ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПОНИМАНИЮ И ИССЛЕДОВАНИЮ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

  • Н. С. Бурлакова
  • В. И. Олешкевич Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой (Москва)
Ключевые слова: культурно-исторический подход, детская клиническая психология, психическое развитие, общее недоразвитие речи (ОНР)

Аннотация

Представлен анализ возможности применения культурно-исторического подхода для изучения развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР), выполняемого в контексте общей проблемной ситуации, сложившейся в отечественной детской клинической психологии. Нарушения речевого развития широко представлены в детской популяции. Вместе с тем, большинство исследований в данной области носят натуралистичный характер, не предполагают специальной рефлексии способов методического получения данных, а также учета культурно-исторических условий развития детей с ОНР, понимания культурно-исторической природы самого развития. Осуществляется критический анализ наиболее устоявшихся представлений о развитии детей с ОНР с привлечением культурно-исторической методологии в отечественной психологии. Основными выводами по публикации являются необходимость дальнейшей разработки различных направлений культурно-исторического анализа, важность его сочетания с феноменологическим анализом внутренних диалогов в структуре самосознания ребенка, а также необходимость конфигурирования различных методологических подходов применительно к изучению клинико-психологических особенностей группы детей с нарушениями речевого развития. Современная клиническая психология требует нового уровня интеграции чисто научного исследования и прикладных разработок. В публикации показано, что использование соответствующей методологии дает возможность интеграции научных и прикладных исследований и разработок по изучению нарушений речевого развития в детской клинической психологии.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Наталья Семеновна Бурлакова
кандидат психологических наук, доцент, кафедра нейро- и патопсихологии, факультет психологии
В. И. Олешкевич , Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой (Москва)
кандидат философских наук, старший научный сотрудник
Опубликован
2019-04-17
Как цитировать
Бурлакова, Н., & Олешкевич, В. (2019). ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПОНИМАНИЮ И ИССЛЕДОВАНИЮ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. Психология. Психофизиология, 11(1), 22-32. https://doi.org/10.14529/psy180102
Раздел
Клиническая (медицинская) психология