Особенности интернет-зависимого поведения и временных показателей пребывания в Интернете у обучающихся из разных регионов России

  • А. С. Гальченко Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования (Россия, 295000, г. Симферополь, ул. Ленина, 15) https://orcid.org/0000-0002-0905-6612 asg.7@mail.ru
  • Л. В. Поскотинова Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова Уральского отделения Российской академии наук (Россия, 163000, г. Архангельск, набережная Северной Двины, 23) https://orcid.org/0000-0002-7537-0837 liliya200572@mail.ru
  • П. Е. Григорьев Севастопольский государственный университет (Россия, 299053, г. Севастополь, ул. Университетская, 33) https://orcid.org/0000-0001-7390-9109 grigorievpe@cfuv.ru
Ключевые слова: интернет-пространство, виртуальная реальность, интернет-зависимость, симптомы интернет-зависимости, интернет-активность, климатогеографические условия проживания, потенциально аддиктивный агент

Аннотация

Обоснование: из-за активного использования в подростковом возрасте интернет-ресурсов в условиях уже относительной личностной автономности, но все еще незрелости отдельных личностных и психофизиологических структур возникают повышенные риски для формирования интернет-зависимости у подростков. Цель: выявить особенности формирования интернет-зависимого поведения и его взаимосвязь с показателями пребывания в Интернете у обучающихся из разных регионов Российской Федерации. Материалы и методы: выборка составила 137 учащихся старших классов (16–17 лет), проживающих в г. Архангельске, Надыме и Симферополе. Применялись тест интернет-зависимости С. Чена (адаптация – К.А. Феклисовым, В.Л. Малыгиным) и анкетирование, направленное на выявление времени пребывания в Интернете. Методы математической статистики: однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA), апостериорный критерий Ньюмена – Кейлса, коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Результаты. Выявлена общая тенденция, которая проявляется в большей выраженности отдельных симптомов интернет-зависимого поведения и времени пребывания в Интернете у школьников Северного региона по сравнению со школьниками Южного региона; у учащихся г. Симферополя установлено линейное возрастание интернет-зависимости от времени пребывания в Интернете и отсутствие такой обусловленности у учащихся г. Архангельска и г. Надыма. Заключение. У подростков, проживающих в Северных и Южных регионах России, существуют особенности формирования интернет-зависимого поведения, которые обуславливают разную реакцию индивида на Интернет как потенциально аддиктивный агент. Критическая величина времени пребывания в Интернете, после которой данный фактор вызывает патогенное воздействие у лиц, проживающих в Северных регионах, будет разной по причине разной индивидуально-типологической реакции на отягощающие климато-географические факторы.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

А. С. Гальченко , Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования (Россия, 295000, г. Симферополь, ул. Ленина, 15)

Кандидат психологических наук, ученый секретарь

Л. В. Поскотинова , Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова Уральского отделения Российской академии наук (Россия, 163000, г. Архангельск, набережная Северной Двины, 23)

Доктор биологических наук, кандидат медицинских наук, доцент, главный научный сотрудник, заведующий лабораторией биоритмологии

П. Е. Григорьев , Севастопольский государственный университет (Россия, 299053, г. Севастополь, ул. Университетская, 33)

Доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры «Психология»

Литература

1. Young K.S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder // Cyber Psychology and Behavior. 1998. Vol. 1, no. 3. P. 237–244 DOI: http://doi.org/10.1089/cpb.1998.1.237
2. Goldberg I. Internet addiction disorder (IAD) // Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 191. P. 1372–1376. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.292
3. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психологический журнал. 2004. Т. 25, № 1. С. 90–101.
4. Малыгин В.Л., Хомерики Н.С., Смирнова Е.А. Интернет-зависимое поведение // Журнал неврологии и психиатрии. 2011. № 8. С. 86–92.
5. Orzack M.H. Computer addiction: What is it? Text // Psychiatric Times. 1998. Vol. 15, no. 8. P. 34–38.
6. Био-психо-социальная модель интернет-зависимого поведения у подростков. Факторы риска формирования и принципы терапии / В.Л. Малыгин, Н.С. Хомерики, Ю.А. Меркурьева, А.С. Искандирова, Е.Е. Пахтусова // Неврологический вестник. 2017. Т. 49, № 1. С. 88–90.
7. Park B., Han D.H., Roh S. Neurobiological findings related to Internet use disorders // Psychiatry and Clinical Neurosciences. 2017. Vol. 71, no. 7. P. 467–478. DOI: https://doi.org/10.1111/pcn.12422.
8. Attention deficit hyperactivity symptoms and Internet addiction / H.J. Yoo, S.C. Cho, J. Ha et al. // Psychiatry & Clinical Neurosciences. 2004. Vol. 58. P. 487–494. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1440-1819.2004.01290.x
9. Internet Addiction: The Role of Parental Care and Mental Health in Adolescence / C. Trumello, L. Vismara, C. Sechi et al. // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18 URL: https://doi.org/10.3390/ijerph182412876 (дата обращения: 14.04.2022).
10. Молчанова Л.Н., Ильина В.В. Особенности взаимосвязи социального интеллекта и склонности к интернет-зависимому поведению у студентов медицинского вуза // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2019. Т. 9, № 2 (31). С. 170–184.
11. Lopez-Fernandez О. Problematic Internet use in British adolescents: An exploration of the addictive symptomatology // Computers in Human Behavior. 2014. No. 35. Р. 224–233 DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.chb.2014.02.042
12. Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л.: Медицина, 1978. 272 с.
13. Панин Л.Е., Соколов В.П. Психологические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. Новосибирск: Наука, 1981. 176 с.
14. Кривоногова Е.В., Кривоногова О.В., Поскотинова Л.В. Индивидуально-типологические особенности реактивности ЭЭГ-ритмов, сердечно-сосудистой системы и уровня лактоферрина в условиях общего воздушного охлаждения человека // Физиология человека. 2021. Т. 47, № 5. С. 67–76.

References

-
Опубликован
2022-12-29
Как цитировать
Гальченко, А., Поскотинова, Л., & Григорьев, П. (2022). Особенности интернет-зависимого поведения и временных показателей пребывания в Интернете у обучающихся из разных регионов России. Психология. Психофизиология, 15(4), 5-14. https://doi.org/10.14529/jpps220401
Раздел
Общая психология, психология личности, история психологии