СТРУКТУРА ЦИКЛА КВАЗИМЕЖКУЛЬТУРНЫХ ТРЕНИНГОВ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПОЛИКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

  • Е. А. Бароненко Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 69) https://orcid.org/0000-0001-6638-6610 baronele@yandex.ru
  • Е. Б. Быстрай Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 69) https://orcid.org/0000-0001-5976-3465 bistraieb@cspu.ru
  • О. Н. Власенко Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 69) https://orcid.org/0000-0002-2564-7797 vlasenkoon@cspu.ru
  • Ю. А. Райсвих Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 69) https://orcid.org/0000-0001-5980-5450 tolljulia@mail.ru
  • И. А. Скоробренко Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 69) https://orcid.org/0000-0001-6644-4091 kaktus0096@mail.ru
Ключевые слова: поликультурное взаимодействие, квазимежкультурный тренинг, межкультурная коммуникация, психологическая готовность к межкультурной коммуникации, психологический барьер, тренинг психологически «комфортной» коммуникации

Аннотация

Аннотация. Актуальность проблемы использования квазимежкультурного тренинга в системе психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки студентов к поликультурному взаимодействию обусловлена необходимостью формирования у студентов способности и готовности к общению с носителями иностранного языка и продиктована целью обучения иностранному языку, заключающейся в формировании поликультурной языковой личности выпускника вуза. Цель: в теоретическом плане – обосновать необходимость внедрения в систему психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки студентов к поликультурному взаимодействию цикла квазимежкультурных тренингов, в практическом плане – предложить примерный вариант разработки структуры цикла тренингов квазимежкультурной коммуникации для студентов факультета иностранных языков. Материалы и методы. К теоретическим методам, использованным в ходе исследования, относятся контент-анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, синтез информации, обобщение научной информации, абстрагирование. К использованным эмпирическим методам относится констатирующий эксперимент, включающий анкетирование с использованием анкеты для изучения сформированности психологической готовности к межкультурной коммуникации (в концепции В.И. Долговой, Е.А. Василенко, А.С. Бароненко). В качестве математико-статистических методов обработки научных данных использован расчет среднего выборочного значения. Результаты. На основании результатов констатирующего эксперимента доказана необходимость внедрения цикла квазимежкультурных тренингов в систему психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки студентов к поликультурному взаимодействию, что направлено на формирование у них способности и готовности к взаимодействию с носителями иностранного языка, на преодоление психологических барьеров, которые могут возникнуть в процессе реального поликультурного взаимодействия. Разработана и предложена примерная структура цикла квазимежкультурных тренингов «Attrractive communication». Заключение. Анализ результатов анкетирования среди студентов наглядно показал, что студенты не обладают достаточной психологической готовностью к реальной межкультурной коммуникации в эмоциональном и поведенческом аспектах. В этой связи нами была разработана программа цикла квазимежкультурных тренингов «Attrractive communication», адресованных студентам факультета иностранных языков. В дальнейшем планируется апробация тренинговой программы.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Е. А. Бароненко , Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 69)

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку

Е. Б. Быстрай , Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 69)

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку

О. Н. Власенко , Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 69)

Старший преподаватель кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку

Ю. А. Райсвих , Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 69)

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку

И. А. Скоробренко , Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 69)

Магистрант, факультет психологии

Литература

1. Нечай О.О., Кондюрина И.М. Формирование готовности к межкультурной коммуникации в формате требований WORLDSKILLS INTERNATIONAL // Социо-культурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. 2017. № 6. С. 82–87. https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=29852065
2. Engbers R.A. Students perceptions of interventions designed to foster empathy: An integrative review // Nurse Education Today. 2020. Vol. 86. P. 104325. DOI: 10.1016/ j.nedt.2019.104325
3. Do J.H., Kimberly E.K. The Empathy Project: A Skills Development Game: Innovations in Empathy Development // Journal of Pain and Symptom Management. 2020. Vol. 60. P. 102–109. e3 DOI: 10.1016/j.jpainsymman.2020.02.008
4. Göl İ., Erkin Ö. Association between cultural intelligence and cultural sensitivity in nursing students: A crosssectional descriptive study // Collegian. 2019. Vol. 26. P. 485–491. DOI: 10.1016/j.colegn.2018.12.007
5. Василенко Е.А., Долгова В.И., Бароненко А.С. Структура психологической готовности к межкультурной коммуникации у студентов педагогического вуза с профильной подготовкой по иностранному языку // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 10. С. 109–115. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32274397
6. Белозерова А.А. Применение метода тренинга в межкультурном иноязычном обучении и воспитании студентов-лингвистов (на материалах немецкого языка) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 6 (183). С. 141–147. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-6-141-147
7. Муртазина Э.И. Развитие межкультурной компетентности студентов на занятиях иностранного языка с использованием технологии обучения в сотрудничестве // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13, № 1 (33). С. 24–28. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-1-24-28
8. Zhang X., Zhou M. Interventions to promote learners’ intercultural competence: A meta-analysis // International Journal of In-tercultural Relations. 2019. Vol. 71. P. 31–47. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2019.04.006
9. Milošević I.T. Skidding on common ground: A socio-cognitive approach to problems in intercultural communicative situations // Journal of Pragmatics. 2019. Vol. 151. P. 118–127. DOI: 10.1016/j.pragma.2019.05.024

References

1. Nechai O.O., Kondyurina I.M. Formation of readiness to intercultural communication in the requirements format of WORLDSKILLS INTERNATIONAL. Sotsiokulturnoe prostranstvo Rossii i zarubezhya: obshchestvo, obrazovanie, yazyk = Socio-cultural space of Russia and abroad: society, education, language. 2017; 6: 82–87. (in Russ.). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29852065
2. Engbers R.A. Students perceptions of interventions designed to foster empathy: An integrative review. Nurse Education Today. 2020; 86: 104325. DOI: 10.1016/j.nedt.2019.104325
3. Do J.H., Kimberly E.K. The Empathy Project: A Skills Development Game: Innovations in Empathy Development. Journal of Pain and Symptom Management. 2020; 60: 102–109. e3 DOI: 10.1016/j.jpainsymman.2020.02.008
4. Göl İ., Erkin Ö. Association between cultural intelligence and cultural sensitivity in nursing students: A crosssectional descriptive study. Collegian. 2019; 26: 485–491. DOI: 10.1016/j.colegn.2018.12.007
5. Vasilenko E.A., Dolgova V.I., Baronenko A.S. Structure of phsychological readiness for intercultural communication among students of pedagogical high school specializing in foreign languages training. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University. 2017; 10: 109–115. (in Russ.). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32274397
6. Belozerova A.A. Application of the training method in the intercultural foreign-language education and mentoring of students – linguists (on materials of the german language). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical Univer-sity Bulletin. 2017;6 (183): 141–147. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-6-141-147
7. Murtazina E.I. Developing students intercultural competence by using cooperative teaching technology at the foreign language classes. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University. 2019; 13 (1): 24–28. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-1-24-28
8. Zhang X., Zhou M. Interventions to promote learners intercultural competence: A meta-analysis.
International Journal of Intercultural Relations. 2019; 71: 31–47. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2019.04.006
9. Milošević I.T. Skidding on common ground: A socio-cognitive approach to problems in intercultural communicative situations. Journal of Pragmatics. 2019; 151: 118–127. DOI: 10.1016/j.pragma.2019.05.024
Опубликован
2021-10-01
Как цитировать
Бароненко, Е., Быстрай, Е., Власенко, О., Райсвих, Ю., & Скоробренко, И. (2021). СТРУКТУРА ЦИКЛА КВАЗИМЕЖКУЛЬТУРНЫХ ТРЕНИНГОВ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПОЛИКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ. Психология. Психофизиология, 14(3), 80-89. https://doi.org/10.14529/jpps210308
Раздел
Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред