Возрастные аспекты самопредъявления личности в межличностных отношениях

  • Е. В. Ахмадеева Уфимский университет науки и технологий (Россия, 450000, г. Уфа, ул. З. Валиди, д. 32) https://orcid.org/0000-0002-4159-0401 elena-ram@yandex.ru
Ключевые слова: самопредъявление, возрастной статус, межличностные отношения, коммуникативные навыки, поведенческие стратегии

Аннотация

Обоснование. В статье раскрываются особенности самопредъявления личности в зависимости от возрастного статуса. Актуальность изучения проблемы обусловлена недостаточной представленностью исследований, отражающих взаимосвязь поведенческих стратегий и возрастных особенностей субъектов самоподачи. Цель исследования – выявить различия в структуре самопредъявления коммуникаторов в зависимости от возраста. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 385 человек. Для изучения факторных структур самопредъявления личности в исследуемых возрастных группах применялись опросники «Стратегии самопредъявления» И.П. Шкуратовой, «Стиль саморегуляции поведения – ССП-98» В.И. Моросановой, «Направленность личности в общении» С.Л. Братченко, «Волевые качества личности» М.В. Чумакова, «Тест уверенности в себе» В.Г. Ромека, методики диагностики уровня рефлексивности А.В. Карпова, «Диагностика мотивов аффилиации» А. Мехрабиана. Статистическая обработка осуществлялась с помощью компьютерных программ Statistica 10, Jamovi и пакетов psych и lavaan компьютерной среды R. Результаты. Анализ эмпирических данных позволил определить некоторые различия в структуре самопрезентационного поведения у респондентов разного возраста. Взрослые участники опроса не боятся быть отвергнутыми, не испытывают неловкости или напряжения перед вступлением в коммуникативные отношения с незнакомыми людьми. Они независимы от постороннего мнения и не стремятся понравиться окружающим, что, в свою очередь, не вызывает необходимости прибегать к стратегии «Вариативность поведения». Представители молодежи стремятся к одобрению и позитивному отношению со стороны окружающих. Имеющийся страх отвержения вынуждает заранее обдумывать и предвосхищать возможные варианты результатов взаимодействия. В поведении им свойственна демонстрация разных образов и стилей. Заключение. Учитывая особенности самопрезентации в различных возрастных группах, можно разработать специальные тренинговые программы, направленные на улучшение самопрезентации в коммуникативном процессе для создания необходимого впечатления

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторе

Е. В. Ахмадеева , Уфимский университет науки и технологий (Россия, 450000, г. Уфа, ул. З. Валиди, д. 32)

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического сопровождения и клинической психологии, Высшая школа психологии и педагогики, Институт гуманитарных и социальных наук

Литература

1. Sezer O., Gino F., Norton M.I. Humblebragging: A distinct – and ineffective – self-presentation strategy // Journal of Personality and Social Psychology. 2018. 114(1). P. 52–74. DOI: 10.1037/pspi0000108.
2. Jones E.E. Toward a general theory of strategic self-presentation // Psychological perspec-tives on the self / ed. by J.M. Suls. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. 1982. Vol. 1. P. 231–262.
3. Leary M.R. Self-presentation: Impression Management аnd Interpersonal Behav-ior. N.p.: Taylor and Francis, 2019. 264 p. DOI: 10.4324/9780429497384
4. Pontari B.A., Glenn E.J. Engaging in less protective self-presentation: the effects of a friend’s presence on the socially anxious // Basic and Applied Social Psychology. 2012. Vol. 34(6). P. 516–526. DOI: 10.1080/01973533.2012.728112.
5. Scopelliti I., Loewenstein G., Vosgero G. You call it “Self-Exuberance”; I call it “Bragging” miscalibrated predictions of emotional responses to self-promotion» // Psychological Science. 2015. Vol. 26(6). P. 903–914. DOI: 10.1177/0956797615573516.
6. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. СПб: Питер, 2021. 304 с.
7. Leary M.R., Kowalski R.M. Impression management: A literature review and two-component model // Psychological Bulletin. 1990. Vol. 107(1). P. 34–47.
8. Nichols A.L. Self-Presentation theory. Impression management. The wiley encyclopedia of personality and individual differences. Vol. 1: Models and Theories / Ed. B.J. Carducci et al. Wiley and Sons. 2020. P. 397–400. DOI: 10.1002/9781119547143.ch66.
9. Gangestad S.W., Snyder M. Self-monitoring: Appraisal and reappraisal // Psychological Bul-letin. 2000. Vol. 126(4). P. 530–555. DOI: 10.1037/0033-2909.126.4.530.
10. Tyler J., Kearns P., McIntyre M. Effects of Self-Monitoring on Processing of Self-Presentation Information // Social Psychology. 2016. Vol. 47. P. 174–178. DOI: 10.1027/1864-9335/a000265.
11. The interpersonal expression of perfectionism: Perfectionistic self-presentation and psy-chological distress / P.L. Hewitt, G.L. Flett, S.B. Sherry et al. // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 84(6). P. 1303–1325. DOI: 10.1037/0022-3514.84.6.1303.
12. Горбушина Е.А. Особенности самопрезентации в социальных сетях с учетом поло-вых различий // Психологические исследования. 2023. Т. 16, № 90. С. 2. DOI: 10.54359/ps.v16i90.1434.
13. Пикулева О.А. Психология самопрезентации личности. М.: ИНФА-М., 2023. 320 с.
14. Журавлева И.А. Особенности самопрезентации ребенка в дошкольном возрасте // Проблемы современного образования. 2017. № 5. С. 41–52.
15. Лабунская В.А. Внешний облик человека в контексте психологии социального по-знания и социально-перцептивного подхода / Социальная психология внешнего облика: тео-ретические подходы и эмпирические исследования / под ред. В.А. Лабунской, Г.В. Серико-ва, Т.А. Шкурко. Ростов н/Д: Мини-Тайп, 2019. С. 13–40.
16. Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. 192 с.
17. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Питер, 2018. 282 с.
18. Братченко С.Л. Технологии социально-психологических тренингов / Под ред. С.А. Беличевой. М.: Ред.-изд. центр консорциума «Социальное здоровье России», 2001. 208 с.
19. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. № 24(5). С. 45–57.
20. Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуля-ции поведения – 2020» // Вопросы психологии. 2020. № 4. С. 155–167.
21. Ромек В.Г. Тест уверенности в себе // Психологическая диагностика. 2008. № 1. С. 59–82.
22. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагности-ка развития личности и малых групп. М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. 488 с.
23. Brown T.A. Confirmatory Factor Analysis for Applied Research. New York, NY: Guil-ford Publications. 2015. 475 p.

References

-
Опубликован
2025-07-01
Как цитировать
Ахмадеева, Е. (2025). Возрастные аспекты самопредъявления личности в межличностных отношениях. Психология. Психофизиология, 18(2), 5-14. https://doi.org/10.14529/jpps250201
Раздел
Общая психология, психология личности, история психологии