ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация
Обоснование. Представлены качественные и количественные особенности зри-тельного утомления у лиц с нарушениями здоровья разных нозологических групп. Целью исследования является изучение особенностей развития зрительного утомления у групп лиц с разными видами психофизических нарушений и разным уровнем здоровья. Материалы и методы. В обследовании принимали участие лица с психофизическими нарушениями – респонденты экспериментальной группы (n = 80), условно здоровые лица, которые составили контрольную группу (n = 53). При проведении исследования были применены следующие методы: наблюдение, эксперимент с саморегистрацией изменений в психофизическом состоянии респондентов в протоколах, опрос; статистические методы анализа данных: описательные статистики, кластерный анализ. Результаты. Анализ результатов исследования показал, что респонденты с нарушениями здоровья и из условно здоровой группы имеют разные основания для развития зрительного утомления и проявления ответных психических реакций на интенсивное воздействие визуальных раздражителей. Так, возникновение и развитие зрительного утомления может зависеть как от психического состояния человека, так и от физических факторов, которые снижают адаптационные возможности сенсорных систем и приводят к появлению негативных психических реакций и ухудшений в здоровье человека. Были выделены две группы респондентов с психическим и органическим основаниями для возникновения и развития зрительного утомления. Часть респондентов показали, что имеют высокие уровни зрительной адаптации и устойчивости к зрительной усталости. Они используют эффективные стратегии сенсорной разгрузки, которые могут применяться у представителей других групп, выделенных по степени проявления физических и психических симптомов зрительного утомления. Заключение. Полученные результаты могут быть использованы при разработке и применении методов снижения уровня зрительного утомления в рамках психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями здоровья.
Скачивания
Литература
2. Евсеев, А.В. Эффективность рекреационных мероприятий при зрительном утомлении. / А.В. Евсеев // Здравоохранение, образование и безопасность. – 2018. – № 1. – С. 88–98.
3. Кустов, И.А. Применение методик краткосрочной сенсорной депривации для коррекции функционального состояния организма военнослужащих / И.А. Кустов, И.Г. Оришко, Е.Е. Коптева, С.А. Авдюшенко // Известия Российской военно-медицинской академии. – 2019. – № 3. – С. 147–151.
4. Матюхин, В.В. Обоснование физиолого-эргономических мероприятий по снижению развития зрительного утомления при работе с видеодисплейными терминалами / В.В. Матюхин, Э.Ф. Шардакова, Е.Г. Ямпольская, В.В. Елизарова // Анализ риска здоровью. – 2017. – № 3. – С. 66–75. DOI: 10.21668/health.risk/2017.3.08
5. Николаева, Е.И. Психологическая физиология с основами физиологической психологии / Е.И. Николаева. – М.: ПЭРСЕ, 2008. – 147 с.
6. Овечкин, И.Г. Функциональная коррекция зрения / И.Г. Овечкин, К.Б. Першин, В.Д. Антонюк. – СПб.: АСП, 2003. – 96 с.
7. Проскурина, О.В. Актуальная классификация астенопии: клинические формы и стадии / О.В. Проскурина, Е.П. Тарутта, Е.Н. Иомдина, В.В. Страхов, В.В. Бржеский // Российский офтальмологический журнал. – 2016. – № 4. – С. 69–73. DOI: 10.21516/2072-0076-2016-9-4-69-73.
8. Рабичев, И.Э. Мотивация к самоконтролю повышения остроты зрения при зрительном утомлении и спазме аккомодации. / И.Э. Рабичев, А.В. Котов // Академический журнал Западной Сибири. – 2017. – № 1. – С. 77–79.
9. Розенблат, В.В. Проблемы утомления / В.В. Розенблат. – М.: Медицина, 1975. – 240 с.
10. Халфина, Р.Р. Психофизиологические особенности повышения зрительной работоспособности при зрительном утомлении у пользователей ПК / Р.Р. Халфина // Вестник психофизиологии. – 2018. – № 1. – С. 123–125.
11. Халфина, Р.Р. Психофизиологические показатели обработки зрительной информации при зрительном утомлении / Р.Р. Халфина, Т.Ф. Емелева, Р.М. Халфин // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 3. – С. 80–85.
12. Шувалова, И.Н. Педагогический эксперимент по уменьшению утомления зрительного анализатора у студентов в процессе проведения учебных занятий / И.Н. Шувалова // Гуманитарные науки. – 2019. – № 1 (45). – С. 90–95.
13. Benedetto, S. E-Readers and Visual Fatigue / S. Benedetto, V. Drai-Zerbib, M. Pedrotti et al. // PLoS ONE. – 2013. – Vol. 8, Is. 12. – P. 1–7.
14. Kluckow, S.W. What you get from what you see: parametric assessment of visual processing capacity in multiple sclerosis and its relation to cognitive fatigue / S.W. Kluckow, J.G. Rehbein, M. Schwab et al. // Cortex: journal devoted to study of the nervous system and behavior. – 2016. – Vol. 83. – P. 167–180.
15. Li, J. Effect of mental fatigue on non-attention: a visual mismatch negativity study / J. Li, D. Miao, G. Song // Neuroreport. – 2016. – № 18. – P. 1323–1330.
16. Majerova, H. The person in a situation of visual impairment and its perception and imagination from the qualitative viewpoint / H. Majerova // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2017. – Vol. 237. – P. 751–757. DOI: 10.1016/j.sbspro.2017.02.117
17. Muramatsu, K. Development of an LED Lighting System Through Evaluation of Legibility and Visual Fatigue / K. Muramatsu, K. Watanuki, N. Mashiko et al. // Emotional Engineering. – 2020. – Vol. 8. – P. 229–240.
References
1. Dashevsky A.I. Zritelnoe utomlenie kak snizhenie zritelnoj rabotosposobnosti i metody ego izmereniya. [Visual fatigue as a decrease in visual performance and methods for measuring it]. Moscow, Medgiz, 1962. pp. 182–193. (in Russ.).2. Evseev A.V. [The effectiveness of recreational activities with visual fatigue.] Zdravoohranenie, obrazovanie i bezopasnost. [Health, education and security], 2018, no. 1, pp. 88–98. (in Russ.).
3. Kustov I.A., Orishko I.G., Kopteva E.E., Avdyushenko S.A. [The use of methods of short-term sensory deprivation to correct the functional state of the body of military personnel]. Izvestiya Rossijskoj voenno-medicinskoj akademii. [Proceedings of the Russian Military Medical Academy], 2019, no. 3, pp. 147–151. (in Russ.).
4. Matyukhin V.V., Shardakova E.F., Yampolskaya E.G., Elizarova V.V. [Justification of physio-logical and ergonomic measures to reduce the development of visual fatigue when working with video display terminals]. Analiz riska zdorovyu. [Health risk analysis], 2017, no. 3, pp. 66–75. DOI: 10.21668/health.risk/2017.3.08 (in Russ.).
5. Nikolaeva E.I. Psihologicheskaya fiziologiya s osnovami fiziologicheskoj psihologii [Psychological physiology with the basics of physiological psychology]. Moscow, PERSE, 2008. 147 p. (in Russ.).
6. Ovechkin I.G., Pershin K.B., Antonyuk, V.D. Funkcionalnaya korrekciya zreniya. [Functional vision correction]. St. Petersburg, ASP, 2003. 96 p. (in Russ.).
7. Proskurina O.V., Tarutta E.P., Iomdina E.N. et al. [Actual classification of asthenopia: clinical forms and stages.] Rossijskij oftalmologicheskij zhurnal. [Russian Ophthalmological Journal.], 2006, no. 4, pp. 69–73. DOI: 10.21516/2072-0076-2016-9-4-69-73 (in Russ.).
8. Rabichev I.E., Kotov A.V. [Motivation for self-control of increasing visual acuity with visual fatigue and accommodation spasm]. Akademicheskij zhurnal Zapadnoj Sibiri [Academic Journal of Western Siberia], 2017, no. 1, pp. 77–79. (in Russ.).
9. Rosenblatt V.V. Problemy utomleniya [Fatigue problems]. Moscow, Medicine, 1975. 240 p. (in Russ.).
10. Halfina R.R. [Psychophysiological features of increasing visual performance in case of visual fatigue in PC users]. Vestnik psihofiziologii. [Bulletin of Psychophysiology], 2018, no. 1, pp. 123–125 (in Russ.).
11. Halfina R.R., Emeleva T.F., Halfin R.M. [Psychophysiological indicators of processing visual information in case of visual fatigue]. Elektronnyj zhurnal "Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta" [Electronic journal "Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University"], 2012, no. 3. pp. 80–85. (in Russ.).
12. Shuvalova I.N. [A pedagogical experiment to reduce the fatigue of the visual analyzer in students during training sessions]. Gumanitarnye nauki [Humanities], 2019, no. 1 (45), pp. 90–95. (in Russ.).
13. Benedetto S., Drai-Zerbib V., Pedrotti M., Tissier G., Baccino T. E-Readers and Visual Fatigue. PLoS ONE, 2013, vol. 8, is. 12, pp. 1–7.
14. Kluckow S.W., Rehbein J.G., Schwab M., Witte O.W., Bublak P. What you get from what you see: parametric assessment of visual processing capacity in multiple sclerosis and its relation to cognitive fatigue. Cortex: journal devoted to study of the nervous system and behavior, 2016, vol. 83, pp.167–180.
15. Li J., Miao D., Song G. Effect of mental fatigue on nonattention: a visual mismatch negativity study. Neuroreport, 2016, no. 18, pp. 1323–1330.
16. Majerova H. The person in a situation of visual impairment and its perception and imagination from the qualitative viewpoint. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2017, vol. 237, pp. 751–757. DOI: 10.1016/j.sbspro.2017.02.117
17. Muramatsu K., Watanuki K., Mashiko N., Watanabe Y., Tasaki M. Development of an LED Lighting System Through Evaluation of Legibility and Visual Fatigue. Emotional Engineering, 2020, vol. 8, pp. 229–240.
Copyright (c) 2020 Психология. Психофизиология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.