ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ: СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ

  • В. А. Мазилов Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, 108/1) https://orcid.org/0000-0001-9968-7153 v.mazilov@yspu.org
  • Т. В. Бугайчук Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, 108/1) https://orcid.org/0000-0001-6936-613X mischenko@inbox.ru
Ключевые слова: способности, самооценка способностей, экспертная оценка способностей, интегративный подход, структурный анализ

Аннотация

Аннотация. Социокультурная трансформация общества влияет на механизмы развития способностей личности. Актуальным является изучение особенностей структурной организации способностей у обучающихся с учетом их возрастных особенностей, а также особенностей восприятия способностей обучающихся педагогами и психологами. Результаты исследования позволят оценить возможность интеграции ресурсов школы для поддержки способностей обучающихся. Цель: выявление специфических характеристик структурной организации способностей с точки зрения их самооценки обучающимися и экспертной оценки психолого-педагогического сообщества школы. Материалы и методы: авторами статьи применялась разработанная и апробированная методика «Самооценка способностей» и разработанная методика экспертной оценки способностей для педагогов, психологов. Методики разработаны на основе идей, заложенных в исследованиях самооценки Дембо – Рубинштейн, а также в работах А.А. Лосевой. Концептуальной основой методики является психологическая теория способностей В.Д. Шадрикова. Результаты: творчество как сфера развития способностей максимально влияет на степень организованности структуры способностей у младших школьников, но при этом такие сферы, как техническая и двигательная, практически не влияют на структуру способностей. У подростков общение и лидерство, а также сферы академических достижений и техники максимально влияют на степень организованности структуры способностей, но литературная сфера и сфера художественных достижений в структуре способностей представлены минимально. Организованность изучаемой системы у младших школьников детерминируется преимущественно за счет интеграции отдельных элементов, их синтезированности. А организованность системы у подростков – за счет баланса синтеза и дифференциации отдельных элементов. Заключение: важно проводить психолого-педагогический мониторинг способностей, системно подходить к их развитию, начиная с первых дней пребывания ребенка в школе, обращать внимание педагогов на возможности и мотивационный потенциал учеников, формировать веру в их способности, реализовывать интегративный подход к выявлению и развитию способностей.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

В. А. Мазилов , Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, 108/1)

Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии

Т. В. Бугайчук , Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, 108/1)

Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии

Литература

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999. 368 с.
2. Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека. М.: ИП РАН, 2019. 274 с.
3. Волкова Е.Н., Васильева С.В. Изучение субъективных факторов психологического благополучия одарённых подростков (психодиагностический комплекс) // Вестник Мининского университета, 2019. Т. 7. № 3 (28). С. 13. DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-3-13
4. Сорокоумова Т.П. Проблемы изучения и выявления одаренности // Психология способностей и одаренности. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. С. 90–93.
5. Рыльская Е.А. Роль когнитивных процессов в становлении жизненного мира человека с разными показателями жизнеспособности // Инновационные технологии в фармации: Сборник научных трудов (Иркутск, 14–15 июня 2019 г.) / Под общ. ред. Е.Г. Приваловой. – Иркутск: Иркутский государственный медицинский университет, 2019. С. 550–555.
6. Холодная М.А., Трифонова А.В., Волкова Н.Э., Сиповская Я.И. Методики диагностики понятийных способностей // Экспериментальная психология. 2019. Том 12. № 3. С. 105–118. DOI: 10.17759/exppsy.2019120308
7. Мазилов В.А. Методология психологической науки: история и современность. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017. 419 c.
8. Шадриков В.Д., Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Методология и методы изучения способностей и одаренности. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 159 с.
9. Abellán-Martínez M., Castellanos López M.Á., Delgado-Losada M.L., Yubero R., Paúl N., Unturbe F.M. Executive control on memory test performance across life: Test of Memory Strategies // The Spanish Journal of Psychology. 2019. № 22(e50). DOI: 10.1017/sjp.2019.47
10. Murafa S.V. Mnemonic abilities of primary school children with delayed mental development // Psychology in Russia: state of the art. 2015. № 3(8). Р. 98–111. DOI: 10.11621/pir.2015.0308
11. Namaziandost E., Shatalebi V., Nasri M. The impact of cooperative learning on developing speaking ability and motivation toward learning English // Journal of language and education. 2019. № 3(5). Р. 83–101. DOI: 10.17323/jle.2019.9809
12. Lauermann F., Meißner A., Steinmayr R. Relative importance of intelligence and ability self-concept in predicting test performance and school grades in the math and language arts domains // Journal of Educational Psychology. 2020. № 2(112). Р. 364–383. DOI: 10.1037/edu000037
13. Rodic M., Rimfeld K., Gaysina D., Kovas Yu.V. From rare mutations to normal variation: genetic association study of mathematical, spatial, and general cognitive abilities // Psychology in Russia: state of the art. 2018. № 4 (11). Р. 144–165. DOI: 10.11621/pir.2018.0410
14. Xie F., Zhang L., Chen X., Xin Z. Is Spatial Ability Related to Mathematical Ability: a Meta-analysis // Educational Psychology Review. 2020. № 1 (32). Р. 113–155. DOI: 10.1007/s10648-019-09496-y
15. Coppola C., Mollo M., Pacelli T. The worlds game: collective language manipulation as a space to develop logical abilities in a primary school classroom // European Journal of Psychology of Education. 2019. № 4(34). P. 783–799. DOI: 10.1007/s10212-018-0401-1
16. Frick M., Forslund T., Brocki K. Does child verbal ability mediate the relation-ship between maternal sensitivity and later self‐regulation? A longitudinal study from infancy to 4 years // Scandinavian Journal of Psychology. 2019. № 2(60). Р. 97–105. DOI: 10.1111/sjop.12512
17. Corradi G., Chuquichambi E.G., Barrada J.R., Clemente A., Nadal M. A new conception of visual aesthetic sensitivity // British Journal of Psychology. 2019. Vol. 111. Iss. 4. P. 630–658. DOI: 10.1111/bjop.12427
18. Ramon M., Bobak A.K., White D. Superrecognizers: From the lab to the world and back again // British Journal of Psychology. 2019. № 3(110). Р. 461–479. DOI: 10.1111/bjop.12368
19. Efklides A. Gifted students and self-regulated learning: The MASRL model and its implications for SRL // High Ability Studies. 2019. № 1-2(30). P. 79–102. DOI: 10.1080/13598139.2018.1556069
20. Sternberg R. Teaching and assessing gifted students in STEM disciplines through the augmented theory of successful intelligence // High Ability Studies. 2019. № 1-2 (30). Р. 103–126. DOI: 10.1080/13598139.2018.1528847
21. Freedberg S., Bondie R., Zusho A., Allison C. Challenging students with high abilities in inclusive math and science classrooms // High Ability Studies. 2019. № 1-2(30). P. 237–254. DOI: 10.1080/13598139.2019.1568185
22. Lakin J.M., Wai J. Spatially gifted, academically inconvenienced: Spatially talented students experience less academic engagement and more behavioural issues than other talented students // British Journal of Educational Psychology. 2019. № 4(89). DOI: 10.1111/bjep.12343
23. Mammadov S., Cross T.L., Ward Th. The Big Five personality predictors of academic achievement in gifted students: Mediation by self-regulatory efficacy and academic motivation // High Ability Studies. 2018. № 2(29). Р. 111–133. DOI: 10.1080/13598139.2018.1489222
24. Muffato V., Meneghetti C., De Beni R. The role of visuospatial abilities in environment learning from maps and navigation over the adult lifespan // British Journal of Psychology. 2020. № 1(111). Р. 70–91. DOI: 10.1111/bjop.12384
25. Münchow H., Richter T., Mühlen S., Schmid S. The ability to evaluate arguments in scientific texts: Measurement, cognitive processes, nomological network, and relevance for academic success at the university // British Journal of Educational Psychology. 2019. № 3(89). Р. 501–523. DOI: 10.1111/bjep.12298
26. Tao T., Jiannong S. Enriched education promotes the attentional performance of intellectually gifted children // High Ability Studies. 2018. № 1 (29). Р. 23–35. DOI: 10.1080/13598139.2017.1423043
27. Wang L. Mediation Relationships Among Gender, Spatial Ability, Math Anxiety, and Math Achievement // Educational Psychology Review. 2020. № 1 (32). Р. 1–15. DOI: 10.1007/s10648-019-09487-z
28. Flouri E., Moulton V., Ploubidis G.B. The role of intelligence in decision-making in early adolescence // British Journal of Developmental Psychology. 2019. № 3(37). P. 101–111. DOI: 10.1111/bjdp.12261
29. Kätlin A., René M. Intelligence as a predictor of social mobility in Estonia // Scandinavian Journal of Psychology. 2019. № 3(60). Р. 195–202. DOI: 10.1111/sjop.12528
30. Мазилов В.А., Бугайчук Т.В. Проблема взаимосвязи мотивации и способностей субъекта деятельности // Вестник Вятского государственного университета. 2020. № 2 (136). С. 107–114. DOI: 10.25730/VSU.7606.20.029
31. Карпов А.В. Метасистемная организация уровневых структур психики. М.: ИП РАН, 2004. 504 с.
32. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 374–390.
33. Скворцов И.А, Ермоленко Н.А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. М.: МЕДпресс-информ. 2003. 368 с.

References

1. Druzhinin V.N. Psikhologiya obshchikh sposobnostei [Psychology of general abilities]. St. Petersburg: Peter Com Publ. 1999:368. (in Russ.).
2. Shadrikov V.D. Sposobnosti i odarennost cheloveka [Human abilities and giftedness]. Moscow: IP RAS Publ. 2019:274. (in Russ.).
3. Volkova E.N., Vasileva S.V. [The study of the subjective factors of psychological well-being of gifted adolescents (psychodiagnostic complex)]. Vestnik Mininskogo universiteta = Vestnik of Minin University. 2019;7(3):13. (in Russ.). DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-3-13
4. Sorokoumova T.P. Problemy izucheniya i vyyavleniya odarennosti [Problems of studying and identifying giftedness]. Psikhologiya sposobnostei i odarennosti [Psychology of abilities and giftedness]. Yaroslavl: RIO YAGPU Publ. 2019:90–93. (in Russ.).
5. Rylskaya E.A. Rol kognitivnykh protsessov v stanovlenii zhiznennogo mira cheloveka s raznymi pokazatelyami zhiznesposobnosti [The role of cognitive processes in the formation of the human life world with different indicators of viability]. Innovatsionnye tekhnologii v farmatsii [Innovative technologies in pharmacy. Collection of scientific papers]. E.G. Privalova (ed.). Irkutsk: Irkutsk State Medical University Publ. 2019:550–555. (in Russ.).
6. Kholodnaya M.A., Trifonova A.V., Volkova N.E., Sipovskaya Ya.I. [Methods of diagnosing conceptual abilities]. Eksperimentalnaya psikhologiya = Experimental psychology. 2019;12(3):105–118. (in Russ.). DOI: 10.17759/exppsy.2019120308
7. Mazilov V.A. Metodologiya psikhologicheskoi nauki: istoriya i sovremennost [Methodology of psychological science: history and modernity]. Yaroslavl: RIO YAGPU Publ. 2017:419. (in Russ.).
8. Shadrikov V.D., Mazilov V.A., Slepko Yu.N. Metodologiya i metody izucheniya sposobnostei i odarennosti [Methodology and methods of studying abilities and giftedness]. Yaroslavl: RIO YAGPU Publ. 2018:159. (in Russ.).
9. Abellán-Martínez M., Castellanos López M.Á., Delgado-Losada M.L., Yubero R., Paúl N., Unturbe F.M. Executive Control on Memory Test Performance across Life: Test of Memory Strategies. The Spanish Journal of Psychology. 2019;22:E50. DOI: 10.1017/sjp.2019.47
10. Murafa S.V. Mnemonic abilities of primary school children with delayed mental development. Psychology in Russia: state of the art. 2015;3(8):98–111. DOI: 10.11621/pir.2015.0308
11. Namaziandost E., Shatalebi V., Nasri M. The impact of cooperative learning on developing speaking ability and motivation toward learning English. Journal of language and education. 2019;3(5):83–101. DOI: 10.17323/jle.2019.9809
12. Lauermann F., Meißner A., Steinmayr R. Relative importance of intelligence and ability self-concept in predicting test performance and school grades in the math and language arts domains. Journal of Educational Psychology. 2020;2(112):364–383. DOI: 10.1037/edu000037
13. Rodic M., Rimfeld K., Gaysina D., Kovas Yu.V. From rare mutations to normal variation: genetic association study of mathematical, spatial, and general cognitive abilities. Psychology in Russia: state of the art. 2018;4(11):144–165. DOI: 10.11621/pir.2018.0410
14. Xie F., Zhang L., Chen X., Xin Z. Is Spatial Ability Related to Mathematical Ability: a Meta-analysis. Educational Psychology Review. 2020;1(32):113–155. DOI: 10.1007/s10648-019-09496-y
15. Coppola C., Mollo M., Pacelli T. The worlds game: collective language manipulation as a space to develop logical abilities in a primary school classroom. European Journal of Psychology of Education. 2019;4(34):783–799. DOI: 10.1007/s10212-018-0401-1
16. Frick M., Forslund T., Brocki K. Does child verbal ability mediate the relationship between maternal sensitivity and later self‐regulation? A longitudinal study from infancy to 4 years. Scandinavian Journal of Psychology. 2019;2(60):97–105. DOI: 10.1111/sjop.12512
17. Corradi G., Chuquichambi E.G., Barrada J.R., Clemente A., Nadal M. A new conception of visual aesthetic sensitivity. British Journal of Psychology. 2020;111(4):630–658. DOI: 10.1111/bjop.12427
18. Ramon M., Bobak A.K., White D. Super ecognizers: From the lab to the world and back again. British Journal of Psychology. 2019;3(110):461–479. DOI: 10.1111/bjop.12368
19. Efklides A. Gifted students and self-regulated learning: The MASRL model and its implications for SRL. High Ability Studies. 2019;1-2(30):79–102. DOI: 10.1080/13598139.2018.1556069
20. Sternberg R. Teaching and assessing gifted students in STEM disciplines through the augmented theory of successful intelligence. High Ability Studies. 2019;1-2(30):103–126. DOI:10.1080/13598139.2018.1528847
21. Freedberg S., Bondie R., Zusho A., Allison C. Challenging students with high abilities in inclusive math and science classrooms. High Ability Studies. 2019;1-2(30):237–254. DOI: 10.1080/13598139.2019.1568185
22. Lakin J.M., Wai J. Spatially gifted, academically inconvenienced: Spatially talented students experience less academic engagement and more behavioural issues than other talented students. British Journal of Educational Psychology. 2019;4(89). DOI: 10.1111/bjep.12343
23. Mammadov S., Cross T.L., Ward Th. The Big Five personality predictors of academic achievement in gifted students: Mediation by self-regulatory efficacy and academic motivation. High Ability Studies. 2018;2(29):111–133. DOI: 10.1080/13598139.2018.1489222
24. Muffato V., Meneghetti C., De Beni R. The role of visuo‐spatial abilities in environment learning from maps and navigation over the adult lifespan. British Journal of Psychology. 2020;1(111):70–91. DOI:10.1111/bjop.12384
25. Münchow H., Richter T., Mühlen S., Schmid S. The ability to evaluate arguments in scientific texts: Measurement, cognitive processes, nomological network, and relevance for academic success at the university. British Journal of Educational Psychology. 2019;3(89):501–523. DOI: 10.1111/bjep.12298
26. Tao T., Jiannong S. Enriched education promotes the attentional performance of intellectually gifted children. High Ability Studies. 2018;1(29):23–35. DOI: 10.1080/13598139.2017.1423043
27. Wang L. Mediation Relationships Among Gender, Spatial Ability, Math Anxiety, and Math Achievement. Educational Psychology Review. 2020;1(32):1–15. DOI: 10.1007/s10648-019-09487-z
28. Flouri E., Moulton V., Ploubidis G.B. The role of intelligence in decision‐making in early adolescence. British Journal of Developmental Psychology. 2019;3(37):101–111. DOI: 10.1111/bjdp.12261
29. Kätlin A., René M. Intelligence as a predictor of social mobility in Estonia. Scandinavian Journal of Psychology. 2019;3(60): 195–202. DOI: 10.1111/sjop.12528
30. Mazilov V.A., Bugaichuk T.V. [The problem of the relationship between motivation and abilities of the subject of activity]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta = Herald of Vyatka State University. 2020;2(136):107–114. (in Russ.). DOI: 10.25730/VSU.7606.20.029
31. Karpov A.V. Metasistemnaya organizatsiya urovnevykh struktur psikhiki [Metasystem organization of level structures of the psyche]. Moscow: IP RAS Publ. 2004:504. (in Russ.).
32. Vygotsky L.S. Problema obucheniya i umstvennogo razvitiya v shkolnom vozraste [The problem of learning and mental development at school age]. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow: Pedagogika Publ. 1991:374–390. (in Russ.).
33. Skvortsov I.A., Ermolenko N.A. Razvitie nervnoi sistemy u detei v norme i patologii [Development of the nervous system in children in norm and pathology]. Moscow: MEDpress-inform Publ. 2003:368. (in Russ.).
Опубликован
2021-12-31
Как цитировать
Мазилов, В., & Бугайчук, Т. (2021). ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ: СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ. Психология. Психофизиология, 14(4), 14-23. https://doi.org/10.14529/jpps210402
Раздел
Общая психология, психология личности, история психологии