Личностные и социально-профессиональные особенности руководителей школ с различной организационной культурой (часть 1)

  • И. В. Выбойщик Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, 76) https://orcid.org/0000-0003-4194-369X xchik2007@rambler.ru
  • М. Е. Гумницкий ГК Eqvanta (Россия, 123290, г. Москва, тупик Магистральный 1-й, д. 11, стр. 10) https://orcid.org/0000-0002-4538-6504 gumm@mail.ru
  • Н. В. Маркина Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования (Россия, 454091, г. Челябинск, ул. Красноармейская, д. 88) https://orcid.org/0000-0002-5396-9785 nvmark@mail.ru
  • А. С. Гумницкая ООО «Мобильное электронное образование» (Россия, 129626, г. Москва, ул. Сущёвский Вал, 16, стр. 4) https://orcid.org/0000-0002-5797-1591 Ledi-ann87@rambler.ru
  • М. Л. Беркович ООО «Мобильное электронное образование» (Россия, 129626, Москва, ул. Сущёвский Вал, д. 16, стр. 4) https://orcid.org/0000-0002-8335-1820 berk_ml@mail.ru
Ключевые слова: организационная культура, ценностно-смысловые установки, стиль лидерства, командные роли, самооценка проектных компетенций

Аннотация

Обоснование. Исследование продолжает цикл авторских работ по изучению психологических ресурсов инновационной деятельности руководителей и педагогов школ. В данной статье ресурсы рассматриваются с учетом специфики организационной культуры, порождающей разный уровень образовательных результатов и отражающей различия в подходах к управлению. Согласно идее исследования, данные различия обусловлены личностными и социально-профессиональными особенностями руководителей школ. Цель: изучить особенности личностных свойств и социально-профессиональных характеристик руководителей школ с различной организационной культурой. Материалы и методы. В исследовании задействованы 85 руководителей школ-лидеров и 67 руководителей школ с низкими результатами обучения Ленинградской области. В качестве личностных свойств рассмотрены ценностно-смысловые установки и стиль лидерства; в качестве социально-профессиональных характеристик – командные роли, самооценка проектных компетенций, управленческий стаж и должность. Использованы методики: «Выбор пословиц» Н.В. Маркиной, «Многофакторный опросник лидерства» Б. Басса и Б. Аволио, тест «Командные роли» Р. Белбина, авторская анкета самооценки проектных компетенций. Статистическая обработка проведена с применением критерия Манна–Уитни и коэффициента углового преобразования Фишера. Результаты. Выделены два типа организационной культуры – системная, характерная для школ-лидеров, и диффузная, характерная для школ с низкими результатами обучения.  Определены личностные особенности руководителей школ двух типов, обусловленные различиями в их ценностно-смысловых установках и стилях лидерства. Заключение. Установлено, что организационная культура и различные уровни результатов обучения могут определяться культурой управления, которая представляет собой определенный конструкт личностных и социально-профессиональных характеристик руководителя.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

И. В. Выбойщик , Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, 76)

Кандидат психологических наук, доцент

М. Е. Гумницкий , ГК Eqvanta (Россия, 123290, г. Москва, тупик Магистральный 1-й, д. 11, стр. 10)

Руководитель направления методологии

Н. В. Маркина , Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования (Россия, 454091, г. Челябинск, ул. Красноармейская, д. 88)

Кандидат психологических наук, доцент

А. С. Гумницкая , ООО «Мобильное электронное образование» (Россия, 129626, г. Москва, ул. Сущёвский Вал, 16, стр. 4)

Руководитель проектной группы

М. Л. Беркович , ООО «Мобильное электронное образование» (Россия, 129626, Москва, ул. Сущёвский Вал, д. 16, стр. 4)

Кандидат экономических наук, первый заместитель генерального директора

Литература

1. Булгаков А.В. Человечность в организации: в контексте принципа культурного опосредования // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2020. № 4. С. 140–164. DOI: https://doi.org/10.28995/2073-6398-2020-4-140-164.
2. Синягин Ю.В. Особенности представлений руководителей об эффективной управленческой команде и способах ее формирования // Живая психология. 2019. Т. 6, № 1 (21). С. 25–45.
3. Жизнестойкость и факторы управленческой деятельности менеджеров образования с различным стажем и статусом: ресурсный подход / И.В. Выбойщик, Н.В. Маркина, Ю.Л. Юсупова, А.С. Гумницкая // Психология. Психофизиология. 2022. Т. 15, № 2. С. 5–18. DOI: https://doi.org/10.14529/jpps220201
4. Толерантность к неопределенности и саморегуляция руководителей школ с низкими и высокими образовательными результатами / Н.В. Маркина, Е.С. Первухина, М.Е. Гумницкий и др. // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 6 (159). С. 241–265. DOI: https://doi.org/10.25588/CSPU.2020.159.6.015.
5. Цибульникова В.Е. Модель ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления методическим объединением учителей // Казанский педагогический журнал. 2021. № 1 (144). С. 58–64. DOI: https://doi.org/10.51379/KPJ.2021.145.2.006
6. Асатрян Б.А. Эволюция ценностно-ориентированного управления: от научного менеджмента к «гибкому управлению» // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 5 (72). С. 85–89.
7. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. M.: Смысл, 2002. 480 с.
8. Абакумова И.В., Рядинская Е.Н. Ценностно-смысловые установки как фактор социальной интеграции личности в условиях вооруженного конфликта // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 27, № 1. С. 52–58.
9. Гордашникова О.Ю. Проектирование системы самооценки сформированности профессиональных компетенций руководителей общеобразовательных организаций // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2021. № 2 (30). С. 14–20.
10. Шушарина С.И., Глушак Е.В. Исследование связи ролевого взаимодействия и стиля лидерства участников проектных команд // International Journal of Medicine and Psychology. 2020.
Т. 3, № 4. С. 58–62.
11. Rad H.F., Shahi S., Fazeli A. The Role of Transformational Leadership and Knowledge Management in Organizational Innovation of Schools // Education and Self-Development. 2021. Vol. 16, No. 1. P. 40–53. DOI: https://doi.org/10.26907/esd16.1.05.
12. Lenskaya E., Brun I. Are Principals of Russian Schools Ready for Transformational Leadership // Educational Studies. 2016. No. 2. P. 62–99. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-2-62-99.
13. Удальцова М.О. Самооценка управленческих компетенций руководителей в струк-туре профессионального самосознания личности в связи с оценками экспертов // Всероссийский научно-практический журнал социальных и гуманитарных исследований. 2021. № 3(3). С. 26–28.
14. Попов А.В., Волочай А.В., Лугинина А.Г. Типологизация организационной культуры в контексте ее ценностных ориентаций // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 1. С. 58–63. DOI: https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-1-58-63.
15. Инклюзивная организационная культура как культура принятия разнообразия и взаимопонимания / М.А. Дьячкова, О.Н. Томюк, А.В. Шуталева, А.Ю. Дудчик // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 373–385. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.5.26.
16. Мониторинг профессиональных и организационно-управленческих ресурсов школ с низкими образовательными результатами по использованию возможностей цифровой обра-зовательной среды: из опыта управленческого консалтинга / Н.В. Маркина, А.М. Кондаков, Е.С. Первухина и др. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. 2021. 140 с. DOI: https://doi.org/10.52376/978-5-907419-67-4.
17. Хотинец В.Ю., Кожевникова О.В., Баранова Н.А. Согласование реальной и предпочитаемой организационной культуры современной региональной компании: ценностные предикторы // Российский психологический журнал. 2022. Т. 19, № 3. С. 232–245. DOI: https://doi.org/ 10.21702/rpj.2022.3.15.
18. Bass B.M. From transcendent to transformational leadership: Learning to share the vision // Organizational Dynamics. 1990. Vol. 5. P. 19–31.
19. Тихомиров А.А., Спэнглер У.Д. Стили лидерства и успешность слияний: трансформационно-трансакционная концепция лидерства // Российский журнал менеджмента. 2005. Т. 3, № 2. С. 71–98.
20. Инновационное лидерство и психометрические проблемы его диагностики / В.Г. Грязева-Добшинская, Ю.А. Дмитриева, П.С. Глухов, В.А. Глухова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2015. Т. 8, № 2. С. 14–24.
21. Белбин Р.М. Типы ролей в командах менеджеров. М.: Изд-во Hippo, 2003. 240 с.

References

-
Опубликован
2023-06-30
Как цитировать
Выбойщик, И., Гумницкий, М., Маркина, Н., Гумницкая, А., & Беркович, М. (2023). Личностные и социально-профессиональные особенности руководителей школ с различной организационной культурой (часть 1). Психология. Психофизиология, 16(2), 16-27. https://doi.org/10.14529/jpps230202
Раздел
Общая психология, психология личности, история психологии