НЕЙРОНАУКА: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ИЛИ ЭКСПАНСИЯ?

  • Д. З. Шибкова Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0002-8583-6821 shibkova2006@mail.ru
  • П. А. Байгужин Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0002-5092-0943 baiguzhinpa@cusu.ru
Ключевые слова: нейронаука, междисциплинарность, экспансия, системный уровень, психофизиология, интеграция, модель, дискуссия

Аннотация

Цель: на основе обзора публикаций российских исследователей проанализировать дифференциацию и интеграцию научных дисциплин в области естественно-научных и гуманитарных направлений исследований нейронаук, предложить структурно-функциональную «модель нейронауки» трансдисциплинарной системы знаний об особенностях мозга, обеспечивающих деятельность человека в разных профессиональных сферах. Методы. Использован теоретический анализ научных публикаций по заявленной теме за последние десять лет с применением методов сопоставления, обобщения и моделирования. Результаты. Представлены различные точки зрения исследователей на предметное поле и взаимоотношения отдельных дисциплин в рамках единой нейронауки. Междисциплинарность нейронауки рассматривается рядом авторов (философов) как форма дисциплинарной колонизации, эпистемической экспансии или интервенции, другой группой – как системный уровень науки, которая объединяет многопрофильную исследовательскую деятельность, связанную с изучением мозга. Третью позицию демонстрируют авторы, которые рассматривают нейронауку как расширение проблемного поля нейробиологии или как ее синоним. Особое внимание ряд авторов акцентируют на популярности нейронауки среди политиков, военных, фармакологических компаний и других профессиональных сфер деятельности с их дисциплинарной совокупностью: нейрофилософии, нейропсихологии, нейроинформатики, нейрогенетики, нейробиологии, нейросоциологии, нейропедагогики и др. Показано отсутствие однозначной точки зрения относительно позиции психофизиологии как части нейронауки, которая также имеет междисциплинарные связи со многими науками, изучающими индивидуально-психологические особенности и поведение человека. Заключение. По итогам анализа дискуссии в исследуемой теме авторами статьи подчеркивается необходимость логического построения структурно-функциональных связей отдельных дисциплин в рамках единой нейронауки и определения ее предметного поля на основе системно-эволюционного подхода.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Д. З. Шибкова , Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра спортивной науки; Институт спорта, туризма и сервиса

П. А. Байгужин , Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра спортивной науки; Институт спорта, туризма и сервиса

Литература

1. Абабкова, М.Ю. Нейрообразование в контексте нейронауки: возможности и технологии / М.Ю. Абабкова, В.Л. Леонтьева // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2018. – Т. 13, № 1. – С. 451–459.
2. Аракелов, Г.Г. Будущее российской психологии – в развитии нейронаук / Г.Г. Аракелов // Национальный психологический журнал. – 2012. – № 2 (8). – С. 64–70.
3. Бажанов, В.А. Современная нейронаука и образование: новые аргументы в пользу старых приемов / В.А. Бажанов, Ю.С. Шкурко // Педагогика. – 2018. – № 8. – С. 29–37.
4. Байгужин, П.А Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды / П.А. Байгужин, Д.З. Шибкова, Р.И. Айзман // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 5. – С. 48–70. DOI: 10.15293/2658-6762.1905.04
5. Байгужин, П.А. Статистические характеристики показателей функционального состояния организма студентов в зависимости от уровня регламентированности учебно-профессиональной деятельности / П.А. Байгужин, В.М. Кирсанов, Д.З. Шибкова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 7, № 3. – С. 223–240. DOI: 10.15293/2226-3365.1703.14
6. Беребин, М.А. Нейробиологические, нейрокомпьютерные и нейровизуализационные аспекты исследования стресса и постстрессовых расстройств (литературный обзор) / М.А. Беребин, А.А. Пашков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2017. – Т. 10, № 1. – С. 106–120. DOI: 10.14529/psy170111
7. Вахштайн, В.C. Эпистемические интервенции. 7 фактов о «военных действиях» между дисциплинами / В.C. Вахштайн // Постнаука. – 2014. – https://postnauka.ru/faq/27198 (дата обращения 19.12.2019).
8. Давыдов, А.А. История и современное состояние интегративного подхода в нейронауках / А.А. Давыдов, А.Г. Варламова // Научная дискуссия: инновации в современном мире. – 2016. – № 7 (50). – С. 221–224.
9. Давыдов, В.В. Актуальные аспекты психофизической проблемы в условиях взаимодействия аналитической философии сознания и когнитивной нейробиологии / В.В. Давыдов // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. – 2006. – № 2 (8). – С. 102–119.
10. Конарева, И.Н. Психофизиологическая парадигма изучения целостной личности: интегративный подход / И.Н. Конарева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Биология. Химия. – 2017. – Т. 3 (69), № 3. – С. 44–56.
11. Литвинова, Н.А. Роль психофизиологических показателей в успешности адаптации старшеклассников к профильному обучению / Н.А. Литвинова, Э.М. Казин, В.И. Иванов // Вестник Томского государственного университета. – 2006. – № S21. – С. 56–57.
12. Ломова, О.С., Ломова Я.Ю. Использование технологий визуализации мозговых структур в нейронауке // Системная интеграция в здравоохранении. Электронный научный журнал. – 2017. – № 5 (35). – С. 26–30.
13. Нейродиетология: концепция и основные понятия (часть 1) / В.М. Студеникин, Э.М. Курбайтаева, С.В. Балканская, Т.Э. Боровик // Справочник педиатра. – 2007. – № 3. – С. 41–58.
14. Нейронаука, психология и образование: проблемы и перспективы междисциплинарных исследований / С.Н. Костромина, Н.В. Бордовская, Н.Н. Искра и др. // Психологический журнал. – 2015. – Т. 36, № 4. – С. 61–70.
15. Нейронауки: достижения и перспективы / Е.Н. Апанель, В.А. Головко, В.В. Евстигнеев и др. // Здравоохранение. – 2012. – № 11. – С. 60–65.
16. Орлов, Д.В. Интеграционный процесс и отдельные аспекты влияния нейронауки на развитие и формирование современного уголовного права / Д.В. Орлов // Право и политика. – 2017. – № 2. – С. 60–66. – https://nbpublish.com/library_read_article.php?i d=10934 (дата обращения 12.01.2020). DOI: 10.7256/2454-0706.2017.2.10934.
17. Родионов, А.Р. О перспективах развития исследований мозга человека на европейском научном пространстве. Горизонт 2020 / А.Р. Родионов // Вестник психофизиологии. – 2013. – № 3. – С. 8–12.
18. Станек, Ю. Право и нейронаука – точки пересечения / Ю. Станек // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2017. – № 4 (333). – С. 20–37.
19. Судаков, К.В. В.М. Бехтерев: современные нейронауки и системная организация функций головного мозга / К.В. Судаков // Неврологический вестник. – 2007. – Т. 39, № 1. – С. 5–11.
20. Филатова, А.А. «Мозговой штурм»: нейронаука за пределами нейронауки / А.А. Филатова // Философия науки. – 2017. – № 3 (74). – С. 106–121. DOI: 10.15372/PS20170308
21. Черноризов А.М. Психофизиологическая школа Е.Н. Соколова / А.М. Черноризов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2010. – № 4. – С. 4–21.
22. Черноризов, А.М. «Проблемное поле» современной психофизиологии: от нанонейроники до сознания / А.М. Черноризов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2007. – № 3. – С. 15–43.
23. Шибкова, Д.З. Психофизиологические особенности учащихся 14–17 лет / Д.З. Шибкова, О.А. Макунина, И.А. Якубовская // Вестник ЧГПУ. – 2008. – № 9. – С. 258–267.
24. Шкурко, Ю.С. Нейротехнологии и пролиферация идей нейронауки / Ю.С. Шкурко // Социальная психология и общество. – 2017. – Т. 8, № 4. – С. 32–42. DOI:10.17759/sps.2017080403 (а)
25. Шкурко, Ю.С. Инкорпорирование идей нейронауки в социологию: как преодолеть разрыв между «биологическим» и «социальным»? / Ю.С. Шкурко // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2017. – Т. 20(2). – С. 22–39 (б).
26. Шульгина, Г.И. Хаос и порядок в работе нервной системы / Г.И. Шульгина // Биомедицинская радиоэлектроника. – 2019. – № 1. – С. 31–38. DOI: 10.18127/j15604136-201901-04
27. Эрлих, В.В. Цифровизация технологий оперативной диагностики функциональных резервов и оценки подготовленности спортсменов / В.В. Эрлих, Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин // Человек. Спорт. Медицина. – 2020. – Т. 20, № 1. – С. 52–66. DOI: 10.14529/hsm200107

References

1. Ababkova M.Yu., Leontieva V.L. [Neuroeducation within the frame of neuroscience: opportunities and technologies]. Zdorove – osnova chelovecheskogo potentsiala: problemy i puti ikh resheniya [Health is the basis of human potential: problems and ways of their solution], 2018, vol. 13, no. 1, pp. 451–459. (in Russ.).
2. Arakelov G.G. [The future of russian psychology in the integration and development of neuroscience]. Natsionalny psikhologichesky zhurnal [National Psychological Journal], 2012, no. 2 (8), pp. 64–70. (in Russ.).
3. Bazhanov V.A., Shkurko Yu.S. [Modern neuroscience and education: new arguments in favor of old techniques]. Pedagogika [Pedagogy], 2018, no. 8, pp. 29–37. (in Russ.).
4. Baiguzhin P.A., Shibkova D.Z., Aizman R.I. [Factors affecting psychophysiological processes of information perception within the context of education informatization]. Science for Education Today [Science for Education Today], 2019, vol. 9, no. 5, pp. 48–70. (in Russ.). DOI: 10.15293/2658-6762.1905.04
5. Baiguzhin P.A., Kirsanov V.M., Shibkova D.Z. [Characteristics of the functional state of the nervous system of students depending on the level of educational and professional activities regulations]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin], 2017. vol. 7, no. 3, pp. 223–240. (in Russ.). DOI: 10.15293/2226-3365.1703.14
6. Berebin M.A., Pashkov A.A. Neurobiological, Neurocomputational and Neuroimaging Aspects of Stress and Posttraumatic Stress Disorders Studies (Review). Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology [Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology], 2017, vol. 10, no. 1, pp. 106–120. (in Russ.). DOI: 10.14529/psy170111
7. Vakhshtein V.S. [Epistemic interventions. 7 facts about “military actions” between disciplines]. Post-nauka [Post-science], 2014. Access mode: URL: https://postnauka.ru/faq/27198 (accessed 19.12.2019). (in Russ.).
8. Davydov A.A. [History and current state of integrative approach in neuroscience]. Nauchnaya diskussiya: innovatsii v sovremennom mire [Scientific discussion: innovations in the modern world], 2016, no. 7 (50), pp. 221–224. (in Russ.).
9. Davydov V.V. [Actual aspects of the mind-body problem in the situation of interaction of analytic philosophy and cognitive neurobiology]. Vestnik KRAUNTs. Gumanitarnye nauki [Bulletin KRAUNZ. Humanitarian sciences], 2006, no. 2 (8), pp. 102–119. (in Russ.).
10. Konareva I.N. [Psychophysiological paradigm learning integrity of the individual: integrative approach]. Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Biologiya. Khimiya [Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Biology. Chemistry], 2017, vol. 3 (69), no. 3, pp. 44–56. (in Russ.).
11. Litvinova N.A., Kazin E.M., Ivanov V.I. [The role of psychophysiological indicators in the success of adaptation of high school students to specialized training]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk state University], 2006, no. S21, pp. 56–57. (in Russ.).
12. Lomova O.S., Lomova Ya.Yu. [Use of advanced technologies of visualization of brain structures in neurosurgical practice]. Sistemnaya integratsiya v zdravookhranenii. Elektronnyi nauchnyi zhurnal [System Integration in Health Care: Electronic Scientific Journal], 2017, no. 5 (35), pp. 26–30. Режим доступа: URL: https://sys-int.ru/sites/default/files/sys-int-35-26-30.pdf (accessed 12.01.2020) (in Russ.).
13. Studenikin V.M., Kurbaytayeva E.M., Balkanskaya S.V., Borovik T.E. [Neurodietology: concept and basic concepts (part 1)]. Spravochnik pediatra [Handbook of Pediatrics], 2007, no. 3, pp. 41–58. (in Russ.).
14. Kostromina S.N., Bordovskaya N.V., Iskra N.N. et al. [Neuroscience, psychology and education: problems and prospects for interdisciplinary studies]. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological journal], 2015, vol. 36, no. 4, pp. 61–70. (in Russ.).
15. Apanel E.N., Golovko V.A., Evstigneev V.V. et al. [Neuroscience: achievements and prospects] Zdravookhranenie [health Care], 2012, no 11, pp. 60–65. (in Russ.).
16. Orlov D.V. [Integration process and separate aspects of the impact of neuroscience upon the development and formation of the modern criminal law]. Pravo i politika [Law and Politics], 2017, no 2, pp. 60–66. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=10934 (Accessed 12.01.2020) (in Russ.). DOI: 10.7256/2454-0706.2017.2.10934.
17. Rodionov A.R. [On the prospects for the development of human brain research in the European scientific space. Horizon 2020]. Vestnik psikhofiziologii [Bulletin of psychophysiology], 2013, no. 3, pp. 8–12. (in Russ.).
18. Stanek Yu. [The intersection of law and neuroscience]. Pravovedenie [Proceedings of Higher Educational Institutions. Pravovedenie], 2017, no. 4 (333), pp. 20–37. (in Russ.).
19. Sudakov K.V. [V.M. Bekhterev: modern neurosciences and systemic organization of cerebral functions]. Nevrologicheskii vestnik [Neurology Bulletin], 2007, vol. 39, no. 1, pp. 5–11. (in Russ.).
20. Filatova A.A. [“Brainstorm”: the neuroscience outside of neuroscience]. Filosofiya nauki [Philosophy of science], 2017, no. 3 (74), pp. 106–121. DOI: 10.15372/PS20170308. (in Russ.).
21. Chernorizov A.M. [Psychophysiological scientific school by E.N. Sokolov]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya [Moscow University Psychology Bulletin], 2010, no. 4, pp. 4–21. (in Russ.).
22. Chernorizov A.M. [“The problem field” of modern psychophysiology: from nanoneuronics to consciousness]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya [Moscow University Psychology Bulletin], 2007, no. 3, pp. 15–43. (in Russ.).
23. Shibkova D.Z., Makunina O.A., Yakubovskaya I.A. [Psychophysiological features of students of 14-17 years]. Vestnik ChGPU [Bulletin of CSPU], 2008, no. 9, pp. 258–267. (in Russ.).
24. Shkurko Yu. [Neurotechnologies and Proliferation of the Ideas of Neuroscience]. Sotsialnaya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 2017 а, vol. 8, no. 4, pp. 32–42. (in Russ.). DOI: 10.17759/sps.2017080403.
25. Shkurko Yu. [Incorporation of the ideas of neuroscience into sociology: how to overcome the gap between “biological” and “social”?]. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoi antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology], 2017 b, vol. 20(2), pp. 22–39 . (in Russ.).
26. Shulgina G.I. [Chaos and order in work of the nervous system]. Biomeditsinskaya radioelektronika [Journal Biomedical Radioelectronics], 2019, no. 1, pp. 31–38. (in Russ.). DOI: 10.18127/j15604136-201901-04
27. Erlikh V.V., Shibkova D.Z., Baiguzhin P.A. [Digitalization of Operational Diagnostics of Functional Reserves and Assessment of Athletic Fitness]. Chelovek. Sport. Meditsina [Human. Sport. Medicine], 2020, vol. 20, no. 1, pp. 52–66. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm200107
Опубликован
2020-10-21
Как цитировать
Шибкова, Д., & Байгужин, П. (2020). НЕЙРОНАУКА: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ИЛИ ЭКСПАНСИЯ?. Психология. Психофизиология, 13(3), 111-121. https://doi.org/10.14529/jpps200312
Раздел
Психофизиология