Оценка влияния профориентационных технологий на учебную мотивацию подростков средствами корреляционного анализа
Аннотация
Введение. Изучение изменения учебной мотивации подростков под воздействием профориентации, с помощью корреляционного анализа дает понимание, какие из ее компонентов наиболее подвержены формирующему воздействию профориентации, что на сегодняшний день недостаточно изучено. Цель: выявить изменение в корреляции между параметрами учебной мотивации подростков в результате применения разных технологий профориентации, проверив гипотезу авторов и Гордеевой Т.О. о том, что учебную деятельность подростков возможно рассматривать как достиженческую. Материалы и методы: изучалась учебная мотивация в 4 группах подростков по 30 человек в каждой, обучающихся в школах Иркутской области, возрастом 14–18 лет, с которыми в течение месяца проводилась профориентация по трем разным технологиям: «PROF.Navigator», «Digital Human» и «Профориентатор». В исследовании применялись методики изучения учебной мотивации М.И. Лукьяновой и Е.М. Лепешовой, методики изучения когнитивных установок имплицитных теорий способностей К. Двек в адаптации Т.О. Гордеевой, методики оценки удовлетворенности жизнью MSLSS Хуэбнера, русскоязычные версии Т.О. Гордеевой, Н.C. Осина. Полученные данные оценивались методом парного корреляционного анализа с обработкой данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Результаты: доказано, что устойчивой и сильной корреляционной связью с общим уровнем учебной мотивации подростка обладают его способность к целеполаганию, личностный смысл учения, а также его когнитивные установки – престижность обучения в классе, роль собственных усилий в достижении целей, уровень удовлетворенности жизнью. Выявлены высокая положительная корреляция в паре мотива достижения и учебного мотива, высокая отрицательная корреляция в паре мотива достижения и игрового мотива, что подтверждает гипотезу авторов и Т.О. Гордеевой о том, что учебную деятельность подростков возможно рассматривать как достиженческую, и свидетельствует о возможности воздействия на учебную мотивацию путем снижения игровой мотивационной составляющей учебного процесса. Заключение: выявлены пары активно взаимодействующих между собой мотивов учебной деятельности подростков, на корреляцию между которыми возможно воздействовать технологиями профориентации.
Скачивания
Литература
2. Протопопова Л.Ф., Афанасьева А.Е. Мотивация и внутренние конфликты старшеклассников // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 14. С. 258–260. URL: https://meridian-journal.ru/site/article?id=1990
3. Albrecht J.R., Karabenick S.A. Relevance for learning and motivation in education // The Journal of Experimental Education. 2018. Vol. 86. № 1. P. 1–10. DOI: https://doi.org/ 10.1080/00220973.2017.1380593
4. Емелева О.С. Развитие школьной мотивации у подростков // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 1. С. 116–118.
5. Вартанова И.И., Климова И.В., Маркина Н.Ю. Мотивация и ответственность старшеклассников при взрослении // Личность в пространстве и времени. 2017. № 6. С. 43–48.
6. Гуртов В. А., Колесников В. Н., Питухина М. А. От традиционной модели профориентации к системе сопровождения и консультирования на протяжении всей жизни: опыт Финляндии // Непрерывное образование: XXI век. 2019. № 2 (26). С. 65–77. URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=4725 (дата обращения: 20.06.2021).
7. Щербакова Е. Возрастные границы отрочества и юности не жестки: [Эл. ресурс] // Демоскоп Weekly. 2012. № 509–510 URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0509/barom01.php (дата обращения: 14.05.2021).
8. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 35a–45.
9. Киселев П.Б., Богдановская И.М. Методика исследования ценностных ориентаций молодых людей в контексте профессиональных сфер информационного общества // Теоретическая и экспериментальная психология. 2020. Т. 13, № 1. С. 32–41.
10. Шмелев А.Г., Серебряков А.Г. Психодиагностика в профориентации: принципы инфраструктурного обеспечения компьютеризированного тестирования // Психологическая диагностика. 2006. № 2. С. 4–16.
11. Каргин М.И., Альканова А.С. Особенности ценностных ориентаций и мотивации учения у учащихся старших классов общеобразовательных школ // Современные проблемы науки и образования. 2017. №3. URL: https://s.science-education.ru/pdf/2017/3/26442.pdf (дата обращения: 14.05.2021).
References
1. Nekrasov A.S. Relationship awareness competence learning and learning activity older students. Nauchnyi zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Scientific Journal of KubSAU. 2011;71(07). Available at: http://ej.kubagro.ru/2011/07/pdf/52.pdf (accessed 20.06.2021). (in Russ.).2. Protopopova L.F., Afanaseva A.E. Motivation and internal conflicts of high school students. Nauchnyi elektronnyi zhurnal Meridian = Scientific electronic journal Meridian. 2019;14:258–260. Available at: https://meridian-journal.ru/site/article?id=1990 (accessed 20.06.2021). (in Russ.).
3. Albrecht J.R., Karabenick S.A. Relevance for learning and motivation in education. The Journal of Experimental Education. 2018;86(1):1–10. doi: https://doi.org/10.1080/00220973.2017.1380593
4. Emeleva O.S. Development of teenagers school motivation. Vestnik Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Bulletin of Kurgan State University. Series: Humanities. 2017;1:116–118.
5. Vartanova I.I., Klimova I.V., Markina N.Yu. Motivation and responsibility of high school students when growing up. Lichnost v prostranstve i vremeni = Personality in space and time. 2017;6:43–48.
6. Gurtov V.A., Kolesnikov V.N., Pitukhina M.A. From traditional model of vocational guidance to holistic lifelong counselling: case of Finland. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek = Life-long education: The 21st century. 2019;2(26):65–77. Available at: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=4725 (accessed 20.06.2021). (in Russ., abstract in Eng.)
7. Shcherbakova E. The age limits of adolescence and youth are not rigid. Demoskop Weekly. 2012:509–510. Available at: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0509/barom01.php (accessed 14.05.2021). (in Russ.).
8. Gordeeva T.O., Sychev O.A., Osin E.N. Inner and outer motivation in students: its sources and influence on psychological well-being. Voprosy psikhologii. 2013;1:35a–45.
9. Kiselev P.B., Bogdanovskaya I.M. Methodology for the study of the value orientations of young people in the context of the professional spheres of the information society. Teoreticheskaya i eksperimentalnaya psikhologiya = Journal of Theoretical and Experimental Psychology. 2020;13(1):32–41.
10. Shmelev A.G., Serebryakov A.G. Psychodiagnostics in career guidance: principles of infrastructural support for computerized testing. Psikhologicheskaya diagnostika = Psychological diagnostics. 2006;2:4–16.
11. Kargin M.I., Alkanova A.S. Peculiarities of value orientations and motivation of teaching pupils of senior classes of secondary schools. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education. 2017;3. Available at: https://s.science-education.ru/ pdf/2017/3/26442.pdf (accessed 14.05.2021). (in Russ.).
Copyright (c) 2022 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.