МОТИВЫ ИНТЕРЕСА И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЗАНЯТИЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

  • Б. П. Яковлев Югорский государственный университет (Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, 628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16) http://orcid.org/0000-0002-2903-1455 boris_yakovlev@mail.ru
  • О. Г. Литовченко Сургутский государственный университет (Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, 628403, г. Сургут, пр. Ленина, 1) http://orcid.org/0000-0002-8368-2590 olgalitovchenko@mail.ru
  • И. Ю. Аксарина Югорский государственный университет (Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, 628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16) http://orcid.org/0000-0002-5908-9199 aksarinai@mail.ru
Ключевые слова: учащиеся, познавательный интерес, удовлетворенность, физическое воспитание, спорт, здоровье

Аннотация

Аннотация. Развитие физической культуры обусловлено объективной необходимостью общества в обеспечении оптимальной двигательной активности человека. Физическая культура является составной частью общей культуры общества и направлена на укрепление здоровья, развитие физических, морально-волевых и интеллектуальных способностей человека с целью гармонического формирования личности.  Регулярные занятия физическими упражнениями являются главной и практически единственной возможностью, которая в состоянии предотвратить физическую деградацию подрастающего поколения. Немаловажную роль играет эмоциональная удовлетворенность детей и подростков от выполнения физических упражнений, занятий в спортивных секциях. В условиях Северного региона, где наблюдается вынужденная северная гиподинамия, привлечение учащихся к спортивным занятиям становится чрезвычайно важным аспектом в педагогической деятельности как для учителя по физической культуре, так и тренера. Цель: теоретическое обоснование и экспериментальное исследование динамики интереса и уровня удовлетворенности занятиями физической культурой учащихся подросткового возраста в условиях современного образовательного процесса.
Материалы и методы. В исследовании принимали участие учащиеся 5–10-х классов различных образовательных учреждений г. Сургута и Сургутского района. Общая выборка исследования составила 256 школьников обоего пола. Применялись следующие методы научно-педагогических исследований, с помощью которых решалась поставленная цель: теоретический анализ и обобщение литературных источников и научных данных путем изучения научно-методической литературы по данной проблеме; методы социально-психологического исследования; эмпирические методы; методы математической обработки материалов. Анализировали эффективность применения психолого-педагогических условий для успешного формирования интереса и удовлетворенности у детей подросткового возраста от физкультурно-спортивной деятельности. Результаты: высокий уровень заинтересованности к физической культуре и спорту у школьников наблюдается при использовании межпредметных связей и проведении различных внеклассных мероприятий, которые встраиваются в единую систему учителем физической культуры. Заключение. В работе проведен теоретический анализ представлений по проблеме формирования основных ведущих мотивов интереса и удовлетворенности от занятий физкультурно-спортивной деятельностью у учащихся 5–10-х классов в условиях современной общеобразовательной школы. Экспериментальным путем определена структура, содержание и факторы, влияющие на формирование мотивов интереса и удовлетворённости детей подросткового возраста.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Б. П. Яковлев , Югорский государственный университет (Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, 628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16)

Доктор психологических наук, профессор, Гуманитарный институт североведения

О. Г. Литовченко , Сургутский государственный университет (Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, 628403, г. Сургут, пр. Ленина, 1)

Доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры морфологии и физиологии

И. Ю. Аксарина , Югорский государственный университет (Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, 628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16)

Кандидат педагогических наук, доцент

Литература

1. Быков В.С., Быков Е.В. Методологические подходы и принципы формирования эмоциональной культуры подростков // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23220651
2. Взаимосвязь мотивации и эмоций в физкультурно-спортивной деятельности / Б.П. Яковлев, Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин, Н.Р. Усаева // Теория и практика физической культуры. 2014. № 2. С. 87–89. https:// www.elibrary.ru/ item.asp?id=21166913
3. Insufficient levels of physical activity of adolescents associated with sociodemographic, environmental and school factors / J. da Silva, A. Andrade, R. Capistrano et al. // Ciencia & Saude Coletiva. 2018. Vol. 23 (12). P. 4277–4288. DOI: 10.1590/1413-812320182312.30712016
4. Морфофункциональные и психофизиологические особенности адаптации школьников к учебной деятельности / Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин, М.В. Семенова, А.А. Шибков. – Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2016. 380 с. https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=26847221
5. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. 486 с. https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=21172675
6. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 3. С. 2–7. https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=40374457
7. Кудрявцева О.В., Беляев В.С., Соловых М.В. Семантика эмоционально-чувственного состояния психики школьников в результате педагогических воздействий на занятиях физической культурой // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2014. № 6. С. 50–53. https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=22564311
8. Беляева Л.А. Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 10 (112). С. 162–165. https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=17073558
9. Joy in Movement: Traditional Sporting Games and Emotional Experience in Elementary Physical Education / V. Alcaraz-Munoz, M.I.C. Izquierdo, G.M.G. Garcia et al. // Frontiers in psychology. 2020. Vol. 11. Art. №: 588640 DOI: 10.3389/fpsyg.2020.588640
10. Motivational level for sports practice in schoolchildren: influence factors / V.M. de Oliveira, M.R. Brasil, V.V. Mattes, S.R. da Silva // Educacion fisica y ciencia. 2020. Vol. 22 (3). Art. № e133. DOI: 10.24215/23142561e133
11. Measuring physical self-concept of schoolchildren aged 10 to 16 on physical education lessons / R. Navarro-Paton, J.M. Pazos-Couto, Rodriguez- J.E. Fernandez, V. Arufe-Giraldez // Journal of human sport and exercise. 2020. Vol. 15 (1). P. 1–13. DOI: 10.14198/jhse.2020.151.01
12. Multidimensional Self-Concept Depending on Levels of Resilience and the Motivational Climate Directed towards Sport in Schoolchildren / I.A. Ramirez-Granizo, M. Sanchez-Zafra, F. Zurita-Ortega et al. // International journal of environmental research and public health. 2020. Vol. 17 (2). Art. № 534. DOI: 10.3390/ijerph17020534
13. Evaluation of Extracurricular Sports Activities as an Educational Element for Sustainable Development in Educational Institutions / R. Perez-Ordas, M.A. Cebamanos, R. Nuviala, A. Nuviala // Sustainability. 2019. Vol. 11 (12). Art. № 3474. DOI: 10.3390/su11123474
14. Дуркин П.К., Лебедева М.П. Формирование у школьников интереса к физической культуре // Физическая культура в школе. 2016. №1. С. 36–41. https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=25402658

References

-
Опубликован
2021-07-11
Как цитировать
Яковлев, Б., Литовченко, О., & Аксарина, И. (2021). МОТИВЫ ИНТЕРЕСА И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЗАНЯТИЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. Психология. Психофизиология, 14(2), 46-54. https://doi.org/10.14529/jpps210205
Раздел
Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред