ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ И САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

  • Я. В. Кравцова Сочинский государственный университет, г. Сочи, Россия https://orcid.org/0000-0002-6651-4982 yvk.21@mail.ru
  • Т. Д. Дубовицкая Сочинский государственный университет, г. Сочи, Россия https://orcid.org/0000-0002-9604-2672 tatdm@mail.ru
  • А. Г. Абдуллин Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0002-0804-6148 asatabdullin50@rambler.ru
Ключевые слова: восприятие времени, психологическое время, самоэффективность, временная перспектива, персональная компетентность во времени, дезорганизаторы времени

Аннотация

Обоснование. Особенности психологического времени рассматриваются как один из факторов самоэффективности личности. Убежденность в эффективности собственных действий является показателем потенциальной успешности человека. Внимание акцентируется на различных параметрах психологического времени, обеспечивающих высокую предметную и межличностную самоэффективность личности. Цель. Выявить взаимосвязь самоэффективности личности и компонентов психологического времени, включающих особенности временной перспективы, персональной компетентности во времени и подверженность дезорганизаторам времени. Материалы и методы. Проведен анализ результатов, полученных на основе использования следующих опросников: «Тест предметной и межличностной самоэффективности», «Опросник временной перспективы», «Методика диагностики личностных дезорганизаторов», «Персональная компетентность во времени». Применен корреляционный анализ полученных данных с вычислением коэффициента Спирмена. Результаты. Самоэффективность субъекта в предметной деятельности тем выше, чем в большей степени выражены цели и планы на будущее; чем ниже степень восприятия собственного прошлого как наполненного негативом и разочарованиями; чем меньше отношение к настоящему как независимому от воли субъекта. Межличностной самоэффективности личности способствуют: ориентация на постановку жизненных целей и видение будущих перспектив, способность устанавливать очередность дел, длительно работать над проблемой, проявлять интерес к жизни и работе. Заключение. Субъекты с высокими показателями самоэффективности как в предметной, так и межличностной сферах характеризуются: высоким уровнем персональной компетентности во времени, низкими показателями дезорганизаторов времени. Субъектам с высокой самоэффективностью только в предметной деятельности свойственны: высокий уровень направленности на будущее, принятие своего прошлого без боли и разочарований, восприятие своего настоящего как зависимого от его воли и стремлений. Для субъектов с преимущественной самоэффективностью в межличностных отношениях свойственны: сформированность жизненных целей и намерений, умение видеть личные перспективы, неравнодушное отношение к работе, стремление к активности. Результаты исследования могут быть использованы для проведения коррекционно-развивающей и консультативной работы по психологическому обеспечению самоэффективности личности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Я. В. Кравцова , Сочинский государственный университет, г. Сочи, Россия

Старший преподаватель, кафедра психологии и дефектологии

Т. Д. Дубовицкая , Сочинский государственный университет, г. Сочи, Россия

Доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии и дефектологии

А. Г. Абдуллин , Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия

Доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии

Литература

1. Абульханова, К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. – СПб.: Алетейя, 2001. – 304 с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – М.: Издательский дом «Питер», 2001. – 288 с.
3. Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. – М.: Смысл, 2008. – 267 c.
4. Деревянко, Ю.П. Особенности переживания времени в студенческом возрасте / Ю.П. Деревянко // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2010. – № 18 (89). – C. 311–316.
5. Зимбардо, Ф. Парадокс времени: новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь / Ф. Зимбардо, Д. Бойд. – СПб: Речь, 2010. – 349 c.
6. Кричевский, P.Л. Самоэффективность и акмеологический подход к исследованию личности / P.Л. Кричевский // Акмеология. – 2001. – № 1. – C. 47–52.
7. Кузьмина, О.В. Методика диагностики личностных дезорганизаторов времени [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2011. – № 6 (20). – С. 12. – URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 24.12.2019).
8. Леонов, А.А. Восприятие пространства и времени в космосе / А.А. Леонов, В.И. Лебедев. – М.: Наука, 1968. – 116 c.
9. Новиков, Ю.Ю. Концепция времени в философии А. Бергсона // Метафизика. – 2013. – № 1 (7). – C. 21–28.
10. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей / Т.Д. Рихтерман. – М.: Просвещение, 1991. – 45 c.
11. Серенкова, В.Ф. Типологические особенности планирования личностного времени / В.Ф. Серенкова // Гуманистические проблемы психологической теории. – М.: Наука, 1995. – C. 192–204.
12. Сырцова, А. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе / А. Сырцова, Е.Т. Соколова, О.В. Митина // Психологическая диагностика. – 2007. – № 1. – С. 85–106.
13. Bandura, A. Self-efficacy mechanism in human agency / A. Bandura // American Psychologist. – 1982. – Vol. 37. – P. 122–147.

References

1. Abulkhanova K.A., Berezina T.N. Vremya lichnosti i vremya zhizni [Time of personality and lifetime]. Saint-Petersburg, Aleteya, 2001. 304 p. (in Russ.).
2. Ananyev B.G. Chelovek kak predmet poznaniya [Man as a subject of knowledge]. Moscow, Publishing house Peter, 2001, 288 p. (in Russ.).
3. Golovakha E.I., Kronik A.A. Psikhologicheskoe vremya lichnosti [Psychological time of personality]. Moscow, Smysl, 2008. 267 p. (in Russ.).
4. Derevyanko Yu.P. [Features of the experience of time in the students age]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Scientific bulletin of Belgorod State University. Humanities Sciences], 2010, no. 18 (89), pp. 313–318. (in Russ.).
5. Zimbardo F., Boyd D. Paradoks vremeni: novaya psikhologiya vremeni, kotoraya uluchshit vashu zhizn [The paradox of time: a new psychology of time that improves your life]. Saint-Petersburg, Rech, 2010. 349 p. (in Russ.).
6. Krichevsky R.L. [Self-efficacy and acmeological approach to research personality]. Akmeologiya [Acmeology], 2001, no. 1, pp. 47–52. (in Russ.).
7. Kuzmina O.V. [Method of diagnostics of personal time disruptors]. Psikhologicheskie issledovaniya [Psychological research], 2011, no. 6 (20), p. 12. URL: http://psystudy.ru (accessed 24.12.2019). (in Russ.).
8. Leonov A.A., Lebedev V.I. Vospriyatie prostranstva i vremeni v kosmose [Perception of space and time in space]. Moscow, Nauka, 1968. 116 p. (in Russ.).
9. Novikov Yu.Yu. [Time in Henri Bergsons philosophy]. Metafizika [Metaphysics], 2013, no. 5 (7), pp. 21–28. (in Russ.).
10. Richterman T.D. Formirovanie predstavlenii o vremeni u detei [Development of young childrens timeconcepts]. Moscow, Prosvyaschenie, 1991. 45 p. (in Russ.).
11. Serenkova V.F. Tipologicheskie osobennosti planirovaniya lichnostnogo vremeni [Typological features of personal time planning]. Gumanisticheskie problemy psikhologicheskoi teorii [Humanistic problems of psychological theory]. Moscow, Nauka, 1995. pp. 192–204. (in Russ.).
12. Syrtsova A., Sokolova E.T., Mitina O.V. [Zimbardos method for time perspective]. Psikhologicheskaya diagnostika [Psychol. Diagnostics], 2007, no. 1, pp. 85–106. (in Russ.).
13. Bandura A. Self-efficacy mechanism in human agency. American Psychologist, 1982, vol. 37, pp. 122–147.
Опубликован
2020-10-21
Как цитировать
Кравцова, Я., Дубовицкая, Т., & Абдуллин, А. (2020). ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ И САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ. Психология. Психофизиология, 13(3), 17-23. https://doi.org/10.14529/jpps200302
Раздел
Общая психология, психология личности, история психологии