Особенности интернет-зависимого поведения и временных показателей пребывания в Интернете у обучающихся из разных регионов России
Аннотация
Обоснование: из-за активного использования в подростковом возрасте интернет-ресурсов в условиях уже относительной личностной автономности, но все еще незрелости отдельных личностных и психофизиологических структур возникают повышенные риски для формирования интернет-зависимости у подростков. Цель: выявить особенности формирования интернет-зависимого поведения и его взаимосвязь с показателями пребывания в Интернете у обучающихся из разных регионов Российской Федерации. Материалы и методы: выборка составила 137 учащихся старших классов (16–17 лет), проживающих в г. Архангельске, Надыме и Симферополе. Применялись тест интернет-зависимости С. Чена (адаптация – К.А. Феклисовым, В.Л. Малыгиным) и анкетирование, направленное на выявление времени пребывания в Интернете. Методы математической статистики: однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA), апостериорный критерий Ньюмена – Кейлса, коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Результаты. Выявлена общая тенденция, которая проявляется в большей выраженности отдельных симптомов интернет-зависимого поведения и времени пребывания в Интернете у школьников Северного региона по сравнению со школьниками Южного региона; у учащихся г. Симферополя установлено линейное возрастание интернет-зависимости от времени пребывания в Интернете и отсутствие такой обусловленности у учащихся г. Архангельска и г. Надыма. Заключение. У подростков, проживающих в Северных и Южных регионах России, существуют особенности формирования интернет-зависимого поведения, которые обуславливают разную реакцию индивида на Интернет как потенциально аддиктивный агент. Критическая величина времени пребывания в Интернете, после которой данный фактор вызывает патогенное воздействие у лиц, проживающих в Северных регионах, будет разной по причине разной индивидуально-типологической реакции на отягощающие климато-географические факторы.
Скачивания
Литература
2. Goldberg I. Internet addiction disorder (IAD) // Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 191. P. 1372–1376. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.292
3. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психологический журнал. 2004. Т. 25, № 1. С. 90–101.
4. Малыгин В.Л., Хомерики Н.С., Смирнова Е.А. Интернет-зависимое поведение // Журнал неврологии и психиатрии. 2011. № 8. С. 86–92.
5. Orzack M.H. Computer addiction: What is it? Text // Psychiatric Times. 1998. Vol. 15, no. 8. P. 34–38.
6. Био-психо-социальная модель интернет-зависимого поведения у подростков. Факторы риска формирования и принципы терапии / В.Л. Малыгин, Н.С. Хомерики, Ю.А. Меркурьева, А.С. Искандирова, Е.Е. Пахтусова // Неврологический вестник. 2017. Т. 49, № 1. С. 88–90.
7. Park B., Han D.H., Roh S. Neurobiological findings related to Internet use disorders // Psychiatry and Clinical Neurosciences. 2017. Vol. 71, no. 7. P. 467–478. DOI: https://doi.org/10.1111/pcn.12422.
8. Attention deficit hyperactivity symptoms and Internet addiction / H.J. Yoo, S.C. Cho, J. Ha et al. // Psychiatry & Clinical Neurosciences. 2004. Vol. 58. P. 487–494. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1440-1819.2004.01290.x
9. Internet Addiction: The Role of Parental Care and Mental Health in Adolescence / C. Trumello, L. Vismara, C. Sechi et al. // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18 URL: https://doi.org/10.3390/ijerph182412876 (дата обращения: 14.04.2022).
10. Молчанова Л.Н., Ильина В.В. Особенности взаимосвязи социального интеллекта и склонности к интернет-зависимому поведению у студентов медицинского вуза // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2019. Т. 9, № 2 (31). С. 170–184.
11. Lopez-Fernandez О. Problematic Internet use in British adolescents: An exploration of the addictive symptomatology // Computers in Human Behavior. 2014. No. 35. Р. 224–233 DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.chb.2014.02.042
12. Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л.: Медицина, 1978. 272 с.
13. Панин Л.Е., Соколов В.П. Психологические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. Новосибирск: Наука, 1981. 176 с.
14. Кривоногова Е.В., Кривоногова О.В., Поскотинова Л.В. Индивидуально-типологические особенности реактивности ЭЭГ-ритмов, сердечно-сосудистой системы и уровня лактоферрина в условиях общего воздушного охлаждения человека // Физиология человека. 2021. Т. 47, № 5. С. 67–76.
References
-Copyright (c) 2022 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.