СТРУКТУРА ВИРТУАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ИНТЕГРАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА

  • Д. Н. Погорелов 1) Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, 76); 2) Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования (Россия, 454091, Челябинск, ул. Красноармейская, д. 88) https://orcid.org/0000-0002-4893-4334 pogorelovdn@mail.ru
  • Е. А. Рыльская Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, 76) https://orcid.org/0000-0003-3075-5255 elena_rylskaya@mail.ru
Ключевые слова: виртуальная идентичность, социальные сети, пользователи социальных сетей, структура виртуальной идентичности, зависимость от социальных сетей, принятие норм субкультуры пользователей социальных сетей, виртуальный образ

Аннотация

Аннотация. Распространение сети Интернет стимулирует пользователей к увеличению времени, проводимому в социальных сетях, что актуализирует конструирование виртуальной идентичности. Авторы исследований виртуальной идентичности сосредоточены на описании характеристик, отражающих специфику данного феномена. Вопрос об изучении его структуры остается открытым. Цель: выявить особенности взаимосвязей структурных компонентов виртуальной идентичности пользователей социальных сетей.
Материалы и методы. Выборку исследования составили 285 человек в возрасте от 18 до 72 лет, включая 197 женщин (69,1 %) и 88 мужчин (30,9 %). Для изучения особенностей структуры виртуальной идентичности использовался тест «Виртуальная идентичность пользователей социальных сетей» (Погорелов Д.Н., Рыльская Е.А.). Статистическая обработка результатов осуществлялась с применением описательных статистик, факторного анализа, критерия t-Стьюдента в программе IBM SPSS Statistics v. 17.0. Результаты. Выявлено, что структура виртуальной идентичности пользователей социальных сетей включает такие компоненты, как «кибераддикция», «принятие субкультуры», «виртуальный образ». Выявленные компоненты взаимосвязаны между собой, что указывает на интегральную природу феномена виртуальной идентичности и на качественное своеобразие ее составляющих. Женщины и мужчины не различаются по степени выраженности структурных компонентов виртуальной идентичности, однако выявлены ее возрастные особенности. У пользователей в возрасте до 35 лет показатели кибераддикции и виртуального образа значимо выше, что связано с более активным использованием Интернета, высокой референтностью социальных сетей и особенностями социализации в цифровой среде этой возрастной группы. Заключение. Определены структурные компоненты виртуальной идентичности пользователей социальных сетей: «кибераддикция», «принятие субкультуры», «виртуальный образ». Виртуальная идентичность представляет собой интегральный феномен, рассматриваемый нами как подсистема эго-идентичности, состоящая из текстовых, визуальных, аудиальных характеристик виртуального образа, отражающего физические и личностные свойства, а также особенности коммуникации, определяющие целостность и тождественность личности в рамках субкультуры пользователей социальных сетей. Полученные результаты могут быть использованы в новых, развивающихся направлениях исследований: психология информационных технологий, психология Интернета, киберпсихология и психология киберзависимости.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Д. Н. Погорелов , 1) Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, 76); 2) Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования (Россия, 454091, Челябинск, ул. Красноармейская, д. 88)

1) аспирант; 2) старший преподаватель кафедры педагогики и психологии

Е. А. Рыльская , Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, 76)

Доктор психологических наук, доцент, декан факультета психологии, заведующий кафедрой психологии управления и служебной деятельности

Литература

1. Wilson R.E., Gosling S.D., Graham L.T. Review of Facebook Research in the Social Sciences // Perspectives on Psychological Science. 2012. № 3. Р. 203–220. DOI: 10.1177/1745691612442904.
2. Zsido A.N., Arato N., Lang A. The role of maladaptive cognitive emotion regulation strategies and social anxiety in problematic smartphone and social media use // Personality and Individual Differences. 2021. № 173. 110647. DOI: 10.1016/j.paid.2021.110647.
3. Bert F., Gualano M.R. Risks and Threats of Social Media Websites: Twitter and the Proana Movement // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2016. Vol. 19, № 4. P. 233–238. DOI: 10.1089/cyber.2015.0553.
4. Hooper V., Kalidas T. Acceptable and unacceptable behaviour on social networking sites: a study of the behavioural norms of youth on Facebook // The Electronic Journal Information Systems Evaluation. 2012. Vol. 15, Is. 3. P. 259–268. https://api.semanticscholar.org/Corpus ID:216636668
5. Погорелов Д.Н. Структура виртуальной идентичности пользователей социальных сетей // Казанский педагогический журнал. 2020. № 4 (141). С. 262–267. https://elibrary.ru/item.asp?id=44110727.
6. McNicol M.L., Thorsteinsson E.B. Internet addiction, psychological distress, and coping responses among adolescents and adults // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2017. Vol. 20, № 5. P. 296–304. DOI: 10.1089/ cyber.2016.0669.
7. Многосмыслова А.А. Взаимосвязь жизнеспособности и интернет-зависимости человека // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 3 (114). С. 117–124. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43142010
8. Астафьева О.Н. Национально-культурная идентичность в условиях глобализации: сложный вектор развития // Вестник МГУКИ. 2016. № 5. С. 32–41. https:// elibrary.ru/item.asp?id=28153091.
9. Бизюкова М.С. Киберсоциализация – процесс развития личности в условиях информационного общества // Культурологический журнал. 2013. № 2. С. 1–5. https://elibrary.ru/item.asp?id=20523156.
10. Фленина Т.А. Семантическое пространство понятия «сетевая идентичность» // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2014. № 171. С. 310—314. https://elibrary.ru/ item.asp?id=22548196.
11. Deller R.A., Tilton A. Selfies as chari-table meme: Charity and national identity in the #nomakeupselfie and #thumb-supforstephen campaigns // International Journal of Communication. 2015. № 9. P. 1788–1805. https:// ijoc.org/ index.php/ijoc/article/view/3143/1400
12. Griffiths M.D. Conceptual Issues Concerning Internet Addiction and Internet Gaming Disorder: Further Critique on Ryding and Kaye (2017) // International Journal of Mental Health and Addiction. 2018. Vol. 16 (1). P. 233–239. DOI: 10.1007/s11469-017-9818-z.
13. Liu C.Y., Yu. C.P. Can Facebook use induce wellbeing? // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2013. № 16 (9). P. 674–678. DOI: 10.1089/cyber.2012.0301.
14. Van Laer J. Activists online and offline: The Internet as an information channel for protest demonstrations // Mobilization. 2010. Vol. 15 (3). P. 347–366. DOI: 10.17813/maiq.15.3.8028585100245801.
15. Рыльская Е.А., Погорелов Д.Н. Идентичность личности в виртуальном пространстве социальных сетей и реальная идентичность: сравнительные характеристики // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 1. С. 105–115. DOI: 10.20323/1813-145X-2021-1-118-105-114.
16. Кочетков Н.В. Интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр в трудах отечественных психологов // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11, № 1. С. 27–54. https://elibrary.ru/ item.asp?id=42659884.
17. Рыльская Е.А. Комплексное исследование жизнеспособности человека и семьи: теория, эмпирика, перспективы // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8, № 1. С. 163−167. https://elibrary.ru/ item.asp?id=28926376.
18. Сенченко Н.А. Виртуальная личность в социокультурном интернет-пространстве // Культура и цивилизация. 2016. № 1. С. 128–140. https://elibrary.ru/ item.asp?id=25834305.
19. Курбатов В.И., Волков Ю.Г., Воденко К.В. Молодежная субкультура в сетевых сообществах: приоритеты молодежи в социальных сетях и трансформа-ция социально-информационного поведения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 10. С. 87–97. https://elibrary.ru/item.asp?id=41293564.
20. Лучинкина А.И. Особенности социализации интернет-пользователей // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2016. № 2 (4). С. 137–140. https://elibrary.ru/item.asp?id=26255533.
21. Зекерьяев Р.И. Психологические особенности виртуальной личности пользователя и ее типы // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2019. № 1. С. 31–37. https://elibrary.ru/item.asp?id=37037816.
22. Лисовская А.О. Образ «Молодости» в восприятии пользователей социальной сети Instagram // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2017. № 6 (27). С. 125–134. https://elibrary.ru/ item.asp?id=30304225.
23. Жаде З.А., Ляушева С.А. Новые тенденции в исследовании сетевой идентичности // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. С. 10–14. https://
elibrary.ru/ item.asp?id=25295469.
24. Gertsog G.A., Danilova V.V., Korneev D.N. Professional identity for successful adaptation of students – a participative approach // Rupkatha Journal on Interdisci-plinary Studies in Humanities. 2017. Vol. IX (1). P. 301–311. DOI: 10.21659/rupkatha.v9n1.30.
25. Первушина В.Н., Савушкин Л.М., Хуторной С.Н. Особенности коммуникации в киберпространстве // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2017. № 1 (23). С. 59–71. https://elibrary.ru/item.asp?id=29112121
26. Богомолова Е.И. Личностная идентичность в условиях виртуализации бытия // Южно-российский журнал социальных наук. – 2014. – № 2. – С. 104–120. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21712017
27. Doering N. Sozialpsychologie des In-ternet. Hogrefe Verlag. 2003. 516 p. DOI: 10.1024//0044-3514.31.3.166.

References

1. Wilson R.E., Gosling L.T., Graham L.T. Review of Facebook Research in the Social Sciences. Perspectives on Psychological Science. 2012; 3: 203–220. DOI: 10.1177/1745691612442904.
2. Zsido A.N., Arato N., Lang A. The role of maladaptive cognitive emotion regulation strategies and social anxiety in problematic smartphone and social media use. Personality and Individual Differences. 2021; 173: 110647. DOI: 10.1016/j.paid.2021.110647.
3. Bert F., Gualano M.R. Risks and Threats of Social Media Websites: Twitter and the Proana Movement. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2016; 19 (4): 233–238. DOI: 10.1089/cyber.2015.0553.
4. Hooper V., Kalidas T. Acceptable and unacceptable behaviour on social networking sites: a study of the behavioural norms of youth on Facebook. The Electronic Journal Information Systems Evaluation. 2012; 15, Is. 3. P. 259–268. https://api.semanticscholar.org/CorpusID:216636668
5. Pogorelov D.N. The structure of the virtual identity of users of social networks. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal = Kazan Pedagogical Journal. 2020; 4 (141): 262–267. (in Russ). https://elibrary.ru/item.asp?id=44110727
6. McNicol M.L., Thorsteinsson E.B. Internet addiction, psychological distress, and coping responses among adolescents and adults. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2017;20 (5): 296–304. DOI: 10.1089/ cyber.2016.0669.
7. Mnogosmyslova A.A. Interrelation of vitality and Internet addiction of a person. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2020; 3 (114): 117–124. (in Russ). https://elibrary.ru/item.asp?id=43142010
8. Astafyeva O.N. National and cultural identity in the conditions of globalization: a complex vector of development. Vestnik MGUKI = Bulletin of MGUKI. 2016; 5: 32–41. (in Russ). https://elibrary.ru/item.asp?id=28153091.
9. Bizyukova M.S. Cyber socialization – the process of personality development in the information society. Kulturologicheskii zhurnal = Cultural journal. 2013; 2: 1–5. (in Russ). https:// elibrary.ru/item.asp?id=20523156
10. Flenina T.A. Semantic space of the concept of “network identity”. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A.I. Gertsena. = Bulletin of the Herzen Russian State Pedagogical University. 2014; 171: 310–314. (in Russ). https://elibrary.ru/item.asp?id=22548196
11. Deller R.A., Tilton A. Selfies as charitable meme: Charity and national identity in the #nomakeupselfie and #thumbsupforstephen campaigns. International Journal of Communication. 2015; 9: 1788–1805. https://ijoc.org/index.php/ijoc/article/view/3143/1400
12. Griffiths M.D. Conceptual Issues Concerning Internet Addiction and Internet Gaming Disorder: Further Critique on Ryding and Kaye (2017). International Journal of Mental Health and Addiction. 2018; 16 (1): 233–239. DOI: 10.1007/s11469-017-9818-z.
13. Liu C.Y., Yu C.P. Can Facebook use induce well-being? Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2013; 16 (9): 674–678. DOI: 10.1089/cyber.2012.0301.
14. Van Laer J. Activists online and offline: The Internet as an information channel for protest demonstrations. Mobilization. 2010; 15 (3): 347–366. DOI: 10.17813/maiq.15.3.8028585100245801.
15. Rylskaya E.A., Pogorelov D.N. Identity of personality in the virtual space of social net-works and real identity: comparative characteristics. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik = Yaro-slavl Pedagogical Bulletin. 2021; 1: 105–115. (in Russ). DOI 10.20323/1813-145X-2021-1-118-105-114
16. Kochetkov N.V. Internet addiction and dependence on computer games in the works of domestic psychologists. Sotsialnaya psikhologiya i obshchestvo = Social psychology and society. 2020; 1: 27–54. (in Russ). https://elibrary.ru/item.asp?id=42659884
17. Rylskaya E.A. A comprehensive study of the viability of a person and a family: theory, empiricism, prospects. Sotsialnaya psikhologiya i obshchestvo = Social psychology and society. 2017; 8 (1): 163−167. (in Russ). https://elibrary.ru/item.asp?id=28926376
18. Senchenko N.A. Virtual personality in the socio-cultural Internet space. Kultura i tsivili-zatsiya = Culture and Civilization. 2016; (1): 128–140. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25834305
(in Russ).
19. Kurbatov V.I., Volkov Yu.G., Vodenko K.V. Youth subculture in network communities: youth priorities in social networks and transformation of social and informational behavior. Gumanitarnye, sotsialno-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki = Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2019; 10: 87–97. (in Russ). https://elibrary.ru/item.asp?id=41293564
20. Luchinkina A.I. Features of socialization of Internet users. Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya = Scientific notes of the Crimean Engineering and Pedagogical University. Series: Pedagogy. Psychology. 2016; 2 (4): 137–140. (in Russ). https://elibrary.ru/item.asp?id=26255533
21. Zekeryaev R.I. Psychological features of the users virtual personality and its types. Sovremennaya nauka: aktualnye problemy teorii i praktiki = Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. 2019; 1; 31–37. (in Russ). https://elibrary.ru/item.asp?id=37037816
22. Lisovskaya A.O. The image of “Youth” in the perception of users of the social network Instagram. Vestnik RGGU. Seriya: Literaturovedenie. Yazykoznanie. Kulturologiya = Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series: Literary criticism. Linguistics. Culturology. 2017;6 (27): 125–134. (in Russ). https://elibrary.ru/item.asp?id=30304225
23. Zhade Z.A., Lyausheva S.A. New trends in the study of network identity. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika = Society: sociology, psychology, pedagogy. 2016; 1: 10–14. (in Russ). https://elibrary.ru/item.asp?id=25295469
24. Gertsog G.A., Danilova V.V., Korneev D.N. Professional identity for successful adaptation of students – a participative approach. Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities. 2017; IX (1): 301–311. DOI: 10.21659/rupkatha.v9n1.30.
25. Pervushina V.N., Savushkin L.M., Khutornaya S.N. Features of communication in cyberspace. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya = Bulletin of Voronezh State University. Series: Philosophy. 2017; 1 (23): 59–71. (in Russ). https://elibrary.ru/item.asp?id=29112121
26. Bogomolova E.I. Personal identity in conditions of virtualization of being. Yuzhno-rossiiskii zhurnal sotsialnykh nauk = South-Russian Journal of Social Sciences. 2014; 2: 104–120. (in Russ). https://elibrary.ru/item.asp?id=21712017
27. Doering N. Sozialpsychologie des Internet. Hogrefe Verlag. 2003: 516. DOI: 10.1024//0044-3514.31.3.166
Опубликован
2021-10-01
Как цитировать
Погорелов, Д., & Рыльская, Е. (2021). СТРУКТУРА ВИРТУАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ИНТЕГРАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА. Психология. Психофизиология, 14(3), 57-68. https://doi.org/10.14529/jpps210306
Раздел
Общая психология, психология личности, история психологии