КЕЙС-МЕТОД КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ
Ключевые слова:
кейс-метод, направленности рефлексии, модальности рефлексии, децентрация, идентификация, идентичность, позиция
Аннотация
В публикации раскрываются и экспериментально подтверждаются основные возможности применения кейс-метода для развития рефлексии, к которым относятся организация осознания имеющихся в личном опыте и освоение новых идентификаций, идентичностей, позиций субъекта. Показано, что процесс развития рефлексии разворачивается посредством организации процессов децентрации, реконструкции, субъективации, объективации и апробации нового опыта. Экспериментальное подтверждение развития рефлексии получили два варианта ее направленности на саморазвитие (рефлексия рефлексии) и на системную переработку информации. Определено, что благодаря организованной работе с кейсом характерная для юношеского возраста склонность рефлексии к искажениям существенно изменяется в сторону подлинного представления субъекта о своей рефлексии. Указано на диагностические, развивающие и управляющие характеристики матричной рефлексивной формы, в которой отражена модально-интенциональная модель рефлексии.Скачивания
Данные скачивания пока не доступны.
Литература
1. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А.В. Карпов // Психологический журнал. 2003. – Т. 24, № 5. – С. 45–57
2. Карпов, А.В. Психология принятия решения в управленческой деятельности. Метасистемный подход / А.В. Карпов, А.А. Карпов, Е.В. Маркова. – М.: Издательский дом РАО; Ярославль: ЯрГУ, 2016. – 644 с.
3. Карпов, А.В. Психология метакогнитивных процессов личности / А.В. Карпов, И.М. Скитяева. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – 352 с.
4. Левашкина, А.О. Изучение особенностей идентификации детей дошкольного возраста с родителями в полных и неполных семьях // Ярославский педагогический вестник. Т. II (Психолого-педагогические науки). – 2012. – № 3. – С. 262–265.
5. Леонтьев, Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. – М.: Педагогика. – 2011. – № 1. – С. 3–27.
6. Леонтьев, Д.А. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике / Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2014. – Т. 11, № 4. – С. 110–135.
7. Мамардашвили, М.К. Психологическая топология пути. М. Пруст «В поисках утраченного времени» / М.К. Мамардашвили. – СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт; ТОО «Журнал «Нева», 1997. – 571 с.
8. Попова, Л.В. Методы изучения процессов идентификации / Л.В. Попова // Вопросы психологии. – 1988. – № 1. – С. 163–168.
9. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – М.: Наука, 1997. – 191 с.
10. Сайто, И. Кокология. Психологические игры / И. Сайто, Т. Нагао. – М.: София, Гелиос, 2002. – 192 с.
11. Сизикова, Т.Э. Мета-модель рефлексии в рамках мета-онтологии / Т.Э. Сизикова // Сибирский психологический журнал. – 2018а. – № 68. – С. 6–31. DOI: 10.17223/17267080/66/1.
12. Сизикова, Т.Э. Модальнодифференциальный подход в психодиагностике // рефлексии / Т.Э. Сизикова // Вестник КГУ. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2018б. – № 2. – С. 51–60.
13. Сизикова, Т.Э. Психодиагностические методы рефлексии как метод развития рефлексии. Ч. 1 / Т.Э. Сизикова, О.А. Дураченко // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки». – 2018в. – № 3 (46). – С. 81–86.
14. Симонова, О.А. К формированию социологии идентичности / О.А. Симонова // Социологический журнал. – 2008. – № 3. – С. 45–61.
15. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.
16. Слободчиков, В.И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе / В.И. Слободчиков // Проблемы рефлексии. – Новосибирск: Институт философии РАН, 1987. – С. 60–68.
17. Шаров, А.С. Онтология рефлексии: природа, функции и механизмы / А.С. Шаров // Рефлексивные процессы и управление. – 2005. – Т. 5, № 1. – С. 71–92.
18. Шигабетдинова, Г.М. Феномен рефлексии: границы понятия / Г.М. Шигабетдинова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. – № 2 (1). – С. 415–422.
19. Эйдемиллер, Э.Г. Детская психиатрия. Учебник для вузов / Э.Г. Эйдемиллер. – СПб.: Издательский Дом ПИТЕР, 2005. – 1120 с.
20. Hall? S. Introduction: Who needs identity? Questions of cultural identity. Ed. by S. Hall, P. Du Gay. – London, Sage, 1996. – 196 p.
2. Карпов, А.В. Психология принятия решения в управленческой деятельности. Метасистемный подход / А.В. Карпов, А.А. Карпов, Е.В. Маркова. – М.: Издательский дом РАО; Ярославль: ЯрГУ, 2016. – 644 с.
3. Карпов, А.В. Психология метакогнитивных процессов личности / А.В. Карпов, И.М. Скитяева. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – 352 с.
4. Левашкина, А.О. Изучение особенностей идентификации детей дошкольного возраста с родителями в полных и неполных семьях // Ярославский педагогический вестник. Т. II (Психолого-педагогические науки). – 2012. – № 3. – С. 262–265.
5. Леонтьев, Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. – М.: Педагогика. – 2011. – № 1. – С. 3–27.
6. Леонтьев, Д.А. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике / Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2014. – Т. 11, № 4. – С. 110–135.
7. Мамардашвили, М.К. Психологическая топология пути. М. Пруст «В поисках утраченного времени» / М.К. Мамардашвили. – СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт; ТОО «Журнал «Нева», 1997. – 571 с.
8. Попова, Л.В. Методы изучения процессов идентификации / Л.В. Попова // Вопросы психологии. – 1988. – № 1. – С. 163–168.
9. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – М.: Наука, 1997. – 191 с.
10. Сайто, И. Кокология. Психологические игры / И. Сайто, Т. Нагао. – М.: София, Гелиос, 2002. – 192 с.
11. Сизикова, Т.Э. Мета-модель рефлексии в рамках мета-онтологии / Т.Э. Сизикова // Сибирский психологический журнал. – 2018а. – № 68. – С. 6–31. DOI: 10.17223/17267080/66/1.
12. Сизикова, Т.Э. Модальнодифференциальный подход в психодиагностике // рефлексии / Т.Э. Сизикова // Вестник КГУ. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2018б. – № 2. – С. 51–60.
13. Сизикова, Т.Э. Психодиагностические методы рефлексии как метод развития рефлексии. Ч. 1 / Т.Э. Сизикова, О.А. Дураченко // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки». – 2018в. – № 3 (46). – С. 81–86.
14. Симонова, О.А. К формированию социологии идентичности / О.А. Симонова // Социологический журнал. – 2008. – № 3. – С. 45–61.
15. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.
16. Слободчиков, В.И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе / В.И. Слободчиков // Проблемы рефлексии. – Новосибирск: Институт философии РАН, 1987. – С. 60–68.
17. Шаров, А.С. Онтология рефлексии: природа, функции и механизмы / А.С. Шаров // Рефлексивные процессы и управление. – 2005. – Т. 5, № 1. – С. 71–92.
18. Шигабетдинова, Г.М. Феномен рефлексии: границы понятия / Г.М. Шигабетдинова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. – № 2 (1). – С. 415–422.
19. Эйдемиллер, Э.Г. Детская психиатрия. Учебник для вузов / Э.Г. Эйдемиллер. – СПб.: Издательский Дом ПИТЕР, 2005. – 1120 с.
20. Hall? S. Introduction: Who needs identity? Questions of cultural identity. Ed. by S. Hall, P. Du Gay. – London, Sage, 1996. – 196 p.
References
Опубликован
2019-07-15
Как цитировать
Сизикова, Т., & Дураченко, О. (2019). КЕЙС-МЕТОД КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ. Психология. Психофизиология, 12(2), 18-28. https://doi.org/10.14529/jpps190202
Выпуск
Раздел
Общая психология
Copyright (c) 2019 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.