ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

  • Е. А. Милашечкина Российский университет дружбы народов, Москва, Российская Федерация http://orcid.org/0000-0002-6273-0063 ea.milash@yandex.ru
  • И. Н. Гернет Московский городской педагогический университет, Москва, Российская Федерация http://orcid.org/0000-0002-0965-468X irinagernet@yandex.ru
  • В. С. Милашечкин Российский университет дружбы народов, Москва, Российская Федерация http://orcid.org/0000-0001-5321-6727 vs.milash@yandex.ru
Ключевые слова: иностранные студенты, здоровье, специальная медицинская группа, адаптация, сенсомоторная реакция, психофизиологические параметры

Аннотация

Обоснование. В Российском университете дружбы народов около 40 % обучающихся – иностранные студенты из 150 стран мира. Непривычная обстановка, другие социокультурные традиции, климатогеографические факторы, временные изменения предъявляют особые требования к системе адаптации организма иностранных студентов. Особенно сложно, на наш взгляд, студентам, имеющим отклонения в состоянии здоровья. Цель: провести сравнительный анализ психофизиологических параметров адаптации организма иностранных и российских студентов с ослабленным здоровьем. Материалы и методы. Исследование проводилось на базе Российского университета дружбы народов, участниками которого стали студенты мужского пола 18–19 лет, отнесенные по состоянию здоровья к специальному медицинскому отделению, разделенные на две группы: контрольная – российские студенты (n = 48) и опытная – иностранные студенты (n = 35). Для оценки психофизиологических особенностей адаптации использовали показатели реакции на световой и звуковой раздражитель, тест максимального потребления кислорода, длительность индивидуальной минуты, ортостатическую пробу при помощи аппаратно-программного комплекса «Спортивный психофизиолог» (№ 2010617789). Полученные данные подвергались вариационно-статистическому анализу на основе программного обеспечения Microsoft Excel 2010 и SPSS (v. 19.0 for Windows). Обследование проводилось с письменного согласия студентов. Результаты. В результате полученных данных выявили достоверно значимые отличия в показателях простой сенсомоторной реакции на свет и звук у иностранных студентов по сравнению с российскими (Р < 0,05). Также более половины студентов из обеих опытных групп имели низкий уровень физической работоспособности, однако более низкие значения были у юношей опытной группы. Длительность индивидуальной минуты у иностранных студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, значительно короче,
чем у студентов контрольной группы. В показателях ортостатической пробы достоверно значимых различий не выявлено. Заключение. Наличие отклонений в состоянии здоровья указывает на снижение функциональных возможностей организма у юношей обеих исследуемых групп, однако в большинстве психофизиологических параметров значения у иностранных студентов отличаются в сторону ухудшения. Это связано со снижением уровня адаптационных возможностей организма студентов опытной группы и косвенно указывает на неустойчивость их психофизиологического состояния.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Е. А. Милашечкина , Российский университет дружбы народов, Москва, Российская Федерация

Кандидат биологических наук, доцент

И. Н. Гернет , Московский городской педагогический университет, Москва, Российская Федерация

Кандидат медицинских наук, доцент

В. С. Милашечкин , Российский университет дружбы народов, Москва, Российская Федерация

Инструктор по физической культуре

Литература

1. Беккер, И.Л. Проблемы адаптации иностранных студентов к образовательному процессу российского вуза (на примере Пензенского государственного университета) / И.Л. Беккер, С.А. Иванчин // Гуманитарные науки. Педагогика. – 2015. – № 4 (36). – С. 247–256.
2. Гуминский, А.А. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии / А.А. Гуминский, Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова. – М.: Просвещение, 1990. – 239 c.
3. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека / Е.П. Ильин. – СПб., 2003. – 384 с.
4. Кирсанов, В.М. Психофизиологическая характеристика личности студентов в период адаптации к обучению в вузе / В.М. Кирсанов, Д.З. Шибкова // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 9. – С. 127–132.
5. Корягина, Ю.В. Аппаратно-программный комплекс «Спортивный психофизиолог» (АПК «Спортивный психофизиолог») № 2010617789 / Ю.В. Корягина, С.В. Нопин // Программы для ЭВМ. Базы данных. Топологии интегральных микросхем. – 2011. – № 1, Ч. 2. – C. 308.
6. Кузнецов, В.И. Ускорение процессов адаптации иностранных студентов с хроническими заболеваниями: перспективы и возможности (исследование по программе «Здоровье») / В.И. Кузнецов, С.С. Вялов, А.М. Ходорович // Вестник РУДН. Серия «Медицина». – 2010. – № 2. – С. 51–57.
7. Макарова, Г.А. Спортивная медицина / Г.А. Макарова. – М.: Советский спорт, 2003. – 480 с.
8. Маляренко, Т.Н. Индивидуально-типологические особенности психофизиологических показателей у юношей 19–20 лет / Т.Н. Маляренко, С.В. Шутова // Вестник Тамбовского университета. Серия «Естественные и технические науки». – 2000. – Т. 5, Вып. 1. – С. 60–64.
9. Милашечкин, В.С. Длительность индивидуальной минуты у студентов из Китая первого курса, отнесенных к специальной медицинской группе / В.С. Милашечкин // Эколого-физиологические проблемы адаптации: материалы XVIII Всероссийского симпозиума с международным участием. – М.: Российский университет дружбы народов, 2019. – С. 145–147.
10. Редько, А.В. Изменение процессов сенсомоторной интеграции у студентов в течение учебного года / А.В. Редько, Е.Л. Бачериков, Б.Б. Шаров, Ю.Г. Камскова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2011. – № 26 (243). – С. 26–28.
11. Тимофеева, О.В. Влияние занятий гимнастикой танцевальной направленности на психоэмоциональное состояние иностранных студенток-первокурсниц / О.В. Тимофеева, Е.А. Милашечкина, А.Д. Мальченко и др. //Теория и методика физической культуры. – 2018. – № 6. – С. 47–48.
12. Deore, D.N. A cross sectional study on the relationship between the body mass index (BMI) and the audiovisual reaction time (ART) / D.N. Deore, S.P. Surwase, S. Masroor et al. // J. Clin. Diagn. Res. – 2012. – Vol. 6 (9). – Р. 1466–1468.
13. Padilla-Medina, J.A. Study on simple reaction and choice times in patients with type I diabetes / J.A. Padilla-Medina, J. Prado-Olivarez, N. Amador-Licona et al. // Comput. Biol. Med. – 2013. – Vol. 43 (4). – P. 368–376.
14. Roth, N. Relations between slow (4 CPS) EEG activity, sensorimotor speed and psychopathology / N. Roth, G. Sack // Int. J. Psychophysiol. – 1990. – Vol. 9, № 2. – P. 121–127.
15. Takarae, Y. Patterns of visual sensory and sensorimotor abnormalities in autism vary in relation to history of early language delay / Y. Takarae, B. Luna, N. Minshew // J. Int. Neuropsychol. Soc. – 2008. – Vol. 14 (6). – P. 80–989.

References

1. Bekker I.L., Ivanchin S.A. [Problems of adaptation of foreign students to the educational process of the Russian University (on the example of Penza state University)]. Gumanitarnye nauki. Pedagogika [Humanities. Pedagogics], 2015, no. 4 (36), pp. 247–256. (in Russ.).
2. Guminsky A.A., Leontieva N.N., Marinova K.V. Rukovodstvo k laboratornym zanyatiyam po obshchey i vozrastnoy fiziologii [Guide to laboratory classes in General and age physiology]. Moscow, Education, 1990. 239 p.
3. Ilyin E.P. Psikhomotornaya organizatsiya cheloveka [Psychomotor organization of man]. St. Petersburg, 2003. 384 p.
4. Kirsanov V.M., Shibkova D.Z. [Psychophysiological characteristics of the personality of students in the period of adaptation to study at the University]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian pedagogical journal], 2012, no. 9, pp. 127–132. (in Russ.).
5. Koryagina Yu.V., Nopin S.V. [Hardware and software complex «Sports psychophysiologist» (APK «Sports psychophysiologist») no. 2010617789]. Programmy dlya EVM. Bazy dannykh. Topologii integralnykh mikroskhem [Computer program. Data base. Topology of integrated circuits]. 2011, no. 1, part 2, p. 308 (in Russ.).
6. Kuznetsov V.I., Vyalov S.S., Khodorovich A.M. [Acceleration of adaptation processes of foreign students with chronic diseases: prospects and opportunities (research on the program «Health»)]. Vestnik RUDN. Seriya Meditsina [Bulletin of the Russian Friendship University, Medicine series], 2010, no. 2, pp. 51–57. (in Russ.).
7. Makarova G.A. Sportivnaya meditsina [Sports medicine]. Moscow, Sovetsky Sport, 2003. 480 p.
8. Malyarenko T.N., Shutova S.V. [Individual typological features of psychophysiological indicators in young men 19-20 years]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki [Bulletin of the Tambov University. A series of Natural and technical Sciences], 2000, vol. 5, is. 1, pp. 60–64. (in Russ.).
9. Milashechkin V.S. [Duration of individual minute at students from China of the first course referred to special medical group]. Ekologo-fiziologicheskie problemy adaptatsii, materialy XVIII Vserossiyskogo simpoziuma s mezhdunarodnym uchastiem. Rossiyskiy universitet druzhby narodov [Ecological and physiological problems of adaptation, materials of the XVIII all-Russian Symposium with international participation. Peoples Friendship University of Russia]. Moscow, 2019. pp. 145–147. (in Russ.).
10. Redko A.V., Bacherikov E.L., Sharov B.B., Kamskova Yu.G. [Changing the processes of sensorimotor integration of the students in the course of the academic year]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education, Healthcare Service, Physical Education, 2011, no 26 (243), pp. 26–28. (in Russ.)
11. Timofeeva O.V., Milashechkina E.A., Malchenko A.D., Kunitsyna E.A. [Influence of gymnastics dance orientation on the psycho-emotional state of foreign first-year students]. Teoriya i metodika fizicheskoy kultury [Theory and methods of physical culture], 2018, no. 6, pp. 47–48. (in Russ.).
12. Deore D.N., Surwase S.P., Masroor S., Khan S.T., Kathore V. A cross sectional study on the relationship between the body mass index (bmi) and the audiovisual reaction time (ART). J. Clin. Diagn. Res. 2012, vol. 6 (9), pp. 1466–1468.
13. Padilla-Medina J.A., Prado-Olivarez J., Amador-Licona N. et al. Study on simple reaction and choice times in patients with type I diabetes. Comput. Biol. Med. 2013, vol. 43 (4), pp. 368–376.
14. Roth N., Sack G. Relations between slow (4 CPS) EEG activity, sensorimotor speed and psychopathology. Int. J. Psychophysiol. 1990, vol. 9, no. 2, pp. 121–127.
15. Takarae Y., Luna B., Minshew N. Patterns of visual sensory and sensorimotor abnormalities in autism vary in relation to history of early language delay. J. Int. Neuropsychol. Soc. 2008, vol. 14 (6), pp. 980–989.
Опубликован
2020-05-14
Как цитировать
Милашечкина, Е., Гернет, И., & Милашечкин, В. (2020). ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ. Психология. Психофизиология, 13(1), 95-101. https://doi.org/10.14529/jpps200111
Раздел
Психофизиология