ОБЗОР НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ПРОБЛЕМЕ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ВИДА АУТОАГРЕССИИ
Аннотация
Обоснование. Рискованное поведение рассматривают в конструктивном и деструктивном аспектах. Конструктивный – способ адаптации к динамике современной жизни; деструктивный – стремление к опасности, авантюризму, приводящее к угрозе здоровью и психике. Проблема рискованного поведения как проявления аутоагрессии особо актуальна в период подросткового возраста с 10 до 16 лет. Около 70 % смертельных исходов подростков опосредовано их склонностью к риску. Целью работы является изучение представлений о рискованном поведении, его видах и профилактике. Результаты. Рискованное поведение является формой отклоняющегося поведения, если оно не соответствует нормам, принятым в конкретном обществе в определенный промежуток времени, и включает в себя объективную опасность для индивида. В связи с чем такое поведение рассматривается как одно из проявлений аутоагрессии. Рискованное поведение подростков обусловлено рядом биологических, психологических, социальных, духовных факторов. С позиции экзистенциального подхода рискованное поведение – это выбор, осуществляемый без соотнесения с ценностью собственной жизни. Восприятие подростком риска связано с преодолением страха смерти, попыткой взять ситуацию под контроль. К видам аутоагрессивного рискованного поведения относятся: игнорирование правил дорожного движения, правонарушения, случайные сексуальные связи и незащищенные половые контакты, употребление психоактивных веществ. Заключение. Рискованное поведение подростков является нормативным феноменом возраста, который при воздействии ряда неблагоприятных факторов модифицируется в аутоагрессивные формы. Аутоагрессивное рискованное поведение представляет собой способ регуляции страха смерти и экзистенциальной тревоги. Такой деструктивный способ поведения позволяет пережить подростку суррогатное чувство самоактуализации: «я смог», «я справился», «я успешен», что в последующем формирует особый способ реагирования в трудных жизненных ситуациях – обращение к теме смерти как способа выхода из кризиса. Неотъемлемой частью психопрофилактики аутоагрессивных рискованных форм поведения подростков должен быть экзистенциальный персонифицированный подход
Скачивания
Литература
2. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3–6 лет) / Л.М. Шипицына, А.П. Воронова, О.В. Защиринская, Т.А. Нилова. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 380 с.
3. Аутоагрессивное несуицидальное поведение как способ совладания с негативными эмоциями / А.А. Абрамова, С.Н. Ениколопов, А.Г. Ефремов, С.О. Кузнецова // Клиническая и специальная психология. – 2018. – Т. 7, № 2. – С. 21–40. DOI: 10.17759/psyclin.2018070202.
4. Опыт охраны репродуктивного здоровья детей и подростков / И.В. Бабенко-Сорокопуд, E.B. Яковлева, А.А. Железная и др. // Репродуктивное здоровье детей и подростков. – 2016. – № 2 (67). – С. 37–39.
5. Витько, Е.В. Медико-социально-психологические аспекты профилактики ВИЧ/СПИД среди учащейся молодежи в Хабаровске / Е.В. Витько, О.С. Крючкова // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2018. – Т. 15, № 4. – С. 60–68.
6. Ворошилин, С.И. Адиктивное рисковое поведение как проявление снижения инстинкта самосохранения / С.И. Ворошилин // Суицидология. – 2013. – № 1 (10). – С. 61–68.
7. Григорьева, А.А. Взаимосвязь самоповреждающего поведения и употребления психоактивных веществ / А.А. Григорьева, В.Г. Булыгина, Ю.С. Афонина // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2018. – Т. 4, № 101. – С. 98–105.
8. Диденко, К.В. Предупреждение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на объектах железнодорожного транспорта / К.В. Диденко, О.Н. Каратаева // Проблемы правоохранительной деятельности. – 2014. – № 2. – С. 89.
9. Дик, П.В. Психологические концепции риска и рискованного поведения / П.В. Дик // Философия и социальные науки. – 2008. – № 3. – С. 63–68. – http://elib.bsu.by/handle/ 123456789/9109 (дата обращения: 30.02.2020).
10. Жукова, Н.Ю. Взаимосвязь отношения к смерти и склонности к саморазрушающему поведению у подростков / Н.Ю. Жукова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2017. – Т. 17, № 4. – С. 27–33.
11. Исаев, Д.Н. Половое воспитание детей / Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. – Л.: Медицина, 1988. – 162 c.
12. Котик, М.А. Психология и безопасность / М.А. Котик. – Таллин: Валгус, 1989. – 447 с.
13. Ларюшева, Т.М. Эпидемиология беременности у подростков / Т.М. Ларюшева, А.Н. Баранов, Т.Б. Лебедева // Экология человека. – 2014. – № 12. – С. 26–37.
14. Любаева, Е.В. О профилактике распространения ВИЧ-инфекции среди подростков в условиях эпидемии / Е.В. Любаева, Н.А. Должанская // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2016. – Т. 11, № 1. – С. 100–102.
15. Педагогические технологии / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушин, Г.В. Сучков. – М.: ИКЦ «МарТ», 2008. – 258 с.
16. Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование) / Л.А. Головей, М.В. Данилова, Л.В. Рыкман и др. – СПб.: Нестор-История, 2015. – 267 c.
17. Рискованное поведение как характеристика процесса социализации подростков / И.М. Хадикова, О.У. Гогицаева, И.А. Гобаева, М.З. Бекоева // Успехи современной науки и образования. – 2016. – Т. 7, № 11. – С. 59–61.
18. Розанов, В.А. Ощущение бессмысленности существования у подростков – связь с суицидальными проявлениями и психическим здоровьем / В.А. Розанов, А.С. Рахимкулова, А.И. Уханова // Суицидология. – 2014. – Т. 5, № 3 (16). – С. 33–41.
19. Руденко, А.Н. Актуальные вопросы предупреждения детской токсикомании / А.Н. Руденко, Н.Ю. Завьялова // Общество и право. – 2015. – № 1 (51). – С. 170–173.
20. Рябинкина, Т.С. Репродуктивные планы: сохранить и приумножить потенциал. Итоги встречи российских врачей с руководством Европейского общества гинекологов и Европейского общества по контрацепции и репродуктивному здоровью / Т.С. Рябинкина, Х.Ю. Симоновская, С.А. Маклецова. – М.: Редакция журнала Status Praesens. – 2013. – 24 с.
21. Строев, Ю.И. Эндокринология подростков / Ю.И. Строев, Л.П. Чурилов; под ред. А.Ш. Зайчика. – СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2004. – 384 с.
22. Тархнишвили, Г.С. Смерть при ингаляции бутана: практические рекомендации / Г.С. Тархнишвили, М.А. Кислов, В.А. Клевно // Вестник медицинского института «РЕАВИЗ»: реабилитация, врач и здоровье. – 2018. – № 2 (32). – С. 41–45.
23. Федунина, Н.Ю. Принципы психологической профилактики травматизма на транспорте (на примере феномена зацепинга) / Н.Ю. Федунина // Психолого-педагогические исследования. – 2016. – Т. 8, № 1. – С. 96–104.
24. Шаболтас, А.В. Риск и рискованное поведение как предмет психологических исследований / А.В. Шаболтас // Вестник СПбГУ. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. – 2014. – № 3. – С. 5–16.
25. Шпрангер, Э. Психология юношеского возраста / Э. Шпрангер // Педология юности. – М.-Л.: Литература, 1931. – 453 с.
26. Эпидемиология заболеваемости инфекциями, передающимися половым путём, среди лиц молодого возраста / А.Э. Заргарова, Е.В. Владимирова, В.В. Владимиров, О.С. Сачкова // Социальные аспекты здоровья населения. – 2018. – Т. 63, № 5. – С. 1–13.
27. Cattell, R.B. Personality and motivation structure and measurement / R.B. Cattell. – N.Y.: World Book, 1957. – P. 255.
28. Cattell, R.B. Sixteen Personality Factor Questionnaire (5th ed.) / R.B. Cattell, A.K. Cattell, H.E. Cattell. – Champaign, IL: Institute for Personality and Ability Testing, 1993. – P. 162.
29. Coombs, C.H. Portfolio Theory and the Measurement of Risk / C.H. Coombs // Human Judgment and Decision Processes / eds. M.F. Kaolan, S. Schwartz. – N.Y.: Academic Press, 1975. – P. 63–85.
30. De Luca, C.R. Developmental trajectories of executive functions across the lifespan / C.R. De Luca, R.J. Leventer // Executive functions and the frontal lobes. – N.Y.: Psychology Press, 2010. – P. 57–90. DOI: 10.4324/9780203837863
31. Goldston, D.B. Conceptual issues in understanding the relationship between suicidal behavior and substance use during adolescence / D.B Goldston // Drug and Alcohol Dependence. – 2004. – Vol. 76. – P. 79–91.
32. Hessler, D.M. Brief report: Associations between emotional competence and adolescent risky behavior / D.M. Hessler, L.F. Katz // Journal of adolescence. – 2010. – Vol. 33, № 1. – С. 241–246.
33. Kogan, N. Group risk taking as a function of members anxiety and defensive-ness / N. Kogan, M. A. Wallach // Journal of Personality. – 1967. – Vol. 35. – P. 50–63.
34. Substance use in adulthood following adolescent selfharm: a population‐based cohort study / P. Moran, C. Coffey, H. Romani-uk, L. Degenhardt, R. Borschmann, G.C. Pat-ton // Acta Psychiatrica Scandinavica. – 2015. – Vol. 131 (1). – P. 61–68.
35. Schaefer, R. What are we talking about when we talk about “risk”? / R. Schaefer. – Laxenburg, Austria: International Institute for Applied Systems Analysis, 1978. – P. 62.
36. Steinberg, L. A social neuroscience perspective on adolescent risk-taking / L. Steinberg // Developmental Review. – 2008. – Vol. 28. – P. 78–106
References
-Copyright (c) 2021 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.