Рефлексивность как условие самопредъявления личности в межличностных отношениях

  • Е. В. Ахмадеева Уфимский университет науки и технологий (Россия, 450000, г. Уфа, ул. З. Валиди, д. 32) https://orcid.org/0000-0002-4159-0401 elena-ram@yandex.ru
Ключевые слова: рефлексия, самопредъявление, саморегуляция, поведенческие стратегии, направленность в общении

Аннотация

Обоснование. В статье анализируется феномен рефлексии как компонент компетентного самопредъявления в межличностных отношениях. Цель исследования – выявить специфику рефлексивности как условия самопредъявления студентов в межличностных отношениях, а также ее зависимость от индивидуально-психологических особенностей и поведенческих стратегий. Материалы и методы: исследование проводилось на выборке, представленной студентами Высшей школы психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий» в количестве 91 человека, среди них 38 юношей и 53 девушки. Средний возраст составил 20,4 ± 2,6 года. Использовался комплекс диагностических методик: «Стратегии самопредъявления» И.П. Шкуратовой; «Развитие рефлексивности» А.В. Карпова; «Направленность личности в общении» С.Л. Братченко; «Стиль саморегуляции поведения – ССП-98» В.И. Моросановой; «Волевые качества личности» М.В. Чумакова; «Уверенность в себе» В.Г. Ромека; «Диагностика мотивов аффилиации» А. Мехрабиана. Полученные данные обрабатывали с помощью U-критерия Манна – Уитни и H-критерий Крускала – Уоллиса. Результаты. Исследование показало, что студенты с высокими значениями рефлексии обладают социотропностью и альтероцентричностью, нерешительностью и неуверенностью в себе. Они составляют план действий для ожидаемого взаимодействия и контролируют этот процесс. Студенты, у которых выявились низкие значения рефлексии, отличаются уверенностью в себе, социальной смелостью, инициативностью и решительностью. В межличностных отношениях проявляют эгоцентризм и действуют стихийно, не задумываясь о том, какое впечатление производят на окружающих. Выявлено, что рефлексивность влияет на стили саморегуляции, поведенческие стратегии и личностные характеристики студентов. Умеренная рефлексивная деятельность позволяет студенту продуктивно использовать такие стили саморегуляции, как планирование, оценивание результатов, и выбирать подходящие стратегии самопредъявления, исходя из ситуации взаимодействия. Заключение. Результаты исследования подтвердили, что умеренная степень рефлексивности способствует продуктивному представлению себя в значимой ситуации взаимодействия, поскольку в процессе этой деятельности происходит оценивание полученных результатов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторе

Е. В. Ахмадеева , Уфимский университет науки и технологий (Россия, 450000, г. Уфа, ул. З. Валиди, д. 32)

Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, Институт гуманитарных и социальных наук, Высшая школа психологии и педагогики

Литература

1. Годунов М.В., Комерова Н.Е. Рефлексия как предиктор отношения к временной перспективе // Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023. № 6 (4).
С. 64–72. DOI: 10.23947/2658-7165-2023-6-4-64-72.
2. Медведева И.А., Осин Р.В. Рефлексивность и ее исследование у психологов-консультантов // Мир педагогики и психологии. 2023. № 05 (82). С. 294–300.
3. Аникина В.Г., Лагутин А.В. Рефлексивный аспект восприятия и самовосприятия субъектов в конфликтном взаимодействии // Экспериментальная психология. 2024. Т. 17, № 1. С. 131–148. DOI: 10.17759/exppsy.2024170109.
4. The role of shared representations in social perception and empathy: An fMRI study /
E.J. Lawrence, P. Shaw, V.P. Giampietro et al. // NeuroImage. 2006. № 29. P. 1173–1184. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2005.09.001.
5. Шукшина Л.В., Когай И.А. Исследование эскапизма и рефлексии у современных студентов // Современное педагогическое образование. 2022. № 9. С. 23–26.
6. Васильева С.В., Цветова А.А. Предпочитаемые тактики самопрезентации и статус в группе у студентов // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2021. Вып. 4. С. 687–693. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2021-4-88.
7. Leary M.R. Self-presentation: Impression Management аnd Interpersonal Behavior. N.p.: Taylor and Francis. 2019. 264 p.
8. Mead G.H. Mind, Self, and Society (the definitive edition). Chicago, Univ. of Chicago. 2015. 536 p. DOI: 10.7208/chicago/ 9780226112879.001.0001.
9. Nichols A.L. Self-Presentation theory. Impression management. the wiley encyclopedia of personality and individual differences. Vol. 1: Models and Theories / Ed. B.J. Carducci et al. 2020. P. 397–400. DOI: 10.1002/9781119547143.ch66.
10. Pontari B.A., Glenn E.J. Engaging in less protective self-presentation: the effects of a friends presence on the socially anxious // Basic and Applied Social Psychology. 2012. Vol. 34, iss. 6. P. 516–526. DOI: 10.1080/01973533.2012.728112.
11. Ахмадеева Е.В., Дмитриева Л.Г. Модель самопредъявления в межличностных отношениях // Российский психологический журнал. 2023. Т. 20, № 4. С. 199–216. DOI: 10.21702/rpj.2023.4.12.
12. Семенов И.Н. Рефлексивность самонаблюдения и персонология интроспекции: к онтологии и методологии рефлексивной психологии индивидуальности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2015. № 3. С. 22–39.
13. Шигабетдинова Г.М. Феномен рефлексии: границы понятия // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2 (1). С. 415–422.
14. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: ИП РАН, 2004. 450 с.
15. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 680 c.
16. Капитонова Л.В. Обзор современных российских исследований, посвященных рефлексии и рефлексивности // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 70-5. С. 112–118.
17. Чалдини Р. Психология влияния. М.: Бомбора, 2022. 528 с.
18. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. М.: Изд-во Юрайт, 2023. 334 с.
19. Acic I., Taylor L.D. Effects of self-objectification on viewers narrative engagement // Psychology of Popular Media. 2023. Vol. 12(4). DOI: 10.1037/ppm0000418.
20. Gangestad S.W., Snyder M. Self-monitoring: Appraisal and reappraisal // Psychological Bulletin. 2000. Vol. 126, iss. 4. P. 530–555. DOI: 10.1037/0033-2909.126.4.530.
21. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Институт психологии РАН, 2022. 421 с.
22. Пикулева О.А. Психология самопрезентации личности. М.: ИНФА-М, 2023. 320 с.
23. Прохоров А.О. Влияние рефлексии на операциональные средства саморегуляции психических состояний студентов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 5 (45). С. 190–201. DOI: 10.23951/2307-6127-2022-5-190-201.
24. Братченко С.Л. Технологии социально-психологических тренингов / под ред. С.А. Беличевой. М.: Ред.-изд. центр консорциума «Социальное здоровье России», 2001. 208 с.
25. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. № 24(5). С. 45–57.
26. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляции поведения человека // Вопросы психологии. 2002. № 2. С. 118–127.
27. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. 488 с.
28. Ромек В.Г. Тест уверенности в себе // Психологическая диагностика. 2008. № 1. С. 59–82.
29. Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. 192 с.
30. Snyder M., De Bono K.G. Appeals to image & claims about quality: understanding the psychology of advertising // Journal of personality and social. 1985. № 49. P. 586–597. DOI: 10.1037/0022-3514.49.3.586.

References

-
Опубликован
2024-07-01
Как цитировать
Ахмадеева, Е. (2024). Рефлексивность как условие самопредъявления личности в межличностных отношениях. Психология. Психофизиология, 17(2), 5-15. https://doi.org/10.14529/jpps240201
Раздел
Общая психология, психология личности, история психологии