ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЕМ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Аннотация
Обоснование. Одним из способов снижения уровня аварийности на дорогах является улучшение надежности водителя посредством тренировки его психофизиологической подготовленности. Важнейшим параметром психофизиологии человека, влияющим на точность прогнозирования водителем изменения дорожной обстановки, является чувство времени. Цель – определить особенности восприятия времени водителями в зависимости от пола, возраста, общего уровня психофизиологического состояния и профессиональной подготовки. Материалы и методы. Использовались результаты обследования 1000 обучающихся автошкол и 500 водителей-профессионалов. Состав испытуемых был сформирован из четырех равных возрастных групп обоего пола. Обеспечение репрезентативности случайной выборки осуществлялось в соответствии с технологией профессора Д.Б. Мангейма отдельно для лиц мужского и женского пола, а также людей юношеского, молодого и зрелого возраста. Первичные показатели определялись с помощью аппаратно-программного комплекса для тестирования психофизиологических качеств водителя УПДК-МК «Автомобильный» (ЗАО «Нейроком»). Полученные данные представлены в виде распределения обследуемых по уровню восприятия времени в зависимости от пола, возраста, стажа вождения и уровня психофизиологической подготовленности. Результаты. Выявлен низкий уровень точности восприятия времени у большинства протестированных участников, независимо от их возраста, пола и стажа вождения. Доля лиц с удовлетворительным и неудовлетворительным уровнем точности составила в среднем 61 % у обучающихся автошкол и 56 % – у профессиональных водителей практически независимо от возраста. Психофизиологическая подготовленность имела существенное значение: у лиц с высоким ее уровнем в 2,5 раза выше показатель «очень хорошей» точности восприятия времени. Заключение. Для улучшения восприятия течения времени человеком и, как следствие, повышения безопасности дорожного движения необходима целенаправленная тренировка общего уровня психофизиологической подготовленности человека в целом и его чувства времени в частности.
Скачивания
Литература
2. Алексеев, Л.А. Физиология водителя и ее влияние на безопасность дорожного движения / Л.А. Алексеев, Ю.А. Кузнецов // Автотранспортное предприятие. – 2014 б. – № 1. – С. 16–18.
3. Белинская, Е.П. Графический тест Коттла: специфика показателей временной перспективы / Е.П. Белинская, И.С. Давыдова // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 5. – С. 28–36.
4. Булынко, О.В. Восприятие дорожной ситуации как фактор безопасности движения / О.В. Булынко // Вестник университета гражданской защиты МЧС Беларуси. – 2019. – Т. 3, № 1. – С. 67–73.
5. Денисов, Э.И. Оценка информационной визуальной нагрузки на водителя автомобиля / Э.И. Денисов, И.В. Степанян, М.С. Мельник // Медицина труда и промышленная экология. – 2020. – Т. 60, № 2. – С. 136–140. DOI: 10.31089/1026-9428-2020-60-2-136-140
6. Зубова, Л.В. Особенности восприятия времени: многогранность проблемы / Л.В. Зубова, А.В. Рыжухин // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 10. – С. 64–66.
7. Количественно-временной анализ «грубых нарушений», сделанных мужчинами и женщинами при обучении на автотренажере / В.В. Лянденбурский, И.Е. Ильина, С.А. Пылайкин, П.М. Экимов // Интернет-журнал Науковедение. – 2015. – Т. 7, № 5 (30). – С. 138. DOI: 10.15862/17TVN515
8. Котовская, С.В. Взаимосвязь показателей функционального состояния субъектов экстремальной деятельности с компонентами жизнеспособности / С.В. Котовская, И.Г. Мосягин // Психология. Психофизиология. – 2019. – Т. 12, № 3. – С. 64–71. DOI: 10.14529/jpps190306
9. Различение микроинтервалов времени эмоционально возбудимыми личностями / Э.А. Костандов, Н.Н. Захарова, Т.Н. Важнова и др. // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. – 1988. – Т. 38, № 4. – С. 614.
10. Сурнина, O.E. Особенности восприятия времени людьми пожилого возраста / O.E. Сурнина, Н.В. Антонова // Психологический вестник Уральского государственного университета. – 2003. – № 4. – С. 195–203
11. Тушнова, Т.В. О памяти на время у детей различного школьного возраста / Т.В. Тушнова // Физиологические механизмы восприятия и оценки времени: Ученые записки Башкирского государственного университета. – 1968. – Вып. 24, № 3. – С. 128–133.
12. Bowen, L. Factors underpinning unsafe driving: A systematic literature review of car drivers / L. Bowen, S.L. Budden, A.P. Smith // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. – 2020. – Vol. 72. – P. 184–210. DOI: 10.1016/j.trf.2020.04.008.
13. Edwards, A.M. Time perception, pacing and exercise intensity: maximal exercise distorts the perception of time / A.M. Edwards, A. McCormick // Physiology & Behavior. – 2017. – Vol. 180. – P. 98–102. DOI: 10.1016/j.physbeh.2017.08.009
14. Kadlub, E.A. Time: language and substance / E.A. Kadlub // Percept, and Motor Skills. – 1996. – Vol. 83, № 3(pt. 1). – Ρ. 903–913.
15. Lin, C.-C. Effects of illumination, viewing distance, and lighting color on perception time / C.-C. Lin // Percept Mot Skills. – 2003. – Vol. 96 (3 Pt.1). – P. 817–826. DOI: 10.2466/pms.2003.96.3.817
16. Recanzone, G.H. Interactions of auditory and visual stimuli in space and time / G.H. Recanzone // Hear Res. – 2009. – Vol. 258 (1-2). – P. 89–99. DOI: 10.1016/j.heares.2009.04.009
17. Sarbaz, Y. How perception of time differs under different situations: Different behaviors of the central nervous system as a complex dynamic system / Y. Sarbaz, H. Pourakbari // Psychiatry and clinical neurosciences. – 2020. – Vol. 74, Is. 1. – P. 86–87. DOI: 10.1111/pcn.12953
18. Wu, K.-F. Exploring the effects of critical driving situations on driver perception time (PT) using SHRP2 naturalistic driving study data / K.-F. Wu, Y.-J. Lin // Accident Analysis & Prevention. – 2019. – Vol. 128. – P. 94–102. DOI: 10.1016/j.aap.2019.04.003
References
1. Alekseev L.A., Kuznetsov Yu.A. [Physiological readiness of a candidate for driving and its dependence on the gender type of person]. Avtotransportnoe predpriyatie [Motor transport enterprise], 2014a, no. 6, pp. 17–19. (in Russ.).2. Alekseyev L.A., Kuznetsov Yu.A. [Driver physiology and its impact on road safety]. Avtotransportnoye predpriyatiye [Motor transport enterprise], 2014b, no. 1, pp. 16–18. (in Russ.).
3. Belinskaya E.P., Davy`dova I.S. [Сottles grahyic test: specifics of time perspective indices]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2007, no. 5, pp. 28–36. (in Russ.).
4. Bulynko O.V. [Perception of the traffic situation as the factor of safety]. Vestnik universiteta grazhdanskoi zashchity MChS Belarusi [Journal of Civil Protection], 2019, vol. 3, no. 1, pp. 67–73. (in Russ.).
5. Denisov E.I., Stepanyan I.V., Melnik M.S. [Evaluation of information visual load on the car driver]. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya [Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology], 2020, vol. 60, no. 2, pp. 136–140. DOI: 10.31089/1026-9428-2020-60-2-136-140 (in Russ.).
6. Zubova L.V., Ryzhukhin A.V. [Features of time perception: the complexity of the problem]. Fundamentalnye issledovaniya [Fundamental study], 2008, no. 10, pp. 64–66. (in Russ.).
7. Lyandenburskii V.V., Ilina I.E., Pylaikin S.A., Ekimov P.M. [Quantitatively-time analysis of “gross violations” men and women on a road simulator]. Internet-zhurnal “Naukovedenie” [The online journal “Naukovedenie”], 2015, vol. 7, no. 5 (30), pp. 138. DOI: 10.15862/17TVN515 (in Russ.).
8. Kotovskaya S.V., Mosyagin I.G. [Correlation Between the Functional Status and Viability in the Subjects Involved in Extreme Activities]. Psikhologiya. Psikhofiziologiya [Psychology. Psychophysiology], 2019, vol. 12, no. 3, pp. 64–71. DOI: 10.14529/jpps190306 (in Russ.).
9. Kostandov E.A., Zakharova N.N., Vazhnova T.N. i dr. [Distinguishing microintervals of time by emotionally excitable individuals]. Zhurnal vysshei nervnoi deyatelnosti im. I.P. Pavlova [I.P. Pavlov Journal of Higher Nervous Activity]. 1988, vol. 38, no. 4, p. 614. (in Russ.).
10. Surnina O.E., Antonova N.V. [Features of time perception by elderly people]. Psikhologicheskii vestnik Uralkogo gosudarstvennogo universiteta [Psychological Bulletin of the Ural State University], 2003, no. 4, pp. 195–203. (in Russ.).
11. Tushnova T.V. [About memory for time in children of different school age. Physiological mechanisms of perception and evaluation of time]. Uchenye zapiski Bashkirskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes of the Bashkir state University], 1968, is. 24, no. 3, pp. 128–133. (in Russ.).
12. Bowen L., Budden S.L., Smith A.P. Factors underpinning unsafe driving: A systematic literature review of car drivers. Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, 2020, vol. 72, pp. 184–210. DOI: 10.1016/j.trf.2020.04.008.
13. Edwards A.M., McCormick A. Time perception, pacing and exercise intensity: maximal exercise distorts the perception of time. Physiology & Behavior, 2017, vol. 180, pp. 98–102. DOI: 10.1016/j.physbeh.2017.08.009
14. Kadlub E.A. Time: language and substance. Percept, and Motor Skills, 1996, vol. 83, no. 3 (pt. 1), pp. 903–913.
15. Lin C.-C. Effects of illumination, viewing distance, and lighting color on perception time. Percept Mot Skills, 2003, vol. 96 (3 Pt.1), pp. 817–826. DOI: 10.2466/pms.2003.96.3.817
16. Recanzone G.H. Interactions of auditory and visual stimuli in space and time. Hear Res, 2009, vol. 258 (1-2), pp. 89–99. DOI: 10.1016/j.heares.2009.04.009
17. Sarbaz Y., Pourakbari H. How perception of time differs under different situations: Different behaviors of the central nervous system as a complex dynamic system. Psychiatry and clinical neurosciences, 2020, vol. 74, is. 1, pp. 86–87. DOI: 10.1111/pcn.12953
18. Wu K.-F., Lin Y.-J. Exploring the effects of critical driving situations on driver perception time (PT) using SHRP2 naturalistic driving study data. Accident Analysis & Prevention, 2019, vol. 128, pp. 94–102. DOI: 10.1016/j.aap.2019.04.003
Copyright (c) 2020 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.