ШКАЛЫ АТИПИЧНОСТИ ОТВЕТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕКООПЕРАТИВНОГО ТЕСТОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

  • К. В. Сугоняев Военная академия Генерального штаба ВС РФ Россия
Ключевые слова: достоверность

Аннотация

Некооперативное тестовое поведение (НКТП) представляет собой серьезную, но часто недооцениваемую угрозу достоверности тестовых оценок и валидности их интерпретации. Одним из методов выявления НКТП может быть включение в состав многошкальных опросников шкал атипичности ответов (АТ), построенных на учете частоты подтверждения тех или иных опций ответа. Учитывая практическую важность задачи различения реалистических данных от проявлений НКТП при проведении массовых обследований военнослужащих, осуществлена разработка и включение в компьютерные версии ряда многошкальных опросников шкал АТ в сочетании с настройкой алгоритмов выявления хаотического реагирования, как одного из наиболее частых и деструктивных стилей НКТП. Проверка дифференцирующей способности шкал АТ осуществлялась путем сопоставления эмпирических данных, полученных в результате обследования восьми независимых выборок (N = 406–5689) с помощью шести опросников с разным форматом ответов, и множествами программно сгенерированных протоколов со случайным выбором ответов. Показано, что в среднем около 95 % сгенерированных таким образом протоколов идентифицируются как недостоверные, в том числе, 65 % из них опознаны как хаотические. Практика применения оснащенных шкалами АТ опросников в сочетании с результатами программного моделирования позволяют предположить, что включение подобных шкал в известные и вновь разрабатываемые опросники может существенно снизить риски ошибочных диагностических выводов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторе

К. В. Сугоняев , Военная академия Генерального штаба ВС РФ Россия
Научно-практический центр, старший научный сотрудник
Опубликован
2019-04-22
Как цитировать
Сугоняев, К. (2019). ШКАЛЫ АТИПИЧНОСТИ ОТВЕТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕКООПЕРАТИВНОГО ТЕСТОВОГО ПОВЕДЕНИЯ. Психология. Психофизиология, 9(1), 17-26. извлечено от https://jpps.susu.ru/jpps/ru/article/view/514
Раздел
Психодиагностика