связанности, а также важность внутренней и автономной форм мотивации как смыслообразующего признака личностного и профессионального развития педагога. Заключение. Авторы делают вывод о созидательно-преобразующем содержании процессов самодетерминации, нацеленность которых на самоутверждение личности обусловливает профессионально-экзистенциональную самореализацию педагога.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Е. Ю. Почтарева , ООО «Академия профессионального образования» (Россия, 620026, г. Екатеринбург, ул. Бажова, 197)

Преподаватель кафедры психолого-педагогического образования

Н. Н. Васягина , Уральский государственный педагогический университет (Россия, 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26)

Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования

Литература

1. Ryan R.M., Deci E.L. Self-Determination Theory: Basic Psychological Needs in Motivation, Development, and Wellness. New York: Guilford Publishing. 2017. 756 p. DOI: https://doi.org/10.7202/1041847ar
2. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 680 с.
3. Building a science of motivated persons: Self-determination theorys empirical approach to human experience and the regulation of behavior / R.M. Ryan, E.L. Deci, M. Vansteenkiste et al. // Motivation Science. 2021. Vol. 7 (2). P. 97–110. DOI: https://doi.org/10.1037/mot0000194
4. Ryan R.M., Deci E.L. Brick by brick: The origins, development, and future of self-determination theory // Advances in Motivation Science / A.J. Elliot (ed.). Cambridge, MA: Elsevier Inc., 2019. Vol. 6. P. 111–156. DOI: https://doi.org/10.1016/bs.adms.2019.01.001
5. Basic psychological need theory: Advancements, critical themes, and future directions / M. Vansteenkiste, R.M. Ryan, B. Soenens // Motivation and Emotion. 2020. Vol. 44. P. 1–31. DOI: https://doi.org/10.1007/s11031-019-09818-1
6. Reeve J., Cheon S.H. Autonomy-supportive teaching: Its malleability, benefits, and potential to improve educational practice // Educational Psychologist. 2021. Vol. 56 (1). P. 54–77. DOI: https://doi.org/10.1080/00461520.2020.1862657
7. AhnI., ChiuM.M., PatrickH.Connecting teacher and student motivation: Student-perceived teacher needsupportive practices and student need satisfaction // Contemporary Educational Psychology. 2021. Vol. 64. P. 1–14. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2021.101950
8. Гуляев Ю.Ю. Становление личности и взаимодействие различных типов мотивации обучения // Мир образования – образование в мире. 2020. № 1 (77). С. 122–131. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44537469 (дата обращения 09.10.2021)
9. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development and wellbeing // American psychologist. 2000. Vol. 55 (1). P. 68–78. DOI: https://doi.org/10.1037110003-066X.55.1.68
10. Expanding autonomy psychological need states from two (satisfaction, frustration) to three (dissatisfaction): a classroom-based intervention study / S. Cheon, J. Reeve, Y. Lee et al. // Journal of Educational Psychology. 2018. Vol. 111(4). P. 685–702. DOI: https://doi.org/10.1037/edu0000306
11. Parental provision of structure: Implementation and correlates in three domains / W.S. Grolnick, J.N. Raftery-Helmer, K.N. Marbell et al. // Merrill-Palmer Quarterly. 2014. Vol. 60 (3). P. 355–384. DOI: https://doi.org/10.1353/mpq.2014.0016
12. Гордеева Т.О., Сычев О.А. Диагностика мотивирующего и демотивирующего стилей учителей: методика «Ситуации в школе» // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 1. С. 51–65. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260103
13. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Принцип развития в психологии: разработка и перспективы // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 4. С. 29–40. DOI: https://doi.org/10.7868/S0205959217040031
Леонтьев Д.А. Развитие мотивации в онтогенезе: векторная модель // Мир психологии. 2019. № 4. С. 151–162.
15. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 2. С. 107–120.
16. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., Лебедева Е.В. Транспрофессионализм как предиктор преадаптации субъекта деятельности к профессиональному будущему // Сибирский психологический журнал. 2021. № 79. С. 89–107. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/79/6

References

1. Ryan R.M., Deci E.L. Self-Determination Theory: Basic Psychological Needs in Motivation, Development, and Wellness. New York. Guilford Publ. 2017:756. DOI: https://doi.org/10.7202/1041847ar
2. Lichnostnyi potentsial: struktura i diagnostika [Personal Potential: Structure and Diagnostics]. Ed. D.A. Leontev. Moscow. Smysl, 2011:680. (in Russ.).
3. Ryan R.M., Deci E.L., Vansteenkiste M. et al. Building a science of motivated persons: Self-determination theorys empirical approach to human experience and the regulation of behavior. Motivation Science. 2021;7(2):97–110. DOI: https://doi.org/10.1037/mot0000194
4. Ryan R.M., Deci E.L. Brick by brick: The origins, development, and future of self-determination theory. Advances in Motivation Science. Ed. Elliot A.J. Cambridge, MA. Elsevier Inc. 2019;6:111–156. DOI: https://doi.org/10.1016/bs.adms.2019.01.001
5. Vansteenkiste M., Ryan R.M., Soenens B. Basic psychological need theory: Advancements, critical themes, and future directions. Motivation and Emotion. 2020;44:1–31. DOI: https://doi.org/10.1007/s11031-019-09818-1
6. Reeve J., Cheon S.H. Autonomy-supportive teaching: Its malleability, benefits, and potential to improve educational practice. Educational Psychologist. 2021;56(1):54–77. DOI: https://doi.org/10.1080/00461520.2020.1862657
7. Ahn I., Chiu M.M., Patrick H. Connecting teacher and student motivation: Student-perceived teacher need-supportive practices and student need satisfaction. Contemporary Educational Psychology. 2021;64:1–14. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2021.101950
8. Gulyaev Yu.Yu. Becoming of personality and interaction of different types of motivation learning. Mir obrazovaniya – obrazovanie v mire = The world of education – education in the world. 2020;1(77):122–131. (in Russ.). Available at:URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44537469 (accessed 09.10.2021).
Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development and well-being. American psychologist. 2000;55(1):68–78. DOI: https://doi.org/10.1037110003-066X.55.1.68
10. Cheon S., Reeve J., Lee Y. et al. Expanding autonomy psychological need states from two (satisfaction, frustration) to three (dissatisfaction): a classroom-based intervention study.Journal of Educational Psychology. 2018;111(4):685–702. DOI: https://doi.org/10.1037/edu0000306
11. Grolnick W.S., Raftery-Helmer J.N., Marbell K.N. et al. Parental provision of structure: Implementation and correlates in three domains. Merrill-Palmer Quarterly. 2014;60(3):355–384. DOI: https://doi.org/10.1353/mpq.2014.0016
12. Gordeeva T.O., Sychev O.A. Diagnostics of motivating and demotivating styles of teachers: «situations-in-school» questionnaire. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological science and education. 2021;26(1):51–65. (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260103
13. Zhuravlev A.L., Sergienko E.A Principle of development in the psychology: elaboration and perspectives. Psikhologicheskii zhurnal = Psychological journal. 2017;38(4):29–40. (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.7868/S0205959217040031
14. Leontev D.A. The Ontogenetic Development of Motivation: A Vectorial Model. Mir psihologii = The world of psychology. 2019;4:151–162. (in Russ.).
15. Leontev D.A. The human life world and the problem of needs. Psikhologicheskii zhurnal = Psychological journal. 1992;13(2):107–120. (in Russ.).
16. Zeer E.F., Symanyuk E.E., Lebedeva E.V. Transprofessionalism as a Predictor for the Preadaptation of an Agent to the Professional Future. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal = Siberian journal of psychology. 2021;79:89–107. (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/79/6
Опубликован
2022-07-05
Как цитировать
Почтарева, Е., & Васягина, Н. (2022). Психологический потенциал конструкта самодетерминации в исследовании субъекта педагогической деятельности. Психология. Психофизиология, 15(2), 92-101. https://doi.org/10.14529/jpps220208
Раздел
Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред