Психологическая подготовка сотрудников паллиативной медицинской помощи: российская и зарубежная практика
Аннотация
В обзоре представлены результаты метаанализов и систематических литературных обзоров по развитию паллиативной помощи, вопросам кадровой подготовки специалистов паллиативной помощи, в том числе развитию различных психологических компетенций. Цель: провести анализ теоретических и практических аспектов психологической подготовки специалистов, оказывающих паллиативную медицинскую помощь (ПМП). Материалы и методы. Проведен анализ 155 источников (в т. ч. 100 зарубежных авторов) за период 2014–2024 гг. Для данного литературного обзора отобраны 45 источников, пять диссертаций и три монографии. Подбор и анализ источников проведены на базе библиотек eLibrary и PubMed. Результаты. В результате изучения теоретических и практических аспектов психологической подготовки сотрудников ПМП проанализирована мультипарадигмальная модель сочетания личностных качеств специалистов, их профессиональных навыков, коммуникативных способностей. Подчеркнута актуальность изучения способов их развития путем комплексного аналитико-синтетического подхода в рамках различных психологических концепций. В ходе анализа литературных данных выявлен определенный дисбаланс подготовки сотрудников ПМП в части повышенного внимания к развитию эмпатии, сострадания, коммуникативных навыков у врачей, медицинских сестер и отсутствия масштабных исследований развития данных навыков у младшего медицинского персонала хосписов, отделений паллиативной помощи и отделений сестринского ухода. Заключение. Резюмируя проведенный анализ российской и зарубежной литературы, можно сделать вывод о тенденции к разработке унифицированных методик по повышению психологических компетенций сотрудников ПМП, при этом наблюдается недостаточное внимание к различным индивидуально-типологическим характеристикам сотрудников ПМП. Они оказывают значительное влияние на внутреннюю готовность медработников к оказанию психологической поддержки паллиативным пациентам и их родственникам. В России при приеме на работу сотрудников ПМП не проводится ни психологического тестирования, ни психологических консультаций со специалистами. Требуются дополнительные многомерные модели исследований профессионально важных психологических компетенций сотрудников ПМП.
Скачивания
Литература
2. История развития паллиативной медицинской помощи в Российской Федерации / Г.А. Новиков, Е.С. Введенская, М.А. Вайсман, С.В. Рудой // Паллиативная медицина и реабилитация. 2020. № 2. С. 49–55.
3. Иванов А. Избавляя от боли, облегчая страдания… Паллиативная медицинская помощь в России: вчера, сегодня, завтра // Медицинская газета. 2017. № 59. С. 12.
4. Невзорова Д.В., Устинова А.И., Вагайцева М.В. Потребность в психологической помощи в рамках оказания паллиативной медицинской помощи: взгляд медицинского работ-ника // Pallium: паллиативная и хосписная помощь. 2023. № 4. С. 27–32.
5. Машарипова А.В., Нургалиева Н.К., Дербисалина Г.А. Актуальные проблемы и перспективы подготовки сестринских кадров для системы оказания паллиативной медицинской помощи // Профилактическая медицина. 2023. Т. 26(2). С. 24–30. DOI: 10.17116/profmed20232602124
6. Икорский А.А. Особенности эмоционального выгорания у специалистов, работающих с умирающими больными // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2015. № 1 (36). С. 102–121. DOI: 10.15382/sturIV201536.102-121
7. Риск выгорания медицинской сестры в паллиативной медицине / Г.Л. Микиртичан, В.А. Чулкова, Е.В. Пестерева и др. // Медицина и организация здравоохранения. 2019. Т. 4, № 2. С. 37–44.
8. Машарипова А.В., Нургалиева Н.К., Дербисалина Г.А. Знания и навыки медицинских сестер при оказании паллиативной помощи пациентам на этапе ПМСП в зарубежных странах (обзор литературы) // Биология и интегративная медицина. 2021. № 6(53). С. 176–182.
9. Актуальные вопросы преподавания паллиативной медицинской помощи в системе дополнительного профессионального образования / Ж.М. Сизова, Д.В. Невзорова, А.В. Бе-лобородова [и др.] // Анестезиология и реаниматология. 2016. Т. 61, № 4. С. 260–263. DOI: 10.18821/0201-7563-2016-4-260-263.
10. Колпина Л.В. Эйджизм и его последствия // Медицинская сестра. 2017. № 5. С. 37–39.
11. Лазебник Л.Б., Конев Ю.В. Эйджизм в период COVID-19 // Клиническая геронтология. 2022. № 1-2. DOI: 10.26347/1607-2499202101-02005-009
12. Калабина Е.Г., Газизова М.Р. Эйджизм: основные направления исследований в современных условиях // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2021. № 56. С. 97–108. DOI: 10.17223/19988648/56/7.
13. Колпина Л.В. Возрастная детерминация эйджизма социальных и медицинских работников // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12, № 1. С. 105–112. DOI: 10.12737/24776
14. Сидорчук Т.А., Сидорчук М.А. Роль медицинского сообщества в профилактике эйджизма в период пандемии // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10. № 3А. С. 202–210. DOI: 10.34670/AR.2021.73.57.018
15. Научные исследования в области геронтологии и гериатрии в Десятилетие здорового старения (2021–2030) / А.Н. Ильницкий, Н.И. Белоусов, О.А. Осипова и др. // Врач. 2021. Т. 32(6). С. 5–8. DOI: 10.29296/25877305-2021-06-01
16. Колпина Л.В. Эйджизм в обслуживании пожилых граждан учреждениями здравоохранения и социальной защиты: моногр. Ульяновск: Зебра, 2015. 128 с.
17. Arts-based palliative care training, education and staff development: A scoping review / B.M. Turton, S. Williams, C.R. Burton, L. Williams // Palliative Medicine. 2018 Vol. 32(2). P. 559–570. DOI: 10.1177/0269216317712189.
18. Evaluation of a Palliative Care Program for Nursing Homes in 7 Countries: The PACE Cluster-Randomized Clinical Trial / L. Van den Block, E. Honinx, L. Pivodic et al. // JAMA Internal Medicine. 2020. Vol. 180(2). P. 233–242. DOI: 10.1001/jamainternmed.2019.5349.
19. Strategies to promote coping and resilience in oncology and palliative care nurses caring for adult patients with malignancy: a comprehensive systematic review / L. Gillman, J. Adams, R. Kovac et al. // Joanna Briggs Institute Database of Systematic Reviews and Implementation Reports. 2015. Vol. 13(5). P. 131–204. DOI: 10.11124/jbisrir-2015-1898.
20. Curry C., Middleton H., Brown B. Palliative care training // Nurs Older People. 2009. Vol. 21(9). P. 18–23. DOI: 10.7748/nop2009.11.21.9.18.c7346.
21. Training hospital staff on spiritual care in palliative care influences patient-reported out-comes: Results of a quasi-experimental study / J. van de Geer, M. Groot, R. Andela et al. // Palliative Medicine. 2017. Vol. 31(8). P. 743–753. DOI: 10.1177/0269216316676648.
22. Nursing Staff Needs in Providing Palliative Care for Persons With Dementia at Home or in Nursing Homes: A Survey / S.R. Bolt, J.M.M. Meijers, J.T. van der Steen et al. // Journal of Nursing Scholarship. 2020. Vol. 52(2). P. 164–173. DOI: 10.1111/jnu.12542.
23. Nurses support needs in providing high‐quality palliative care to persons with dementia in the hospital setting: A cross‐sectional survey study / D.C.M. Huijten, S.R. Bolt, E. Meesterberends, J.M.M. Meijers // Journal of Nursing Scholarship. 2023. Vol. 55(2). P. 405–412. DOI: 10.1111/jnu.12828
24. Palliative care for advanced dementia: Knowledge and attitudes of longterm care staff / I.H. Chen, K.Y. Lin, S.H. Hu et al. // Journal of Clinical Nursing. 2018. Vol. 27(3-4). P. 848–858. DOI: 10.1111/jocn.14132.
25. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия. М.: Изд-во «Перо», 2014. 185 с.
26. Слесаренко З.Р. Эмпатия как атрибутивное свойство культуры. Казань: Казанский государственный энергетический университет, 2017. 130 с.
27. Duarte J., Pinto-Gouveia J. Empathy and feelings of guilt experienced by nurses: A cross-sectional study of their role in burnout and compassion fatigue symptoms // Applied Nursing Research. 2017. Vol. 35. P. 42–47. DOI: 10.1016/j.apnr.2017.02.006
28. Duarte J., Pinto-Gouveia J. The role of psychological factors in oncology nurses burnout and compassion fatigue symptoms // European Journal of Oncology Nursing. 2017. Vol. 28. P. 114–121. DOI: 10.1016/j.ejon.2017.04.002
29. Role of narrative medicine-based education in cultivating empathy in residents / J. Zhao, O. Xiantao, Q. Li et al. // BMC Medical Education. 2023. Vol. 23(1). P. 124. DOI: 10.1186/s12909-023-04096-5
30. Liao H.C., Wang Y.H. Storytelling in Medical Education: Narrative Medicine as a Resource for Interdisciplinary Collaboration // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17(4). P. 1135. DOI: 10.3390/ijerph17041135
31. Promoting empathy among medical students: A two-site randomized controlled study / C. Buffel du Vaure, C. Lemogne, L. Bunge et al. // Journal of Psychosomatic Research. 2017. Vol. 103. P. 102–107. DOI: 10.1016/j.jpsychores.2017.10.008
32. Balint groups and narrative medicine compared to a control condition in promoting students empathy / C. Lemonnier, S. Buffel du Vaur, N. Hertel et al. // BMC Medical Education. 2020. Vol. 20(1). P. 412. DOI: 10.1186/s12909-020-02316-w
33. Trotter S.A. Do you need compassion to work in palliative medicine? // BMJ Supportive and Palliative Care. 2021. Vol. 11. P. 422–426. DOI: 10.1136/bmjspcare-2020-002535
34. Compassion Fatigue Among Palliative Care Clinicians: Findings on Personality Factors and Years of Service / S. OMahony, M. Ziadni, M. Hoerger et al. // American Journal of Hospice and Palliative Medicine. 2018. Vol. 35(2). P. 343–347. DOI: 10.1177/1049909117701695
35. Delaney M.C. Caring for the caregivers: Evaluation of the effect of an eight-week pilot mindful self-compassion (MSC) training program on nurses compassion fatigue and resilience // PLoS One. 2018. Vol. 13(11). Art. ID e0207261. DOI: 10.1371/journal.pone.0207261
36. Васильева С.Н., Рыльская Е.А. Психологический тренинг и нарративное интервью как средства развития жизнеспособности человека в пожилом возрасте // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11, № 4. ID 35PSMN423. URL: https://mir-nauki.com/PDF/35PSMN423.pdf. (дата обращения: 20.12.2023).
37. Васильева С.Н., Рыльская Е.А. Конструирование дефиниции концепта «жизнеспособность профессионала» // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 2(107). С. 106–113. DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10358
References
-Copyright (c) 2024 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.